|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
CNews: Как вы оцениваете уровень информатизации российских финансовых структур по сравнению с западными? В чем российские банки отстают от своих зарубежных коллег, а в чем, напротив, опережают их?
Сергей Меднов: В целом ситуация, на мой взгляд, вполне достойная. С одной стороны, усредненный уровень информатизации российских банков ниже, чем тот, что наблюдается у западных. И это, в общем-то, понятно: ведь и сам рынок банковской информатизации в России молод, и банки достаточно молоды.
С другой стороны, когда российские банки автоматизируются - то они делают это на существенно более высоком технологическом уровне, потому что имеют возможность «проскочить» целую эпоху автоматизации, на которой остановились их западные коллеги. Многие зарубежные банки сегодня вынуждены тратить огромные деньги на унаследованные системы, не имея при этом возможности повысить эффективность их использования. В этом смысле у российских финансовых структур имеется огромное преимущество.
CNews: ИТ-обеспечения каких банковских продуктов и услуг в наибольшей степени не хватает российским игрокам финансового сектора? Что поможет справиться с этим ИТ-дефицитом?
Сергей Меднов: На мой взгляд, российские многофилиальные банки сейчас занимаются созданием базовых ИТ-решений, таких, как централизованные системы учета банковских операций, которые работали бы во всех регионах. Таким заказчикам нужны не просто АБС, а централизованные АБС, когда вся информация агрегируется в центральном офисе в режиме онлайн. Сейчас же у многих банков существуют различные автоматизированные банковские системы, но при этом они децентрализованы, и каждый филиал, в лучшем случае, пользуется своей копией стандартной системы.
Активно развиваются в настоящее время различного рода системы кредитования населения, что обусловлено продолжающимся кредитным бумом. Построение инфрастуктуры кредитования начинается с фронт-офисных систем, автоматизирующих деятельность продавцов. Далее следует развитие системы анализа и контроля рисков, скоринга, системы сбора просроченных задолженностей, call-центров. Так что вдоль кредитного процесса выстраивается огромный конгломерат систем. Все они друг с другом очень тесно связаны. И в настоящее время во многих российских банках продолжается активное построение и интеграция таких систем.
В банковской автоматизации также начинается эра систем анализа и управления. По мере накопления огромного массива разнородной информации по клиентам, продуктам, рынкам, конкурентам и т.д. банки испытывают все большую необходимость в подобных решениях. Приоритетными становятся системы управленческого учета и управления взаимоотношениями с клиентами. Безусловно, такие системы внедрялись и ранее, но сейчас без них уже невозможно «осмысленно» вести бизнес.
CNews: Отмечаете ли вы большую эффективность или другие преимущества от замены российских решений для банкинга иностранными системами?
Сергей Меднов: Замена российских систем на западные – это, во-первых, процесс неоднозначный: надо иметь глубокое понимание того, с какой целью это делается. Во-вторых - не всем банкам это, строго говоря, необходимо. В третьих – это дорогой, долгий и очень тяжелый процесс. Банков, которые могли бы сейчас похвастаться уже завершенным проектом по замене российской системы на западную, не так уж и много. Многие крупные банки идут по этому пути или серьезно рассматривают такую возможность и, соответственно, будут реализовывать подобные проекты достаточно продолжительное время.
Безусловно, западные системы поддерживают больший объем клиентов и транзакций – в этом их серьезный плюс. Минус же состоит в том, что подобные решения требуют глубокой адаптации к российской действительности, а этот процесс занимает длительное время, требует больших денег и серьезных человеческих ресурсов.
CNews: Какова роль избранной ИТ-стратегии «Альфа-Банка» в достаточно стремительном развитии розничного бизнеса, продемонстрированном банком несколько лет назад? Какие шаги в этом направлении, на ваш взгляд, были наиболее удачными, какие, напротив, сейчас вы оцениваете как ошибочные?
