|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Интенсивность эксплуатации электронных биржевых систем отражает, прежде всего, интернет-трафик. Не случайно для этого сегмента характерно то, что самая высокая доля в телеком услугах приходится именно на интернет. При этом расходы на связь здесь растут очень медленно. Это свидетельствует о том, что сектор интернет-трейдинга и электронной коммерции проходит начальный этап формирования, либо в большей своей части существует не самостоятельно, но как часть услуг крупных банков.
Для виртуальных бирж рысходы на телекоммуникационные услуги, в частности, на интернет-трафик является одним из ключевых показателей интенсивности деятельности. В основе электронных торговых площадок лежит работа сервера, который, собственно, и выполняет функции "электронного брокера" - принимая через сеть команды от терминалов администратора и трейдеров, систематически просматривая приказы, поступающие от трейдеров, осуществляя поиск подходящих цен и наличия соответствующих материальных ресурсов на счетах, а также совершая сделки и обеспечивая онлайн-консультации со специалистами. Соответственно, отражением интенсивности работы электронных биржевых систем является рост расходов на связь.
Динамика расходов бирж на телеком услуги, 2003-2007
Источник: CNews Analytics, 2008
Интенсивность эксплуатации электронных биржевых систем отражает, прежде всего, интернет-трафик. Не случайно для сегмента биржевой деятельности характерно, что самая высокая доля в телеком услугах приходится именно на интернет. При этом, однако, сами расходы на связь растут очень медленно – в 2003 году они составляли 100 млн руб. в 2007 – 130 млн руб. В целом это свидетельствует о том, что сектор интернет-трейдинга и электронной коммерции проходит только первые этапы формирования, либо в большей своей части существует не самостоятельно, но как часть услуг крупных банков. Последнее наиболее вероятно. Телекоммуникационные расходы в биржевом секторе, действительно, очень невелики по сравнению с другими видами финансовой деятельности – его доля в общих телеком затратах финансового сектора всего 1,5%, а в общих телеком затратах в экономике – только 0,13%.
Помимо зависимости биржевой деятельности от уже развившихся банковских и инвестиционных структур, сам по себе он еще не стал массовым, как с точки зрения физических контрагентов, так и с точки зрения институциональных инвесторов. Сегодня в России, например, фондовые биржи остаются площадкой для оборота акций всего нескольких десятков ключевых компаний – сырьевых, энергетических и телекоммуникационных. Интернет-трейдинг и электронная коммерция стартовали лишь на рубеже 2000-х гг., и сегодня проходят этап первичного становления. По сути, это даже еще не "рост с нуля" - ведь вместо "взрывных" темпов роста по ключевым статьям расходов, которыми характеризуется любой новый сегмент рынка, здесь, напротив, рост отстает от экономики в целом. Так, доля телеком-затрат бирж в общих телеком-затратах в экономике сократилась с 0,22% в 2003 году до 0,13% в 2007 году. Не опережает он по темпам ни банки, ни страхование – здесь доля в 1,5% в 2007 году - пока лишь ситуационный результат, а, например, в 2006 году эта доля составляла 1,26%, а за год до того - 1,4%.
Темпы роста расходов бирж на телеком услуги, 2004-2007
Источник: CNews Analytics, 2008
То же видно и по сравнительным темпам роста. По сравнению с финансовым сектором, в целом биржи то вырываются вперед, то отстают – в 2005 году рост телеком услуг в биржевой деятельности был выше общего по финансовому сектору (опережение 1,1 раз), в 2006 году – отставал (коэффициент опережения = 0,85%, что означает отставание по росту на 15%), 2007-й год, по предварительным оценкам, вновь принес опережение примерно в 1,2 раза. Относительно же экономики в целом отставание в росте еще ни в один год не было преодолено (коэффициенты опережения устойчиво меньше единицы – 0.7, 0.95, 0.85 и 0.92 – за период 2004-2007 гг.). Пока телекоммуникационные услуги другими отраслями экономики осваиваются быстрее, и эксплуатируется - более интенсивно.
