|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
На степень развития высокотехнологичных услуг хорошо указывает показатель затрат на телекоммуникации, который способен многое сказать о развитии и интенсивности использования телекоммуникационной инфраструктуры компании, а через это – и об интенсивности обмена с рыночным окружением. В этот показатель включены не только расходы на традиционные виды телефонной связи (местную, междугороднюю, международную, сотовую), но и расходы на электронную почту, телеконференции, интернет- и мобильный банкинг и т.д.
В расходах компаний на телеком отражается развитие целого комплекса высокотехнологичных видов услуг. Для банковского сектора это, прежде всего, поддержка услуг интернет-банкинга, мобильного банкинга, серверная поддержка сетей банкоматов, а если банк предоставляет брокерские услуги – то ещё и поддержка работы электронной биржи, наконец, поддержка обычных систем маркетинговых коммуникаций с клиентом через интернет, информационная работа с клиентом через Call-центры и т.д.
По данному показателю российский банковский сектор занимает срединное положение относительно других отраслей, хотя последние год-два расходы на связь в секторе растут довольно высокими темпами. В 2006 году они составили 7,8 млрд руб., по первым оценкам за 2007 год – 9-10 млрд руб. (из них 16% - оплата интернет-трафика).
Динамика расходов банков на телеком услуги, 2002-2007
Отмеченный уровень расходов составляет порядка 9,5% от всех расходов на связь в российской экономике (для сопоставления, вес банковского сектора в экономике по расходам на ИТ – 15%). Менее развитую телекоммуникационную инфраструктуру демонстрируют почти все отрасли промышленности. Так, расходы на связь в добывающей промышленности примерно в 2,5 раза ниже, в электронном машиностроении в 7 раз ниже и т.д. Зато госструктуры расходуют в 1,5 раза больше, а в секторе телекоммуникаций, по последним данным, в 2 раза больше.
Согласно Росстату, последний крупный всплеск темпов расходов банков на связь был отмечен в 2003 году (+67%). Затем в 2004 году последовал столь же резкий спад темпов (-38,8%), 2005-й отмечен умеренным ростом (+22%), а в 2006-2007 гг. расходы банковского сектора на связь росли с темпами 27% и 30% соответственно.
Банки увеличивают расходы на связь медленнее, чем предприятия и организации экономики в целом. Так, в 2004 году расходы банков на услуги связи на 34% отставали от средних по экономике, в 2005 году – уже на 13%, в 2006-м всего лишь на 9%. По итогам 2007 года затраты на телеком в банковском секторе по темпам сравнялись со средними по экономике.
Темпы роста расходов банков на телеком услуги
Для иллюстрации эффекта экономической отдачи от инвестиций в высокотехнологичные направления работы с клиентом (косвенным показателем чего мы считаем рост телекоммуникационных затрат банков) приведены сравнения роста телеком. затрат по отношению к росту прибыли за текущий год.
Соотношение роста телеком. затрат с ростом прибыли также дает устойчивую картину сближения темпов. В среднем затраты банков на услуги связи растут медленнее прибыли соответствующего года. Например, в 2005 году рост телекоммуникационных затрат составлял 83% от роста прибыли, в 2006 году – 90%, в 2007-м – оценочно 95% от роста прибыли. Таким образом, как в абсолютном, так и в относительном выражении наращивание затрат банков на связь налицо.
В данном случае можно назвать три основных фактора. Во-первых, это усложнение системы управления (как структурное, так и географическое) ведущих российских банков, усложнение характера предоставляемых услуг, требующих дополнительной телекоммуникационной поддержки, а также рост деловой активности банков, связанной с необходимостью поиска и поддержки принципиально новых межотраслевых и международных деловых контактов.
Рост затрат на трафик является естественным следствием работы информационных систем усложняющейся ИТ-инфраструктуры банков. Разветвленная филиальная сеть ведущих банков и всё более актуализующаяся необходимость соответствовать мировым стандартам делает эти структуры крайне чувствительными к эффективности систем обработки информации, поэтому для операторов ключевым моментом развития становится информационно-технологическоеобеспечение внутренних и внешних бизнес-процессов.
Во-вторых, рост трафика обуславливается возрастанием требований к процессам внутрисетевого обмена информацией по мониторингу ИТ-безопасности, отслеживания и обработки инцидентов. Пренебрежение последним чревато для банков не только рисками сбоев в системе безопасности, но и недопуском на мировые биржи - например в связи с несоответствием системы управления безопасностью требованиям SOX.
В-третьих, дополнительные расходы на трафик являются следствием усложнения услуг, предоставляемых банками. Рост объема обрабатываемой операторами информации растет вместе с появлением инновационных услуг – таких как поддержка услуг интернет-банкинга, мобильного банка (WAP-, SMS-банкинг и т.д.), электронных брокерских услуг и т.д.
