|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
О ключевых изменениях последних лет в ИТ-потребностях финансовых игроков, о наиболее значимых факторах влияния на информатизацию отечественного банковского сегмента в интервью CNews рассказал директор Центра банковских технологий компании «Инфосистемы Джет» Константин Казаков.
CNews: Как вы оцениваете динамику развития ИТ в банковской сфере в течение последних 3-5 лет?
Константин Казаков:За последние годы динамика информатизации изменилась весьма существенно, это стало следствием изменения динамики самого банковского бизнеса. Для меня этот временной рубеж хорошо запомнился: он совпал с началом формирования подразделения прикладных финансовых систем в нашей компании. Было это четыре года назад. Тогда только наметились основные тенденции, ставшие потом определяющими: процесс слияний и поглощений банков, активного прихода на российский рынок западных игроков и движение в сторону банковской розницы. Все эти факторы способствовали существенному усилению конкурентной борьбы в банковском секторе.
Любой бизнес, включая банковский, - это всегда дилемма между развитием, «вкладом», захватом рынка, рискованными инновационными проектами, с одной стороны, и оптимизацией издержек и минимизацией рисков, с другой. Для банков в этот период, очевидно, баланс был смещен в сторону развития, «захвата поляны». Что же касается ИТ в банках, то, на мой взгляд, в этот период произошло очень важное качественное изменение. Изменилось отношение бизнеса к ИТ и, как следствие, трансформировались сами ИТ, мировоззрение многих CIO и топ-менеджеров, курирующих ИТ-блок. Информационные технологии для банков оказались не просто средством обеспечения бизнес-процессов, а стали одним из основных инструментов создания стратегических конкурентных преимуществ в развитии банковского бизнеса. И процесс этих изменений продолжает набирать обороты, тому есть множество примеров.
Как изменились ИТ-приоритеты банков за это время? Какие аспекты информатизации вышли сегодня на первый план?
Константин Казаков:Опять-таки, следует отталкиваться от изменений в самом банковском бизнесе. Усиление конкуренции, необходимость быстрого позиционирования на рынке и начало конкретных действий по привлечению клиентов и формированию кредитного портфеля привели к появлению более жестких бизнес-требований к качеству и к срокам реализуемых банками бизнес-проектов. Как следствие – ужесточились и требования к ИТ. Банки стали более строго относиться к ИТ-проектам, требования стали четче, а сроки реализации – критичней.
Как мне кажется, изменился даже сам подход к выбору ИТ-решений: выбирать стали не столько по функциональному признаку, сколько, делая акцент на оценку рисков реализации проекта и «сроковых рисков». Принципиальным условием выбора решения стало наличие профессиональной команды исполнителя, которая этот проект способна реализовать. Могу привести множество примеров за последние 2-3 года, когда заказчик просил нас предоставить резюме сотрудников всей проектной команды, проводил персональные собеседования с ключевыми фигурами проектной команды: директором проекта, менеджером проекта, главным архитектором. Время и качество стали дороже денег.
Безусловно, в банках изменилось не только отношение к ИТ-проектам и выбору исполнителя, но и приоритетные составляющие ИТ-ландшафта. Наряду с традиционными АБС на первый план вышли CRM- и HR-системы, аналитические хранилища данных, call-центры, ERP-системы. И это, на мой взгляд, также лежит в контексте тренда, направленного на создание стратегических конкурентных преимуществ - как за счет инновационных продуктов и повышения качества предоставляемых банками сервисов, так и за счет оптимизации бизнес-процессов и сокращения издержек.
Например, востребованность HR-решений обусловлена существенным кадровым голодом в целом по отрасли, который наблюдается в последние годы. По оценкам аналитиков, пик его придется на 2012-2014 годы. Для привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов требуются все более сложные комбинации схем материального стимулирования, программ развития и обучения персонала, социальных программ. Эти схемы и программы должны быть увязаны с показателями эффективности работы каждого из сотрудников, отдельных подразделений и банка в целом. Такую работу невозможно осуществить без использования HR-решений. Поэтому спрос на такие системы, безусловно, будет только расти.
Высокая востребованность такого бизнес-приложения как CRM обусловлена тем, что в рамках нарастающей конкуренции за клиента для банка все более важным становится правильное позиционирование своих продуктов и услуг относительно клиентских сегментов и каналов продаж. Соответственно, необходимо наличие единой клиентской базы, возможности ее сегментации (в том числе - с учетом истории обслуживания), возможности доставить предложение клиенту по различным каналам. Для этого нужен целый комплекс интегрированных бизнес-приложений, включающий CRM, аналитическое хранилище, call-центр. Спрос на call-центры также очевиден. Себестоимость операции, реализованной посредством дистанционного обслуживания клиента, существенно ниже, чем осуществленной в отделении. Многие банки внедряют или планируют внедрять call-центры. А те, у кого они уже есть - активно развивают функциональность этих решений.
Отдельным значимым вопросом остается эффективная интеграция call-центра, CRM-решений, аналитического хранилища, требующая от ИТ-подрядчика высокой квалификации, опыта и комплексного подхода к реализации подобных проектов.
CNews: Как изменилось за последние годы соотношение использования российскими финансовыми игроками отечественных и зарубежных ИТ-продуктов?
Константин Казаков:Если говорить про АБС, то спрос на западные решения, безусловно, вырос. Хотя мы пока видим не очень много завершенных проектов, скорее отдельные компоненты. Причина - сложность и продолжительность подобных проектов. Однако большинство из топ 20-30 российских банков либо уже ведут проекты по внедрению западных АБС, либо находятся в стадии выбора. Это объясняется тем, что российские разработки не устраивают крупные банки,- либо по функциональности, либо по объемным показателям.
Что касается CRM-систем, хранилищ данных, HR-решений, то российским разработчикам, на мой взгляд, нечего предложить банкам. Полнофункциональных и конкурентоспособных отечественных решений в этих областях просто нет, поэтому и превалируют западные решения.
CNews: Насколько актуальной для российских банков является тема использования сервисно-ориентированной архитектуры (SOA)? Какая доля финансовых организаций, по вашим наблюдениям, уже внедрила (или готова внедрить) подобные решения?
Константин Казаков:Тема использования SOA сейчас, наверное, одна из самых обсуждаемых в ИТ-изданиях и на конференциях. Тема, безусловно, перспективная, по-другому и быть не может, поскольку, с одной стороны, есть спрос, с другой, ключевые игроки рынка ИТ-приложений (Oracle, SAP, IBM) активно ее пропагандируют и ведут обширные разработки в этом направлении. Если чуть сузить рамки и говорить конкретно об интеграционной шине, как одном из ключевых компонент SOA, то в настоящее время многие банки ведут подобные проекты, многие планируют внедрять такие решения и находятся на стадии выбора решения и исполнителя.
Однако, SOA – это не таблетка от всех болезней, приняв которую, заказчик может быть спокоен, что в ИТ-блоке у него все станет хорошо. Правильная архитектура и несоответствующие по функциональным требованиям приложения или неграмотно выстроенный процесс эксплуатации, понятно, не гарантируют успеха. Важно также понимать, что проект полноценного внедрения SOA - это достаточно итерационный процесс. На мой взгляд, нет смысла в один миг переделывать все приложения на SOA: просто каждое новое приложение (или несколько взаимозависимых приложений в конкретном бизнес-проекте) нужно внедрять с учетом новой технологии. Центральное звено подобного проекта – это именно модернизация бизнес-процессов с использованием преимуществ сервисно-ориентированной архитектуры.
CNews: Ваша компания развивает экспертизу по SOA в банковском сегменте?
Константин Казаков:Да, безусловно. «Инфосистемы Джет» активно работают в этом направлении. У нас не так много чисто интеграционных проектов, однако практически в каждом из проектов по внедрению того или иного приложения (CRM, АБС, хранилище данных и т.д.) мы выполняем работы по интеграции, базируясь на SOA. По опыту могу сказать, что в такой интеграции ключевая роль отводится главному архитектору решения, понимающему особенности работы каждого из интегрируемых приложений, специфику средств интеграции, хорошо представляющему целостную «картинку» целевого бизнес-процесса и понимающему, ради чего все это делается. Он-то и прорисовывает архитектуру решения, выбирает оптимальный состав коннекторов, готовит обоснование и защищает решение на архитектурном совете, как внутри компании, так и у заказчика. Дальнейшая реализация – это уже дело техники.
Из наиболее интересных проектов, выполненных нами по этой тематике, вспоминается проект, в котором с использованием решения IBM WebSphеre была реализована интеграция западной АБС FlexCube и CRM системы Siebel.
CNews: Какую долю занимает банковский сектор в общем объеме бизнеса вашей компании? Как этот показатель изменился за последнее время?
Константин Казаков:Доля Центра банковских технологий по итогам 2007 года – примерно 27% от общего бизнеса компании. Мы растем достаточно быстро – примерно на 70% в год (при общем среднегодовом росте бизнеса компании в 30-35%).
CNews: Какие факторы окажут, по вашим ожиданиям, существенное влияние на сферу информатизации российской банковской отрасли в ближайшие год-два?
Константин Казаков:Вопрос достаточно емкий ,постараюсь ответить кратко. Думаю, что еще несколько лет влияние на рынок банковской автоматизации продолжат оказывать тенденции, о которых мы уже говорили. Могу предположить также, что в ближайшей перспективе нас ожидает всплеск интереса к «электронным деньгам» и мобильному банкингу. На «встречных курсах» в этом направлении движутся две быстроразвивающиеся индустрии: телеком и банки. Для одних это новые сервисы и дополнительная возможность привлечения и удержания клиентов, для других, как мы уже говорили, - оптимизация издержек и, опять-таки, огромная возможность получения доступа к новым клиентам. Этот процесс должен дать серьезный толчок развитию ИТ-индустрии. Во многих странах это уже наблюдается. У нас пока процесс несколько тормозится из-за отсутствия законодательной базы. Хотя, насколько мне известно, в Минкомсвязи РФ и Банке России уже ведутся активные работы в этом направлении.
CNews: Спасибо.