Итак, пока фон происходящего выглядит достаточно неопределенным, и "бум" этого направления еще далеко впереди. На это же указывает и низкая доля телеком-услуг в общей структуре ИКТ-затртат биржевых предприятий - меньше 20%, тогда как в банковском секторе – 25%, в страховании – более 40%.
Бизнес-рынок интернет-торговли состоит из двух основных составляющих – интернет-трейдинга (электронных фондовых бирж) и электронной коммерции (электронных торговых площадок по товарам и услугам). Они привлекательны для инвесторов внешней простотой совершения сделок, низкими тарифами на услуги онлайн-брокеров и значительной экономией транзакционных издержек.
Говоря об интерент-трейдинге, можно выделить три основные формы его технологического обеспечения. Первая - возможность самостоятельной игры на фондовых биржах через интернет, используя специальное программное обеспечение (торговый терминал). Как правило, трейдеру для этого не требуется выходить из дома и достаточно иметь компьютер, подключенный к интернету, и специальное ПО, так называемый торговый терминал, который брокерскими фирмами, как правило, предоставляется бесплатно.
Возможна и вторая форма интернет-трейдинга - торговля с использованием интернет-браузера. Участвовать в биржевых торгах и осуществлять сделки можно фактически из любого интернет-кафе.
Третья форма технологического обеспечения интернет-трейдинга – участие в биржевой игре с помощью мобильного устройства (например, карманного компьютера), которое позволяет иметь доступ к торгам и сопровождающим их информационно-аналитическим услугам отовсюду, где есть мобильная связь.
Обычно в рамках систем интернет-трейдинга и электронной коммерции инвестору в режиме онлайн предлагается биржевая новостная лента, аналитическая и информационная поддержка, связь с мировыми биржами, пакет услуг по техническому анализу (Intraday регрессия акций, daily регрессия и т.д.), при специализированном ПО появляется возможность производить расчет своего собственного и клиентских маржинальных счетов, отслеживать состояние портфеля, выставлять стоп-приказы и т.д.
Вторым направлением является уже упомянутая электронная коммерция. В упрощенном виде это системы электронных торговых площадок, которые представляют собой информационно-аналитические отраслевые и тематические порталы с динамическими базами данных. Они нацелены на привлечение групп потребителей определенных категорий товаров или услуг или представителей определенных отраслей. Как правило, торговые площадки оснащены аналитическими и информационными системами, ведется рейтинг компаний-участников, статистика продаж, мониторинг рынка, аналитика важнейших тенденций. В таком ключе сегодня развиваются электронная коммерция товарами и сырьем.
В самом общем виде схема электронной коммерции заключается в трех процедурах. Во-первых, это создание информационно-аналитического портала компании в интернете. Во-вторых, это обеспечение для потребителя возможности размещения заказа через интернет, а для производителя – информации о своих продуктах и услугах. В-третьих, это, собственно, электронное выполнение процессов электронных торгов и возможности финансовых расчетов контрагентов.
По данным статистики, число предприятий и организаций, пользующихся услугами электронных бирж, от года к году растет, хотя и не так динамично, как могло бы быть. Например, доля предприятий и организаций, использовавших систему электронных бирж для размещения заказов на продукцию, в период 2003-2006 гг. выросла с 12,1% до 20,5%. В тот же период, доля предприятий, использовавших электронные системы для получения заказов на продукцию выросло незначительно – с 10,5% до 12,6%, причем за последние 2 года их доля практически не менялась. Притом интересно отметить, что системы электронной коммерции пользуются большей популярностью у тех, кто ищет товар (размещение заказов), а не у тех, кто его предлагает (получение заказов).