2007-й год было отмечен продолжением роста высокотехнологичных банковских услуг – прежде всего, это рост рынка пластиковых карт, расширения сетей банкоматов и развития их функциональных возможностей. Объём операций с пластиковыми картами только за IV квартал 2007 года составил 1,9 трлн. руб., что в 1,5 раза выше, чем за соответствующий период прошлого года. Количество банковских карт в обращении за 2007 год увеличилось с 74,6 млн.шт. до 103,3 млн.шт. Ведущую роль в развитии сектора высокотехнологичных услуг играют столицы. Так, на Москву и Московскую область приходится до 45-50% всего оборота пластиковых карт и до 30-50% объема всех совершаемых по ним операциям.
Операции, совершенные держателями пластиковых карт, эмитированных российскими банками
Наименование территории | Физические лица | Юридические лица | ||||
Количество карт (по состоянию на 1 января соотв. года), ед. | Всего операций (включая операции за рубежом) | Количество карт (по состоянию на 1 января соотв. года), ед. | Всего операций (включая операции за рубежом) | |||
кол-во, ед. | сумма, млн. руб. | кол-во, ед. | сумма, млн. руб. | |||
На конец IV квартала 2007 года | ||||||
Всего | 103 315 782 | 465 896 014 | 1 896 996,00 | 180 800 | 3 039 718 | 94 152,60 |
Москва и МО | 48 503 561 | 112 894 178 | 642 522,40 | 87 711 | 548 849 | 50 538,20 |
С.-Петербург и ЛО | 5 264 987 | 34 401 970 | 147 162 | 9 669 | 115 610 | 8 002 |
На конец IV квартала 2006 года | ||||||
Всего | 74 592 114 | 346 803 327 | 1 302 316 070,18 | 170 078 | 1 783 679 | 62 063 326,80 |
Москва и МО | 31 543 513 | 82 435 652 | 422 124 880,85 | 97 599 | 430 339 | 35 150 327,36 |
С.-Петербург и ЛО | 4 462 624 | 27 446 802 | 106 029 483 | 8 156 | 113 821 | 5 586 777 |
Источник: ЦБ РФ 2008
Аналитики давно указывали, что операции с населением – фактически последний до конца не освоенный в России сегмент рынка банковских услуг. Рынок пластиковых карт по-прежнему не насыщен, а банкомат до сих пор вещь чуть ли не дефицитная, которую обычно, когда он нужен, приходится долго искать. Так что у рынка банковских услуг огромные перспективы, и если их не используют российские банки, то используют западные. В ближайшее время, несомненно, следует ожидать лавинообразного развития этого сегмента услуг и обострения конкурентной борьбы в нём, которая будет сопровождаться приходом новых игроков, неожиданными альянсами и изменениями в расстановке сил.
Top10 банков по объемам выданных кредитов по пластиковым картам в 2007 году
№ | Банк | Выдано кредитов по пластиковым картам в 2007г., тыс. руб. | Изменение за год, % | Доля овердрафтов по пластиковым картам, % | Доля кредитов выданных в регионах (без учёта Москвы и МО, Санкт-Петербурга и ЛО), % | Количество пластиковых карт по которым производились операции в 2007г., шт. |
1 | ВТБ 24 |
21 022 719,10 | 341,88 | 88,95 | 66,26 | 564 092 |
2 | Альфа-Банк |
10 518 125,60 | 86,72 | 0,49 | 46,7 | 66 406 |
3 | УРСА Банк |
8 134 978,80 | > 1000 | 0,39 | 100 | 129 243 |
4 | Авангард |
6 389 988,00 | 77,22 | 0 | н.д. | 125 543 |
5 | Уралсиб |
4 546 377,20 | 8,43 | 34,37 | 97,49 | 82 947 |
6 | Росбанк |
4 279 061,50 | -6.57 | 40,43 | 85,77 | 135 485 |
7 | Кредит Европа Банк |
3 368 356,30 | > 1000 | 3,5 | 0 | 127 075 |
8 | МБРР |
2 896 363,30 | 112,29 | 1,76 | 39,52 | 49 803 |
9 | Национальный Банк Траст |
2 178 975,00 | 126,46 | 0 | 85,63 | 131 240 |
10 | Драгоценности Урала |
1 213 950,00 | 72,01 | 1,94 | н.д. | 28 662 |
Источник: РБК. Рейтинг, 2008
По данным РБК.Рейтинг, лидерами по количеству кредитов, выданных по пластиковым картам, стали ВТБ24 (выдано кредитов по картам на сумму более 21 млрд руб.), "Альфа-банк" (кредиты по картам на сумму 10,5 млрд руб.) и "УРСА Банк" (соответствующий показатель - свыше 8 млрд руб.). В пятёрку лидеров по данному показателю входят также банк "Авангард" и "Уралсиб" (6,4 млрд руб. и 4,5 млрд руб. кредитов по картам, соответственно). Причём рост этого вида услуг колоссален – у ВТБ24 +341,9%, у "Альфа-Банка" +86,7%, у "УРСА Банка" – более чем в 1000 раз за год.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics