|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Ярким примером объектов, особенно нуждающихся в комплексной распределенной системе безопасности, являются банкоматы. Ведь банкомат – это практически единственный элемент банка, который может находиться вне зоны главного офиса или филиала. При этом он востребован и пользуется активным вниманием как честных граждан – клиентов банка, так и недобросовестных представителей общества.
Первые банкоматы появились в России в начале 90-х годов и очень быстро завоевали популярность. Сейчас уже трудно представить себе их отсутствие, и даже временная их неработоспособность вызывает раздражение. По статистическим данным в России на сегодняшний день установлено около 30 тыс. банкоматов – примерно 200 устройств на 1 млн человек. И это только начало пути. В Европе соотношение составляет 600 устройств на 1 млн человек, в Великобритании – 800, в США – 1000.
С каждым днем все большее количество различных банков устанавливают банкоматы не только в своих филиалах, но и в местах общего пользования: на улицах, в торговых центрах, аэропортах, вокзалах, метро, культурных и развлекательных центрах. За счет расширения функциональности этих устройств повышается уровень сервиса пользователей. Если раньше банкомат воспринимался исключительно как устройство для выдачи денег, то теперь с его помощью можно пополнить счет на мобильном телефоне, заплатить по коммунальным счетам, перевести деньги в другой регион и даже взять кредит наличными. На основе банкоматов появились целые филиалы самообслуживания банков.
Примером может служить открытый в феврале 2006 г. круглосуточный филиал самообслуживания в Центральном отделении Сбербанка Санкт-Петербурга, расположенный на ул. Думской. Наличие разнообразных терминалов позволяет клиентам выполнять большой спектр банковских операций без помощи кассиров и контролеров, затрачивая на это минимум времени. Уникальный комплекс позволяет избавить клиентов от ожидания в очереди на улице, его размеры и размещение оборудования позволяют обслуживать до 150 человек в час. Причем это не только удобно, но и безопасно: клиенты филиала и его оборудование находятся под постоянным наблюдением и охраной комплексной системы безопасности.
Параллельно с бурным развитием банкоматов, банкоматных и эквайринговых сетей появлялись сопутствующие проблемы с их эксплуатацией и защитой от посягательств криминальных элементов. К сожалению, популярность банкоматов росла не только у добропорядочных граждан, но и среди лиц, которые видят в этом устройстве возможность быстрой наживы.
Грабители применяют разные методы для достижения своих целей. Можно вспомнить волну краж, прокатившуюся по Японии, когда за полгода было осуществлено 49 ограблений при помощи строительной техники. Оригинальный способ пытались использовать грабители в Великобритании. Они вырыли 20-метровый туннель, напоминавший скорее шахту. Правда, немного не повезло - тоннель обнаружили строители при прокладке кабеля.
Американские преступники предпочитают подъехать, вырвать банкомат, погрузить его в машину и быстро уехать. Грабители из Санкт-Петербурга также применяли подобный метод: оглушив охранника одного из бизнес-центров, целиком уволокли банкомат. В городе Колпино злоумышленники проникли в магазин, вскрыв два замка на входной двери, а затем и заднюю стенку банкомата с помощью сварочного аппарата. Удачно орудовал газосварочным аппаратом и грабитель в Волгограде. В Хабаровске преступники применяли дисковую пилу. Эта же методика несколько раз применялась в 2006 году в Петербурге, правда, не всегда успешно для грабителей.
«Понятно, что для использования описанных выше способов криминальным элементам нужно достаточное время и уверенность, что шум никто не услышит, а банкомат не оборудован тревожными датчиками. Именно поэтому очень важно иметь распределенную систему безопасности банкоматной сети, позволяющую не только принимать в мониторинговом центре тревожные сообщения от устройств, но и контролировать состояние оборудования и линий связи. Ведь в противном случае, отключив банкомат от сети, преступник сможет быть уверен, что ему никто не помешает», – говорит директор по работе с партнерами ITV Евгений Кондратьев.
Преступники в Москве реже используют банальный взлом банкоматов, а обчищают их с помощью высоких технологий. Мошенники крадут номера и пин-коды кредиток, после чего, используя уже изготовленную копию карты, получают деньги. Для такого вида мошенничества используется так называемое скимминговое устройство, которое вставляется в область картридера. Устройство считывает информацию с магнитной полосы карты клиента, а значение пин-кода может быть получено с помощью специальной накладки на клавиатуру или путем установки миниатюрной телекамеры.
