|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
CNews: Какие аспекты информатизации финансового сектора вышли в 2007-2008 гг. на первый план, по вашим наблюдениям?
Дмитрий Голендеров: Уровень информатизации российского банковского сектора всегда был достаточно высоким и опережал по доле ИТ-затрат большинство других отраслей экономики. В настоящее время эта тенденция, безусловно, сохраняется. Значимыми конкурентными преимуществами для банка являются бесперебойность, защищенность, гибкость и качество работы ИТ-инфраструктуры, а также возможность быстрого внедрения новых банковских продуктов.
В последнее время ИТ-специалисты перестали бояться внедрять новые, действительно современные решения. Одним из ярких примеров таких технологий может быть виртуализация, причем как вычислительных ресурсов, так и ресурсов хранения данных. Эти две технологии позволили реально обеспечивать модульность, масштабируемость и гибкость инфраструктуры. Данные качества впервые перешли из области маркетинговых терминов в реально обеспеченные характеристики современной информационной среды. Для серверов реальной стала возможность автоматического перераспределения ресурсов по заранее распланированным графикам, даже в пределах одних суток жизни инфраструктуры. Для систем хранения объем данных и скорость интерфейсов перестали быть ключевыми факторами и были вытеснены такими характеристиками систем, как доступность и надежность.
CNews: Многие эксперты рынка отмечают в последние годы повышенный интерес банков к зарубежным бизнес-приложениям – на фоне снижения интереса к отечественным разработкам в этой области. Согласны ли вы с этим мнением? Если да – то какими причинами обусловлена эта ситуация, на ваш взгляд?
Дмитрий Голендеров: Безусловно, спрос на зарубежные АБС в последнее время вырос, но эта тенденция, как мне кажется, характерна только для крупных банков, в которых обрабатывается огромное количество данных. Уже пришло понимание того, что рост масштабов бизнеса и необходимость конкуренции с приходящими в Россию западными банками требуют внедрения новых адекватных решений. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что объем доработок будет очень существенным с учетом требований Банка России к правилам бухгалтерского учета.
Менее крупные банковские структуры главным образом используют отечественные разработки, поскольку им экономически невыгодно внедрять западные АБС. Также заметной остается тенденция активного интереса банков к CRM-системам, хранилищам данных ведущих мировых производителей, - поскольку опыта в разработке и внедрении таких систем у зарубежных коллег гораздо больше, чем у российских.
В чем вы видите особенности управления ИТ-проектами/портфелями проектов в банках и страховых компаниях? Как за последние годы изменились потребности банков в подобных решениях?
Дмитрий Голендеров: Спрос на подобные решения зависит от масштаба бизнеса заказчиков. Небольшие банки и страховые компании ввиду ограниченности своих ИТ-бюджетов пока не готовы к переходу на управление ИТ-проектами в соответствии с мировыми методологиями и стандартами. Даже «тяжеловесы» финансового сектора только начинают присматриваться к решениям в этой области.
В последнее время общий интерес к этой теме, безусловно, возрастает, и наша задача - научить ИТ-директоров банков и страховых компаний обосновывать перед своим руководством (в том числе, и посредством финансовых расчетов) актуальность и привлекательность перехода на управление ИТ-проектами с помощью современных методологий.
CNews: Какие типы проектов пользовались в течение последнего года наибольшим спросом ваших заказчиков, работающих в финансовом секторе?
Дмитрий Голендеров: Банки очень зависимы от качества ИТ-обеспечения и прекрасно понимают это. На мой взгляд, особо стоит выделить такие типичные задачи, как максимальная интеграция вычислительных платформ и хранилищ данных для оптимальной производительности, а также наращивание мощностей для обработки возросшего объема данных и транзакций. Также необходимо отметить возросший интерес к проектированию и построению систем хранения данных, территориально разнесенных отказоустойчивых кластеров, одним словом - всего того, что обеспечивает надежность и непрерывность бизнес-процессов.
Банковский сектор всегда считался основным потребителем решений в области информационной безопасности. Как правило, банки давно уже внедряют системы защиты от внешних угроз, таких как хакерские атаки, вирусы, и др. Тем не менее, внутренние ИТ-угрозы (утечка, уничтожение данных, промышленный шпионаж, неправомерные действия сотрудников в отношении конфиденциальной информации) вызывают в последнее время у банков наибольшую озабоченность. Проблема утечки конфиденциальной информации до сих пор остается, тем не менее, специалисты начали предпринимать достаточно серьезные практические шаги в этой области.
CNews: Какие проекты, реализованные холдингом для финансовых структур, вы могли бы отметить в числе ключевых?
Дмитрий Голендеров: Интересных проектов в течение последнего года было много, и все они были разноплановыми. Одним из них был проект по консолидации данных, виртуализации хранилища данных и внедрение механизма непрерывной защиты данных (Continuous date protection) в Банке «Таатта». В числе значимых хотелось бы также отметить проект по предоставлению нашего call-центра 24х7 (построенного на базе CA Unicenter Service Desk) в аутсорсинг страховой компании Aviva.
CNews: Какие новые продукты и услуги вы планируете предложить банкам и страховым компаниям в течение ближайшего года?
Дмитрий Голендеров: Мы намерены предлагать банкам наиболее востребованные продукты и услуги. В первую очередь, это услуги в области информационной безопасности - начиная от аудита информационных систем на соответствие требованиям федерального законодательства, регламентирующего защиту коммерческой тайны и персональных данных, и заканчивая внедрением продуктов, защищающих компании от утечки информации. Практика показывает, что в последнее время бюджеты, выделяемые на информационную безопасность в банках и страховых компаниях, значительно превышают бюджеты компаний нефинансового сектора.
Для страховых компаний в этом году мы намерены анонсировать новый продукт - «Мобильный страховой агент». С использованием данной системы, автоматизирующей деятельность страховых агентов, ощутимо повышается качество всего процесса страхования. Благодаря внедрению данного решения цепочка действий теперь выглядит следующим образом: инициатива клиента поддерживается немедленным выездом агента, который на месте оформляет и распечатывает все необходимые документы по его страхованию. Иными словами, с момента получения заказа моментально инициируется весь бизнес-процесс страхования. При внедрении данного решения страховые компании решают ряд существующих проблем и получают конкурентные преимущества.
CNews: Какие «ИТ-акценты» будут характеризовать развитие отечественного банковского сегмента в преддверии вступлении России в ВТО?
Дмитрий Голендеров: Понятно, что после вступления России в ВТО на отечественный банковский рынок придут новые игроки, хотя и сейчас западные банки успешно работают у нас. Они демонстрируют более высокое качество услуг, поддерживаемых современными технологиями, тем самым заставляя развиваться своих отечественных конкурентов.
Вступление в ВТО заставит наши банки перейти на международные стандарты финансовой отчетности, подтолкнет к внедрению информационных систем оперативного управления, ну и, конечно же, приведет к росту спроса на западные бизнес-приложения как на инструменты повышения конкурентоспособности российских банков.
CNews: Спасибо.