|
|
Обзор
ИТ в банках 2010Очередной ежегодный рейтинг уровня информатизации крупнейших банков России по итогам 2009 г., подготовленный CNews Analytics, как и ожидалось, продемонстрировал изменения в позициях ключевых игроков. Очевидно в более выигрышной ситуации оказались те банки, которые могли позволить себе сохранение прежних объемов ИТ-затрат, в то время как другие их сокращали, отказываясь от запланированных проектов.
В рейтинге CNews Analytics по итогам 2009 г. традиционно участвуют 30 (из рассматриваемых 50) крупнейших кредитных организаций по данным ЦБ РФ на 1 января 2010 г., включая представительства иностранных банков, работающих в России — «Райффайзенбанк», «Ситибанк», «Юникредит Банк», BSGV и пр.
В рамках исследования уровня информатизации крупнейших банков РФ в 2010 г. CNews Analytics были опрошены более 40 крупнейших кредитных организаций РФ, а также около 50 интеграторов и вендоров. В итоге была сформирована экспертная группа из представителей 25 компаний.
Экспертам предлагалось дать оценку следующим ИКТ-системам банков:
Системы автоматизации банковской деятельности (АБС): с точки зрения функциональности, надежности, гибкости, масштабируемости, современности
Автоматизация розничного обслуживания
Автоматизация кредитования
Автоматизация работы с пластиковыми картами
Системы электронных услуг «банк-клиент», интернет-банкинг: полноценные взаимосвязанные комплексы дистанционного банковского обслуживания, максимальное упрощение процедуры доступа
Мобильный банкинг
Автоматизация операций на фондовых и валютных рынках
Автоматизация управления взаимоотношениями с клиентами (CRM)
Автоматизация управленческой отчетности
Системы бизнес-анализа (BI)
Интеграционная платформа
Защита информации
Телекоммуникационные решения: IP-сети, call/контакт-центры, IVR, видеоконференцсвязь и пр.
Управление ИТ-инфраструктурой.
Среди рассматриваемых параметров, с учетом наиболее актуальных сегодня требований к ИТ-инфраструктуре, наибольший вес был присвоен, в частности, качеству автоматизации работы с клиентами (CRM), аналитических функций (BI), дистанционного обслуживания (интернет-банкинг, мобильный банкинг), а также уровню интегрированности систем и качеству управления ИТ-инфраструктурой в целом. Именно эти направления приложения усилий ИТ-службы банка в конечном итоге обеспечивают бизнесу конкурентные преимущества, позволяя повысить эффективность, оптимизировать издержки и создать задел для дальнейшего развития, с учетом быстрой адаптации к меняющимся условиям рынка. Как раз в контексте последнего требования к гибкости и одновременно надежности ИТ-инфраструктуры так важен фактор ее управляемости.
Ранг 2010 | Ранг 2009 | Название банка | Город |
1 | 1 | ВТБ | Москва |
2 | 18 | Сбербанк | Москва |
3 | 5 | Альфа-Банк | Москва |
4 | 3 | Траст | Москва |
5 | 12 | ВТБ 24 | Москва |
6 | 11 | Банк Москвы | Москва |
7 | 6 | Газпромбанк | Москва |
8 | 13 | Транскредитбанк | Москва |
9 | 2 | BSGV | - |
10 | 4 | Райффайзенбанк | - |
11 | 7 | Юникредит Банк | - |
12 | - | Хоум Кредит энд Финанс Банк | - |
13 | 22 | АК Барс | Казань |
14 | 9 | Петрокоммерц | Москва |
15 | 8 | Уралсиб | Москва |
16 | 23 | МДМ - Банк | Москва |
17 | 15 | ОТП Банк | |
18 | 24 | Абсолют Банк | Москва |
19 | 17 | Росбанк | Москва |
20 | - | МБРР | Москва |
21 | - | Кит Финанс | Москва |
22 | 20 | Русь-Банк | Москва |
23 | 21 | Номос-Банк | Москва |
24 | 25 | Ситибанк | - |
25 | 19 | Промсвязьбанк | Москва |
26 | - | Связь-Банк | Москва |
27 | - | Союз | Москва |
28 | - | Московский Индустриальный Банк | Москва |
29 | 30 | Зенит | |
30 | 26 | Санкт-Петербург | С-Петербург |
Источник: CNews Analytics, 2010
Первое место в ранкинге сохраняет ВТБ, демонстрирующий по-прежнему высокие оценки по всем рассматриваемым направлениям информатизации, однако по количеству баллов его уже почти догоняет неожиданный, если вспомнить результаты предыдущих исследований, конкурент – Сбербанк. Резкий скачок последнего с 18-ой на 2-ую позицию – результат большого труда, который ведется в рамках стратегической задачи повышения инновационности прежде весьма консервативного бизнеса. Взятый курс на высокотехнологичность поддерживается на уровне топ-менеджмента Сбербанка, благодаря чему даже в непростых условиях 2009 г. эта организация смогла вести целый ряд крупных ИТ-проектов, в том числе и знаковый для отрасли – проект внедрения Oracle Siebel CRM. Параллельно Сбербанк строит ЦОДы, сделав выбор в пользу собственного «облака» (по тому же пути идет, кстати, и лидер ВТБ, и №3 – Альфа-Банк; вообще крупные банки в большинстве своем пока достаточно скептически настроены в отношении аутсорсинга), развивает интернет-банкинг, присматривается к другим веб-сервисам и экспериментирует с концептами «офиса будущего».
«Офис будущего», похоже, переживает новую волну популярности в этом секторе, однако в новой интерпретации. Сегодня с этим понятием ассоциируются уже не только возможности интернет- и мобильного банкинга, электронные кассы и отделения без сотрудников, но и ключевые технологии 2009-2010 гг. – виртуализация, централизация, «облачные вычисления», SaaS, ну и «старая добрая» СОА. Идея единого комплексного решения в банковской среде уже давно себя изжила, а преимущества композитного подхода к инфраструктуре становятся все более очевидны в ситуации, когда бизнес-заказчикам требуется множество специализированных приложений, позволяющих повысить эффективность. Успешным - в этом понимании - внедрением СОА может похвастаться, например, ВТБ. При этом банки, которые все еще «мучаются» с интеграцией систем, потребовавшейся в результате консолидации других активов (например, Райффайзен) при внешнем «ИТ-благополучии» все больше удаляются от первой тройки.
Есть риск, что результаты рейтинга по итогам 2009 г. будут расценены как несправедливые – ведь игроки оказались не в равных условиях, одни вынуждены были «ужиматься», другие, с учетом господдержки, могли позволить себе крупные проекты. Однако здесь уместно вспомнить о плодах «тучных лет» - по большому счету прошлогодняя ситуация потребовала прагматичного пересмотра проведенной ранее работы и ее результатов – на предмет соответствия ключевым задачам бизнеса, обеспечения конкурентных преимуществ, роста прибыли. Собственно, это те параметры, по которым изначально и следует оценивать ИТ-проекты. Качество автоматизации тех или функций, интеграции систем, управления ИТ-ресурсами либо было достигнуто, либо нет – и не могло резко упасть за один сложный год. Тем более, понятно, что банки не самоубийцы, чтобы экономить на ИТ с точки зрения поддержки инфраструктуры.
Другое дело, что по итогам 2010 г. вес оцениваемых параметров может измениться, либо к ним могут добавиться другие, те, что будут определять новые требования к уровню информатизации бизнеса. Тогда игроки, которые не смогут оперативно включиться в изменившуюся ИТ-парадигму, рискуют утратить прежние позиции – их потеснят более быстрые, гибкие и оснащенные.
Как и годом ранее, от банковских ИТ ждут большей клиенто– и бизнес-ориентированности, помимо выполнения первоочередной – не только в кризис - задачи по обеспечению непрерывности работы. Важное требование к банковским CIO – обеспечить прежние результаты по качеству и оперативности с оптимизированными средствами. Оптимизированными, в том числе, и с помощью ИТ – например, за счет применения виртуализации, не только серверной, но и настольных ПК. Или за счет более взвешенной оценки преимуществ аутсорсинга и инсорсинга, и выбора в пользу наиболее экономически оправданного в каждом конкретном случае варианта. Экономически оправданного – в краткосрочной или долгосрочной перспективе? Похоже, что прежние горизонты планирования возвращаются, и усиленная подготовка банков к работе в условиях восстанавливающейся экономики требует от ИТ-нишков смотреть на несколько шагов вперед и глубже вникать в ключевые потребности и цели своих заказчиков.