Так может выглядеть накладка на картридер
Источник: ITV, 2008
Директор департамента внедрения и консультирования «Эн.Си.Ар.» (NCR) Марк Орлов дополняет: «Проблема мошенничества в сфере банковского самообслуживанияне не нова. Многие схемы уже были опробованы и пресечены, поэтому сейчас яркие криминальные «идеи» появляются довольно редко. Например, прошлым летом в Турции был зарегистрирован такой случай. Если уличный банкомат не работал или же скапливалась длинная очередь желающих обналичить часть средств на карточке, к людям подходил местный житель и удивлялся: «Что все здесь делают? Ведь за углом есть терминал, через который можно получить деньги». Люди шли туда, использовали карточку, вводили пин-код и получали запрашиваемую сумму. Человек был рад, что получил наличные, а в это время уже готовая копия карточки давала полный доступ к оставшимся средствам на счете. Как дальше развивались события - не трудно представить».
Легко заметить, что профессионализм мошенников в изготовлении «жучков» растет. Даже зная о них, обычный пользователь карточки теперь уже вряд ли сможет заметить скимминговое устройство или отличить его от штатного. Поэтому ответственность за выявление и борьбу с этой болезнью ложится в первую очередь на сами банки и сервисные организации. Эффективность их работы в этом направлении непосредственно влияет на имидж и популярность конкретного банка. Для этого потребуется комплекс организационных и технических мер, в том числе с использованием современных видеотехнологий и сетевого мониторинга.
В NCR отмечают, что задействуется целый комплекс мер. Во-первых, банковский персонал, каждый раз выезжая к устройству, осматривает его и в случае возникновения малейших подозрений немедленно информирует банк. Во-вторых, банки ведут постоянную просветительскую работу, рассказывая в буклетах и в роликах в самом банкомате, как могут выглядеть накладки на клавиатуру ввода и считывающие устройства для картридера. Уже такое простое действие, как прикрывание рукой клавиатуры в момент ввода пин-кода, снижает возможность мошенничества в несколько раз. В-третьих, имеется широкий выбор технических средств защиты банкомата. Самыми простыми из них являются устройства низшей ценовой категории, которые уже сильно усложняют установку мошеннического оборудования.
Далее по возростанию можно отметить такие устройства, как внешнее видеонаблюдение, специально сконструированные панели ввода, на которых любая накладка сильно бросается в глаза, и т. д. Пиком современных разработок в данной области являются сложные электронные устройства, которые улавливают минимальные изменения в магнитном поле банкомата, вызываемые установкой даже внешне незаметных устройств, - комментирует эксперт.
Так выглядит накладная клавиатура
Источник: ITV, 2008
Интегрированная распределенная система – высший уровень безопасности
Система технической безопасности банкоматов не должна ограничиваться локальным видеонаблюдением и тревожной сигнализацией. Это обусловлено, в частности, тем, что при эксплуатации банкоматов возникают задачи, связанные не только с их физической сохранностью, но и с претензионной работой банка (рассмотрение инцидентов с банковскими картами и терминалами самообслуживания, расследование мошеннических операций с банковскими картами). При такой работе необходима привязка параметров банковских операций на терминалах к содержимому видеоархива. Именно по этим данным можно существенно ускорить процесс поиска, а также получить неопровержимые данные о проведении банковской транзакции конкретным лицом.
Телекамера может быть установлена прямо на банкомат или рядом
Источник: ITV, 2008
«Автономные локальные видеорегистраторы, устанавливаемые в банкоматах, являются в большинстве случаев абсолютно бесконтрольными устройствами с точки зрения мониторинга их технического состояния. Неоднократно бывали случаи, когда приехавший к банкомату специалист службы безопасности сталкивался с проблемой неработающего уже длительное время оборудования. Отсутствие сетевого взаимодействия негативно сказывается также и на оперативности оповещения службы безопасности о вандальных действиях по отношению к банкомату», – добавляет Евгений Кондратьев.
На сегодняшний день в большинстве случаев на отечественном рынке под системой безопасности банкоматов понимают автономную систему видеонаблюдения банкомата. В лучшем случае, эти системы могут частично интегрироваться с банкоматом и, при наличии широких каналов передачи данных, передавать события и видеоданные на удаленное рабочее место. Однако существуют отечественные технологии, которые могут работать на основе штатных каналов связи банкоматов и решают сразу целый комплекс задач в интересах различных служб банка и сервисной компании.
Важно, что подобные технологии органично включаются в состав, а иногда даже становятся основой общей системы безопасности филиала или отделения банка. Причем, благодаря удаленному мониторингу технического состояния оборудования такие системы не только обеспечивают максимальный уровень безопасности, но и помогают снизить расходы, связанные с эксплуатацией распределенной сети банкоматов.
Алексей Шилкин