|
|
Обзор
ИТ в банках 2010Кризис преподнес бизнесу немаловажный урок и научил понимать необходимость экономии. Прежде многие компании, в том числе и банки, чувствуя себя достаточно вольготно, свободно распоряжались имеющимися ресурсами, в результате чего ИТ-инфраструктура становилась все более далекой от оптимальной.
Во многих банках отсутствует единый подход к управлению ИТ-процессами: оно может осуществляться как по проектному принципу (с выделением отдельной команды на каждый ИТ-проект), так и в соответствии с линейной структурой банка. По многим параметрам происходит дублирование. Поскольку четкого разделения ответственности линейной и процессной структур управления нет, ITIL-процессы зачастую носят формальный характер. Исключение (в силу особой критичности) может составить только управление инцидентами.
Проблемой также является отсутствие формализованной процедуры управления внешними поставщиками ИТ-услуг. Без регламентации данного процесса растет количество поставщиков и возникает "лоскутность" автоматизации процессов в рамках работы с каждым из них. Все это, безусловно, не может способствовать оптимизации затрат на ИТ.
Подобная система работы привела к организации ИТ-деятельности по тактическому принципу: возникала проблема – ее решали некой локальной информационной системой, возникала еще одна – брали следующую систему и т.д. Сейчас такая методика не устраивает бизнес. Во-первых, ИТ-департаментам банков становится все сложнее получать средства на поддержку такого формата работы, во-вторых, ИТ-инфраструктура банков сегодня состоит из множества разнообразных систем, на замену которых гораздо сложнее решиться. Зачастую это требует более взвешенного подхода по сравнению с внедрением ИТ-продуктов "на пустом месте", да и критичность внедрения новых ИТ-систем гораздо ниже.
Очевидно, что банк (особенно крупный, с разветвленной региональной сетью и диверсифицированным бизнесом) использует в работе и АБС (иногда даже не одну), и фронт-офисные системы, а также CRM, СЭД и др. Кроме того, каждый вид бизнеса внутри одного банка (автокредитование, ипотека, депозиты и т.д.) может характеризоваться собственным набором ИТ-инструментов. При этом потенциальные возможности многих из них гораздо шире, чем фактически используемые.
Хаотичная автоматизация приводит к накоплению неупорядоченной информации. Данные, которые используются в работе различных банковских систем, могут дублироваться, быть неактуальными или иметь ненадлежащее качество. По оценке Microsoft, в среднем в компаниях 80% неструктурированной информации, при этом около 10% рабочего времени тратится на безрезультатный поиск необходимых в работе документов. Компания, в которой работает 1 тыс. сотрудников, теряет около 2,5 млн долл. в год из-за невозможности оперативного получения нужной информации. Получается, что время тратится на воссоздание существующих знаний, а не на создание новых. Банки в настоящее время демонстрируют стремление к систематизации и повышению качества используемой в работе информации. Это необходимо для того, чтобы предотвратить еще большие потери времени и усилий.
В то же время, ИТ-развитие банков не останавливается, что обусловлено сменой приоритетов банковского бизнеса. В частности, заметна тенденция усиления работы с должниками. Эффективность продаж сегодня оценивается банком не только по "объемным" показателям, но и по уровню просроченной и проблемной задолженности. Интерес к этой теме многократно возрос под воздействием кризиса, когда платежеспособность заемщиков резко упала, и банки во избежание дальнейших потерь были вынуждены сместить акцент на работу с неплательщиками. По данным Банка России, на 1 мая 2010 г. объем проблемной задолженности составил порядка 6,5% и 7,4% от общего портфеля кредитов, выданных юридическим и физическим лицам соответственно.
Второй тренд – интеграция сервисов по продаже банковских услуг. Сейчас продажи, как правило, замкнуты в рамках отделов, отвечающих за эти услуги. Соответственно, департамент автокредитования не имеет четкого понимания того, что происходит в отделе по работе с депозитами. Клиенты банков порой попадают в нелепые ситуации. Например, имея на своем банковском счете "кругленькую сумму", они в этом же банке могут числиться должниками из-за пропущенного автокредитного платежа. Разумеется, это сильно раздражает потребителей. Осознавая эту проблему, банки стремятся преодолеть "продуктовую разрозненность". У многих финансовых игроков сейчас наблюдается движение в сторону комплексного клиентоориентированного подхода - прежде всего, в вопросах интеграции информации по депозитам и кредитам физических лиц. Но в последнее время наметилась также тенденция объединения информации о физических и юридических лицах – в первую очередь, это касается малого предпринимательства. Надо отметить, что с VIP-клиентами такой комплексный подход практиковался и раньше – из-за небольшого количества самих "випов" его было проще реализовать: можно было это сделать "вручную". А вот на массовом рынке без автоматизации не обойтись. Руководствуясь популярной ранее логикой, банки должны были себе для этих целей заказать очередную ИТ-систему. Но условия, как отмечалось ранее, изменились.
По мнению старшего вице-президента "Диасофт" Александра Генциса, сегодня в наибольшей степени востребована автоматизация лишь отдельных компонентов бизнеса. "Идея компонентной автоматизации завоевывает все больше сторонников, - считает он. - Эту "правильную" модель банки используют для создания целевой архитектуры и реализации стратегического развития - и своего ИТ-хозяйства, и бизнеса в целом. Банкиры понимают, что лучше компонентной автоматизации, лучше СОА еще никто ничего не придумал". По его словам, в 2009 году подобные решения пользовались серьезным спросом.
По мнению экспертов компании Digital Design, возникающее противоречие (режим экономии vs новые задачи) можно разрешить двумя способами. Первый – это интеграция существующих информационных систем, которая дает возможность сформировать "комплексный" портрет клиента и организовать системную работу с ним. Задачи интеграции могут быть решены при этом по-разному. Например, когда в одном из московских банков возникла необходимость синхронизировать большое количество справочников между различными системами и филиалами, это осуществлялось посредством интеграционной шины на базе IBM WebSphere. Альтернативным средством интеграции является использование портальных решений для обеспечения контроля над всеми информационными процессами. Технологии веб-интеграции - это относительно несложный и недорогой вариант организации сквозных бизнес-процессов при взаимодействии различных систем: от обработки заявок клиентов до составления отчетов руководству банка.
Второй способ – это перенастройка существующих систем, их переориентация на более приоритетные задачи. Редко когда функционал ИТ-решений используется на все 100%, соответственно, сегодня есть прекрасный повод повысить их эффективность. Например, CRM-системы в последнее время позиционируются как инструмент работы с должниками. Ведь должник – это тот же клиент, только со знаком "минус". Поэтому небольшая настройка уже внедренной CRM-системы позволяет автоматизировать это направление банковской деятельности с минимальными вложениями, получив в дополнение возможность использования аналитической подсистемы для построения отчетов.
Аналогичная ситуация – неупорядоченность, избыточность – сложилась и с аппаратным обеспечением. Одним из популярных подходов последнего времени является описание ИТ-инфраструктуры "как есть", повышение эффективности существующих ресурсов, а также их оптимизация - для снижения операционных издержек при сохранении заданного уровня качества. Незаменимым инструментом в ряде случаев может стать виртуализация. Все это дает возможность дальнейшего развития производительности ИТ-инфраструктуры без дополнительных затрат.
По опыту экспертов Digital Design, нередко проведение аудита приводит к неожиданным открытиям. Например, банки обнаруживают, что треть имеющихся серверов простаивает без дела, постепенно покрываясь пылью. Разумеется, не всякую банковскую задачу можно решить за счет оптимизации имеющихся ресурсов. Очевидная польза анализа существующей ИТ-инфраструктуры – это возможность убедить руководство в необходимости дополнительных инвестиций. Но дополнительная выгода состоит в том, что, проводя подобную ИТ-ревизию, можно прийти к более четкому и правильному пониманию собственных задач и найти недорогие и эффективные пути их решения.
Анна Павлова
За прошедший год "Энвижн Груп" значительно укрепила позиции в работе с банковским сектором. В первую очередь это связано с серьезным расширением портфеля решений, в который помимо предложений по построению базовой инфраструктуры, вошли услуги, направленные на решение задач автоматизации работы бизнес-подразделений банков, в том числе по сокращению расходов, улучшению качества предоставляемых услуг, виртуализации и автоматизации рутинных операций. Консультант департамента консалтинга по направлению банковский сектор Александр Горшков делится мнением о перспективах развития банковской ИТ-инфраструктуры и наиболее востребованных на рынке решениях.
CNews: Как изменились ИТ-потребности отечественных банков за последний год? Какие продукты и услуги вышли на первый план – и насколько это было ожидаемо, на ваш взгляд?
Александр Горшков: Экономический кризис 2008 - 2009 гг. достаточно сильно повлиял на развитие ИТ-инфраструктуры финансовых компаний. Большое внимание в банках стали уделять сокращению расходов, в том числе с помощью внедрения специальных ИТ-систем. Получили дальнейшее развитие решения по централизации и виртуализации вычислительных ресурсов и систем хранения данных. На первый план стали выходить решения по сокращению операционных расходов. Например, решения по управлению наличными средствами, позволяющие сократить операционные расходы на 20 - 40% в зависимости от текущего уровня автоматизации управления наличными средствами в банке, или "электронные кассиры", использование которых упрощает процедуру открытия новых точек по работе с наличными, уменьшают вероятность операционной ошибки при приёме или выдачи наличных средств, минимизирует возможность кражи денежных средств.