|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
В 2007 году затраты российского банковского сектора на ИТ составили около 30 млрд руб. - на информатизацию банки потратили около 6% своей прибыли. В последние три года, при продолжающейся тенденции физического сокращения сектора, затраты на ИТ устойчиво растут, что свидетельствует о второй волне информатизации в отрасли.
По первым оценкам в 2007 году затраты российского банковского сектора на ИТ составили около 30 млрд руб. На информатизацию российские банки потратили около 6% своей прибыли, что ложится в уже сформировавшийся тренд отставания инвестиций в ИТ от роста прибыли банковского бизнеса (показатель прошлого года — 6,5%, позапрошлого — 7,8%). Показатель сам по себе становится все менее впечатляющим для такой, все же высокотехнологичной сферы как банки - например, в телекоме на ИТ расходуется 9-12% прибыли.
Банковский сектор по-прежнему опережает большинство отраслей экономки и по доле ИТ-затрат в общих ИТ-затратах, осуществляемых всеми предприятиями экономики — 15% против 2%, которые составляют долю транспорта, менее 3%, приходящихся на торговлю, далеко позади остается и добывающая промышленность, и электроэнергетика, ИТ-затраты которых примерно в 2 раза ниже. В 3,5 раза ниже ИТ-затраты в металлургии, и даже все машиностроение, взятое вместе, дает в 3 раза меньший объем ИТ-затрат. Вровень с банковским сектором по уровню ИТ-затрат можно поставить только всё тот же сектор телекоммуникаций (около 14% всех ИТ-затрат). С одной стороны, долгосрочные тенденции показывают, что постепенно банковский сектор перестаёт быть безусловным лидером по этому показателю — за 5 лет его доля в общих ИТ-затратах в экономике сократилась с 18% до уже упомянутых 15%. С другой стороны, на среднесрочном периоде (в последние 3-4 года сокращение этого показателя сменилось ростом) — низшая точка падения (11,5% в 2004 году) уже пройдена.
Динамика ИТ-затрат российских банков, 2002 - 2007
Источник: CNews Analytics, 2008
Более того, среднесрочные тенденции развития спроса на ИТ в банковском секторе не отличаются постоянством. Например, в период 2002-2004 гг., согласно данным Росстата, объем ИТ-затрат в банковском секторе неуклонно падал, с 22,8 млрд руб. в 2002 году до 14,8 млрд в 2004 году. И, собственно, сегодняшний уровень ИТ-затрат отнюдь не является рекордом, а всего лишь на 30% выше, чем уровень 2002 года (для некоторых отраслей — 30 - это рост за один только год). Падение 2002-2004 гг., скорее всего, было вызвано двумя причинами — с одной стороны, спадом первой волны ИТ-модернизации банковской системы, с другой стороны, кризис доверия 2004 года, наряду с только усиливающейся «чисткой» банковской системы, в результате которой ежегодно количество кредитных организаций в России сокращается на несколько десятков организаций - в 2004 году исчезло 30 банков, в 2005-м году — 46, за 2006-м — 50, и ещё 19—уже за первые четыре месяца 2008 года. Таким образом, падение могло быть связано с наложением двух факторов — спад первой волны информатизации наряду с физическим сокращением сектора.
Однако в последние три года (2004-2007 гг.), при продолжающейся тенденции физического сокращения сектора, затраты на ИТ растут (с 2004 года — рост почти в 2 раза), что свидетельствует о второй волне информатизации, которая заметна даже и глазу простого наблюдателя — взрывной рост числа банкоматов и других электронных платежных систем, появление микропроцессорных пластиковых карт и т.д. Нельзя не отметить и фактор укрупнения банковской системы — роста числа банков с крупным уставным капиталом. Этот тип банков является одним из главных ИТ-инвесторов, что необходимо им не только для усиления конкурентных позиций и улучшения качества обслуживания, но и для улучшения репутации на фоне либерализации сектора финансовых услуг и начала крупными банками IPO.
Повторим, что если по абсолютным показателям ИТ-активность банков растет, то доля ИТ-затрат банков в прибыли падает. Так, уже обсуждавшийся (и действительно являющийся довольно высоким на фоне других отраслей) показатель отношения ИТ-затрат банков к их прибыли (6%) не идет ни в какое сравнение со значением этого показателя 3-4-х летней давности. Действительно, в 2002 году этот показатель был в 4 раза выше (24,5%), в 2003 году — уже меньше, но все равно в 2,5 раза выше, чем сейчас (12,9%). Тренд устойчивого сокращения этого показателя очевиден. При этом вес сектора на ИТ-рынке в последние 4 года вновь стал расти (с 11 до 15%), то есть банки по темпам ИТ-инвестиций вновь стали опережать большую часть прочих отраслей.