Использование услуг электронной коммерции российскими предприятиями
Организации, использовавшие сеть интернет | ||||||||
для размещения заказов на товары (работы, услуги), % от общего числа исследуемых организаций по соответствующему виду деятельности |
для получения заказов на выпускаемые товары (работы, услуги), % от общего числа исследуемых организаций по соответствующему виду деятельности | |||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Всего, из них: |
12,1 | 14,1 | 16,3 | 20,5 | 10,5 | 11,8 | 12,6 | 12,6 |
Добывающая промышленность | 21,6 | 24,9 | 27,3 | 29,3 | 15,1 | 17,7 | 19,0 | 21,0 |
Обрабатывающая промышленность в том числе: |
22,7 | 27,3 | 32,2 | 32,2 | 26,4 | 30,4 | 36,0 | 36,6 |
пищевая | 18,6 | 21,6 | 27,2 | 27,1 | 18,1 | 21,9 | 27,5 | 28,6 |
производство кокса и нефтепродуктов |
39,5 | 45,3 | 48,2 | 42,5 | 32,9 | 30,7 | 38,8 | 33,3 |
химическая | 37,6 | 43,6 | 52,2 | 48,3 | 46,4 | 47,9 | 55,9 | 51,5 |
металлургия | 31,6 | 35,2 | 41,5 | 42,5 | 39,6 | 40,9 | 46,8 | 45,6 |
тяжелое машиностроение | 25,3 | 29,8 | 36,9 | 37,6 | 30,3 | 34,4 | 39,6 | 42,5 |
электронное машиностроение | 36,1 | 45,9 | 52,9 | 48,1 | 44,6 | 49,0 | 54,4 | 50,4 |
транспортное машиностроение | 34,6 | 38,4 | 51,3 | 42,2 | 39,5 | 41,5 | 57,0 | 45,2 |
энергетика (кроме атомной) | 18,6 | 18,8 | 16,3 | 15,6 | 5,9 | 7,4 | 6,1 | 6,8 |
Строительство | 9,6 | 12,3 | 17,4 | 20,1 | 7,9 | 9,9 | 14,1 | 17,2 |
Торговля | 19,0 | 22,0 | 26,9 | 28,2 | 12,2 | 14,4 | 17,6 | 18,6 |
Транспорт и связь | 14,0 | 15,0 | 19,2 | 18,8 | 11,7 | 12,7 | 16,0 | 15,7 |
Финансовая деятельность | 19,7 | 23,7 | 25,7 | 22,4 | 17,5 | 19,7 | 22,9 | 19,7 |
CNews Analytics по данным Росстата, 2008
Наиболее активными пользователями услуг электронной коммерции являются предприятии обрабатывающей промышленности – причем как при использовании электронных систем для размещения заказов (32,2%), так и для их получения (36,6%). Кстати, эта отрасль отраслей единственная, где количество предприятий, предлагающих товар через электронные системы, превышает количество предприятий, предъявляющих на него спрос. Наиболее интенсивно услуги электронных бирж осваиваются химическими предприятиями и предприятиями электронного машиностроения – здесь доля предприятий, использующих ресурсы электронных бирж для размещения и получения заказов на продукцию, достигает 50%.
Вторая отрасль, представленная на электронных биржах, – добывающие производства. Здесь процент предприятий, размещающих заказы в электронных системах, составляет порядка 29-30%, а доля тех, кто ищет заказы через сеть, – 19-20%.
Третьим по представленности в электронных биржевых системах является торговый сектор (28% торговых предприятий размещают в сети свои заказы и около 19% сбывают через сеть свою продукцию). Электронные системы являются довольно эффективным инструментом сведения на рынке оптовиков и ритэйлеров.
В заключении отметим, что согласно данным государственной статистики, самой низкопопулярной электронной услугой является осуществление электронных расчетов между поставщиком и потребителем – число предприятий, пользующихся этой услугой пока не превышает 9-10%. Эта сфера биржевых отношений в России практически не развита, что связано с целым комплексом проблем, в основе которых лежат проблемы законодательного характера (закон об электронной цифровой подписи, создание эффективных механизмов контроля его исполнения, технологическое обеспечение и обеспечение безопасности процедуры ЭЦП).
Владимир Карачаровский / CNews Analytics