Сергей Меднов: «Альфа-Банк» давно начал процесс внедрения различных западных систем, имея ввиду потенциальный рост клиентской базы и продуктового ряда именно для розничных клиентов. Внедрение АБС Equation мы завершили еще в 2003 году. Собственно, на базе этой системы развивается весь наш розничный бизнес, который полностью централизован. Клиент может обслуживаться в каждом отделении - не только на территории одного города, но и в любом регионе. Это, действительно, одно из наших главных стратегических преимуществ по сравнению с другими банками. Такой подход позволяет нам снизить стоимость обслуживания клиентов: можно вводить множество стандартных процедур и на этом централизовывать различные бэк-офисные функции, функции бухгалтерии, функции ИТ.
Ошибок, связанных с избранной ИТ-стратегией, мы не усматриваем. Конечно, мы предпочли бы реализовать ее еще быстрее. Мы несколько недооценили сложность, длительность этого процесса. И в момент начала этого «упражнения» мы слишком оптимистично представляли себе и его стоимость. Но у многих наших коллег подобная история сегодня повторяется, так что мы - не уникальны. Может быть, будет легче тому, кто возьмет уже адаптированную систему, кто попытается избежать ошибок «первопроходцев». Мы бы, наверное, тоже предпочли бы подобный вариант. Но на тот момент такой системы не было. А нашим коллегам из других банков сегодня в этом плане, наверное, немного легче.
CNews: Какие ИТ-решения были внедрены в банке за последние год-два? Какими причинами были обусловлены решения об их внедрении?
Сергей Меднов: Основные решения, внедренные за последнее время, связаны с кредитным процессом. Мы создали новый операционный центр, построили новый колл-центр, автоматизировали все операции по выдаче кредитов. Много усилий потратили на построение эффективного скорингового модуля и организацию сбора просроченной задолженности.
Мы также активно продвигаем электронные услуги и системы удаленного обслуживания. Это, в частности, продукты SMS-банкинга «АльфаЧек», электронный банк «АльфаКлик» и инновационная система для мобильного банкинга «АльфаМобайл». Мы считаем развитие этих услуг одним из своих ключевых направлений, которое как раз базируется на централизации всех систем и на способности банка обслуживать всех клиентов единым образом. Кроме того, чем больше мы централизуем наши системы и сервисы, тем больше заботимся о снижении связанных с этим операционных рисков. В частности, мы построили новый резервный вычислительный центр.
CNews: В какой степени имеющиеся фронт-офисные решения позволяют «Альфа-Банку» оставаться клиентоориентированным? Каковы перспективы развития и модернизации имеющихся фронт-офисных продуктов?
Сергей Меднов: Сейчас большинство отечественных банков располагают продукт в центре бизнеса, а клиент при этом является его потребителем. В то время как перестройка бизнес-процессов таким образом, чтобы клиент был в их центре – это нормальная западная модель: есть клиент, и именно под него подстраиваются многие продукты и предложения. Сегодня это одно из направлений, которым мы занимаемся. Безусловно, это непростая задача, она связана не только с ИТ-системами как таковыми, она связана с идеологией, с общей культурой и практикой ведения бизнеса. Поэтому подобный переход – это процесс не на один год.
CNews: Как бы вы охарактеризовали основные моменты ИТ-стратегии «Альфа-Банка» на ближайшие несколько лет? Какими инновационными сервисами, основанными на использовании ИТ-решений, вы планируете удивить своих клиентов в ближайшее время?
Сергей Меднов: Наша стратегия - это создание value для наших клиентов. И если в предыдущий период мы много средств потратили на создание ИТ-решений, то сейчас начинаем делать все для того, чтобы они использовались на 100%. Это ответ на первую часть вопроса.
Что касается второй его части – то, как я уже отмечал, мы активно развиваем системы удаленного банковского обслуживания через интернет, через мобильный телефон, через SMS-сервисы. Наши основные инновации будут предложены клиентам именно в этом направлении.
CNews: Спасибо.