Темпы роста ИТ-затрат банков России, 2003-2007
Наглядным отображением этих процессов является график темпов роста ИТ-затрат. Сокращение ИТ-затрат в 2003 году составило 27,5%, в 2004 году - 10,8%, и только в 2005-м темпы вышли на более или менее приличный уровень роста - 38,3%, удержать которые в 2006 года, однако не удалось — имело место сокращение до +18,9%. По первым оценкам рост за 2007 год составил 24,5%.
Интенсификация информатизации банковского становится очевидной, если сопоставлять темпы роста спроса на банков с темпами роста спроса на ИТ по экономике в целом. Если до 2004 года включительно рост ИТ-затрат банков отставал от роста ИТ-затрат по экономике в целом, то с 2005 года идут обратные процессы спрос на ИТ в банковском секторе опережает спрос на ИТ в экономике, хотя пока и незначительно (в период 2005-2007 гг. опережение составило, соответственно, 1.12, 1.08 и 1.09 раз).
Для иллюстрации эффекта экономической отдачи от ИТ-инвестиций приведены сравнения роста ИТ-затрат по отношению к росту прибыли за текущий и предыдущий год. В первом случае цифры иллюстрируют, в какой мере велика экономическая отдача от ИТ-инвестиций, когда таковые осуществляются из текущей прибыли (краткосрочные ИТ-проекты), во втором случае — если ИТ-инвестиции осуществляются из свободных средств, полученных в предшествующий период. Данный показатель также может указывать и на степень использования полученных компаниями свободных средств для инвестиций в ИТ.
Оба графика ведут себя синхронно. Как мы уже отмечали, по сравнению с темпами роста прибыли рост ИТ-затрат банков замедлен. Практически на всем периоде с 2002 года - рост годовых ИТ-затрат отставал как от роста прибыли в тот же год, так и от роста прибыли в предыдущий год.
С одной стороны, это свидетельствует об удачном эффекте от информатизации прошлых лет, когда один и тот же объем ИТ-затрат приводит ко всё большему ответному росту прибыли — это своего рода «рента» с уже созданной в прошлом ИТ-инфраструктуры, которая хорошо работает сама по себе. То есть отмеченный рост прибылей может являться, в определённой части, откликом на ранее произведенные ИТ-инновации в отрасли, которые позволили в течение последних 2-3 лет резко расширить спектр предоставляемых услуг и повысить их качество. Но при такой интерпретации нельзя не отметить, что эффект этот ослабевает — если в 2003-2004 году рост прибыли на 40-50% опережал рост ИТ-затрат, то в последние 1-2 года опережение прибыли составляет всего 10-20%.
С другой стороны, это указывает и на иную тенденцию — если рост прибыли текущего и предшествующего периодов постоянно опережает рост ИТ-затрат, то это свидетельствует об отсутствии сколь-нибудь крупных ИТ-инноваций в секторе, которые обязательно вызывали бы «выбросы» ИТ-затрат и приводили бы к опережающему их росту по отношению к получаемым прибылям.
В качестве комментариев к вышеизложенному ещё раз заметим, что финансовый сектор (основу которого составляют кредитные и страховые организации) очень неоднороден, с огромной разницей между так называемыми компаниями ядра и периферийными компаниями. Разница между банками, входящими в «ядро», и банками, относящимися к «периферии», разительна. Все пертурбации, происходящие с банковской системой — это периферийные процессы, мало касающиеся крупнейших кредитных организаций. Динамика расходов на ИТ также отражает не столько ИТ-политику, характерную для всех банков, сколько причудливую смесь совершенно непохожих стратегий — ядра и периферии. Стохастичность спроса на ИТ, «рваность» темпов — это фон, который создает периферия, не достаточно осознающая свои технологические интересы. Крупнейшие же банки имеют не только совершенно иного уровня финансовые возможности для ИТ-инвестиций, но и обладают иным видением технологических перспектив.
Банки, входящие в ядро, продолжают активно наращивать ИТ-расходы, ведь до сих пор остаётся актуальными масса задач — развитие сетей филиалов, автоматизация сетей банкоматов, её расширение, увеличение её технологического уровня, внедрение IP-технологий, повышение возможностей CRM-технологий, что особенно актуально в преддверии вступления России в ВТО, когда близость к клиенту и отточенный технологический язык общения с ним — фактор определяющий — останешься ли ты в лидерах, или перейдешь в разряд аутсайдеров и т.д. Наконец, «вечной» проблемой банков является забота об информационной безопасности — расходы на эти цели не могут быть произведены однажды раз и навсегда, это проблема, которую надо постоянно решать заново, идя нога в ногу с прогрессом технологических возможностей.
Ближайшие перспективы развития спроса на ИТ крупнейших российских банков определяются необходимостью максимально тщательной подготовки к вступлению в ВТО, стратегией на вовлечение в бизнес крупных иностранных инвесторов, а также началом выхода российских банков на биржи. В том числе мировые. Всё это стимулирует технологическую модернизацию российских банков, повышение уровня безопасности созданной ИТ-инфраструктуры, вывод на рынок новых высокотехнологичных банковских услуг и максимальное вовлечение в них российского населения и корпоративных клиентов.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics