|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Биржи — эффективный рыночный механизм привлечения нового капитала, который пока мало освоен российскими предпринимателями. Ожидается, что в ближайшие годы это направление будет интенсивно развиваться, а двигателем процесса станет коренное технологическое перевооружение. Должна усилиться ориентация инфраструктуры на конечного инвестора, необходимо обеспечить прямую связь между эмитентом и инвестором, а также надежность расчетов по транзакциям. В целом здесь нужно поддерживать мировую планку качества информационных систем с целью создания условий для интеграции в глобальное финансовое пространство.
Биржевой сектор – один из самых молодых в российской экономике. Если банковская система и система страхования в том или ином виде существовали в СССР, то биржи целиком возникли и оформились в 1990-е гг. Сегодня это сектор занимает в экономике несколько двойственное положение. С одной стороны, без упоминания таких брендов как ММВБ, РТС и др. не обходится сегодня не один аналитический материал, а количество желающих играть на бирже экспоненциально растет с каждым годом. С другой же стороны, до сих пор биржи в России (за исключением разве что региональных товарно-сырьевых бирж, значительная часть которых оказывается зачастую убыточными) представляют собой площадку только немногих крупных компаний – главным образом, сырьевых, а с недавнего времени ещё и телекоммуникационных операторов. Подавляющая же часть российских ОАО до сих пор на биржах всерьёз не представлены и именуются «открытыми акционерными обществами» лишь номинально. Только что IPO начали проводить крупнейшие российские банки, до сих пор также не имевшие своих акций; самые первые единичные шаги делают на этом пути наиболее крупные страховые компании. О подавляющей части российских предприятий говорить в соотнесении с биржами просто не имеет смысла.
Довольно тёмным с точки зрения аналитики остается вопрос о прибыльности биржевой деятельности. Например, в 2007 году по статье Росстата «Финансовая деятельность», куда входят банковский сектор, страхование и биржевая деятельность, отмечен спад прибыли в 8% при росте прибыли банков почти на 37%. Эта интересная деталь говорит о том, что в биржевой деятельности и, возможно, в страховании, очень высоки убытки. С одной стороны, это кажется абсурдным, но с другой – вполне вероятным. Стоит хотя бы вспомнить 2003 год, когда в связи с тем, что ЦБ РФ снизил нормы продажи валютной выручки до 50% и уменьшил в 30 раз комиссию, которую взимали биржевые площадки с клиентов, все российские региональные биржи по итогам года показали убытки.
Тем не менее, за этим сектором будущее — мировые тенденции, да и внутренние российские события последних лет на это явно указывают. За исключением «спекулятивной» трейдерской составляющей биржевой игры, биржи представляют собой эффективный рыночный механизм привлечения компаниями нового капитала, и этот канал, ещё мало освоенный российскими предпринимателями, в ближайшие годы будет интенсивно отрабатываться.
В мировой экономике биржи, прежде всего, фондовый рынок, давно стал структурообразующим элементом экономики, механизмом перераспределения финансовых средств, опередив на этом пути классический банковский сектор. Колоссальный прирост в абсолютном и относительном выражении показывает сектор корпоративных ценных бумаг, в связи с чем рыночная стоимость наиболее успешных компаний может в десятки раз превышать их балансовую стоимость и оборот.
Биржи давно стали глобальными транснациональными структурами. За последние 5-8 лет резко выросло количество стратегических биржевых альянсов, среди них альянс Венской фондовой биржи и Немецкой биржи, биржа Euronext на базе объединения Парижской, Амстердамской и Брюссельской бирж (с последующим её приобретением Нью-Йоркской фондовой биржей), альянс фондовых бирж Лондона, Франкфурта, Парижа, Амстердама, Милана, Мадрида и Цюриха, Hong Kong Exchanges and Clearing Ltd. на базе объединения Гонконгской фондовой и фьючерсной биржи и трёх клиринговых палат и т.д. Примеров можно найти массу. В биржевой деятельности лавинообразно развивается процесс слияний, кооперации, унификации правил торговли, информационного обмена.
Происходит универсализация деятельности бирж. Биржи идут по пути предоставления своим клиентам максимально широкого спектра услуг. Происходит совмещение организации торговли различными финансовыми инструментами с клиринговой деятельностью, предоставлением услуг по депозитарному и расчетному обслуживанию, широкого спектра сопроводительных информационных услуг.
Подлинным двигателем развития биржевой деятельности в современном мире является её коренное технологическое перевооружение на базе информационных технологий. Давно свершившийся факт — электронная биржа, биржа, ведущая торги с использованием информационной сети, когда операции купли-продажи осуществляются пользователями (брокерами) с помощью абонентских систем, включенных в информационную сеть. Так, ещё в 1999 году был официально закрыт торговый зал Токийской фондовой биржи, в связи с тем, что все операции стали проводиться в электронных системах.
Основное направление технологического перевооружения — интернет-трейдинг (представляющий собой по сути возможность самостоятельной торговли на фондовых биржах через интернет, используя специальное программное обеспечение — торговый терминал) – многократно ускоряет биржевые операции, обеспечивает установление непосредственных связей между инвесторами и эмитентами вне зависимости от их национально-территориальной дислокации, открывает биржевую деятельность фактически для каждого, у кого есть ПК с выходом в глобальную сеть.
Применительно к деятельности российских бирж экспертами выделяются ряд основных направлений, в русле которых должно протекать их технологическая модернизация. Это усиление ориентации инфраструктуры на конечного инвестора, обеспечение прямой связи между эмитентом и инвестором, оптимизация систем управления рисками, надежности расчетов по транзакциям, поддержание мировой планки (обеспечение мировых стандартов) качества информационных систем с целью создания условий для интеграции в мировое финансовое пространство.
Современными технологиями должны быть охвачены все звенья биржевой активности — от купли-продажи акций до последующих денежных расчетов и соответствующих изменений в их депозитарном учете.
Электронная биржа обычно включает:
— Matching Engine – система сведения ордеров, ядро любой «биржи». Современные системы сведения ордеров имеют производительность порядка 3000 сделок в секунду (пример Лондонской фондовой биржи).
— Клиринговая система – ИС с мощным хранилищем данных, предназначенная для осуществления клиринговых операций и ведения бухгалтерии.
— Депозитарная система и реестр владельцев акций. Система включает базу данных держателей ценных бумаг и систему управления распределением электронных аналогов ценных бумаг по секторам листинга.
— Электронная биржевая площадка для маркет-мейкеров.
— Центральная административная станция — центральный компьютер, через который осуществляется управление всеми ресурсами биржи.
— Системы риск-менеджмента и риск-контроля, а также системы оповещения и выявления неисправностей на ранних стадиях.
— Системы ограничения доступа к ресурсам биржи.
— Соединение с ведущими мировыми биржами
Источник: "По материалам Sona Finance"
Отдельное внимание, безусловно, должно уделяться ИТ-безопасности электронных бирж – сбои здесь случаются даже в самых аккуратных в этом отношении странах. Так, по опубликованным данным, в декабре прошлого года сбой в системе электронных торгов Токийской фондовой биржи помешал одной из крупнейших японских компаний Mizuho Financial Group Inc. отменить ошибочную торговую сделку, ущерб от которой был оценен в $223 млн.
В условиях постоянного роста требований к скорости обработки биржевой информации, одной из сверхзадач в обеспечении безопасности работы электронной биржи является поддержка высокой производительности системы с защитой от сбоев в работе сервера.
Наконец, следует отметить, что развитие деятельности фондовых бирж косвенным образом стимулирует технологическое перевооружение прочих секторов экономики, точнее тех компаний, которые рассчитывают разместить на рынке свои акции и избежать де-листинга. К котировке на фондовой бирже допускаются ценные бумаги, прошедшие так называемую процедуру листинга, то есть удовлетворяют определенным требованиям, предъявляемым биржей. При этом широко учитываются такие аспекты, как деловая репутация компании, устойчивость и безопасность её бизнеса, в том числе — уровень информатизации бизнеса.
Качество ИТ-инфраструктуры играет роль некого «допуска» для входа на мировые биржи. Так, несоблюдение компаниями требований закона Сарбанеса-Оксли (SOX) по контролю за ИТ и, в частности, ИТ-безопасностью означают де-листинг с биржи акций компании. По опубликованным в СМИ данным, подобные инциденты происходили даже с такими мировыми гигантами, как BASF, SGL group, Bayer, акции которых подверглись процедуре де-листинга с Нью-Йоркской фондовой биржи именно по названной выше причине.
Нельзя обойти вниманием и другое направление биржевой деятельности — электронные товарно-сырьевые биржи и биржи услуг. Сегодня этот тип бирж развивается гораздо более интенсивно, хотя большую их часть называть в полном смысле «электронными», конечно, было бы преувеличением. Зачастую они существуют в виде различных видов электронных информационно-аналитических баз данных, на которых разные предприятия выставляют свою продукцию. Фактически, это сайты, позволяющие оптимизировать информационное взаимодействие на рынке поставщиков и покупателей (например, в отдельно взятом регионе, округе и т.д.). Это могут быть как универсальные, так и специализированные биржи, скажем, электронная биржа металлопроката и трубной продукции, электронная биржа высоких технологий и т.д. Тем не менее, это довольно эффективный инструмент снижения транзакционных издержек рыночных сделок. При этом спектр услуг, предоставляемых такими биржами, растет, одновременно совершенствуются базы данных и возможности работы с ними.
По данным государственной статистики, число предприятий и организаций, пользующихся услугами электронных бирж, от года к году растет, хотя и не так динамично, как могло бы. Например, доля организаций, использовавших систему электронных бирж для получения сведений о продукции, в 2004-2006 гг. выросло с 27,3% до 34,5%. За тот же период с 14,1% до 20,5% выросло число предприятий, размещавших на электронных биржах заказы на продукцию, с 15,5% до 22,7% — число организаций, размещавших сведения о своих потребностях.
Данные об организациях, использовавших услуги электронной коммерции
Число организаций, тыс. | В процентах от общего числа обследованных организаций | |||||
2004 | 2005 | 2006 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Выборка (число обслед. организаций) | 121,9 | 150,9 | 161,5 | 100 | 100 | 100 |
- из них для связи с поставщиками товаров (работ, услуг) по целям: | ||||||
получение сведений о продукции | 33,2 | 44,0 | 55,8 | 27,3 | 29,1 | 34,5 |
предоставление сведений о потребностях организации в продукции | 18,9 | 26,4 | 36,7 | 15,5 | 17,5 | 22,7 |
размещение заказов на продукцию | 17,2 | 24,7 | 33,1 | 14,1 | 16,3 | 20,5 |
оплата поставляемой продукции | 8,6 | 12,0 | 17,0 | 7,1 | 7,9 | 10,5 |
получение электронной продукции | 15,4 | 20,3 | 23,8 | 12,7 | 13,4 | 14,7 |
- из них для связи с потребителями товаров (работ, услуг) по целям: | ||||||
предоставление сведений об организации, ее продукции | 23,3 | 30,6 | 36,5 | 19,1 | 20,3 | 22,6 |
получение заказов на выпускаемую продукцию | 14,4 | 19,0 | 20,4 | 11,8 | 12,6 | 12,6 |
осуществление электронных расчетов с потребителями | 8,9 | 11,7 | 14,8 | 7,3 | 7,8 | 9,2 |
распространение электронной продукции | 3,2 | 4,3 | 4,9 | 2,6 | 2,8 | 3,0 |
послепродажное обслуживание | 2,9 | 3,6 | 4,7 | 2,3 | 2,4 | 2,9 |
Источник: CNews Analytics, по данным Росстата, 2008
Интересно, что услуги электронной коммерции пока более популярны со стороны спроса, а не предложения. Так, в 2006 году представили в электронных системах сведения о себе и своей продукции лишь 22,6% предприятий, а услугами поиска заказов через электронные системы пользуются всего 12,6% предприятий, причем эта доля практически не растет.
Наконец, самой низкопопулярной электронной услугой являются осуществление электронных расчетов между поставщиком и потребителем – число предприятий, пользующихся этой услугой не превышает 9-10%. Эта сфера биржевых отношений в России практически не развита, что связано с целым комплексом проблем, в том числе законодательного характера, в частности – ЭЦП.
Функция таких информационно-аналитических порталов с динамическими базами данных спроса и предложения заключается в объединении продавцов, покупателей и посредников с целью более полного информационного обеспечения торговли, ускорения и удешевления торговых соглашений и операций, снижения цен за счёт конкурентных торгов.
Кроме того, такой вид бирж выполняет и ряд латентных функций – таких как, помощь малоизвестным региональным предприятиям в выходе на столичные рынки и рынки других регионов, увеличение прозрачности и открытости торговых операций, возникновение дополнительного канала отчетности предприятий и цен на продукцию, повышение гарантии поставок и платежей и т.д.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics