|
|
Обзор
ИТ в банках 2010Кризис изменил ИТ-приоритеты, но в течение последнего года стало понятно, что банки, первыми приняв на себя последствия экономических потрясений, восстановили динамику информатизации гораздо раньше, чем другие рынки. Активное использование ИТ-инструментов позволило наиболее "продвинутым" игрокам финансового сектора выйти из кризиса с наименьшими потерями.
В предкризисный период 2008 года банки активно инвестировали средства в сервис-ориентированную архитектуру, виртуализацию, оптимизацию, центры обработки данных и системы хранения данных. Финансовые организации решали задачи централизации, внедряли CRM и ERP-системы, повышая таким образом уровень зрелости своих информационных продуктов.
ИТ-проекты, реализованные в банках в 2009 г.
Источник: CNews Analytics, 2010
С наступлением кризиса приоритеты банков изменились. Важнее всего на тот момент оказались гибкость и оперативность ИТ-сервисов. Фокус сместился на быстрые проекты с прозрачной окупаемостью. Практически все банки решались расходовать сократившиеся ИТ-бюджеты только на то, без чего невозможно было работать и конкурировать. По данным опроса CNews Analytics, ключевыми векторами информатизации банков в 2009 г. оставались проекты создания корпоративных хранилищ данных, централизация ИТ-систем, развитие контакт-центров и CRM, построение интеграционных платформ, проекты, связанные с обеспечением информационной безопасности. Также сохранялся интерес к автоматизации документооборота.
Самым популярным путем экономии среди банков-респондентов CNews в 2009 г. стала заморозка ИТ-проектов: к необходимости такого шага пришлось прибегнуть половине опрошенных.
По наблюдениям Игоря Коваля, CIO "АМТ Банка", в 2009 году количество банковских ИТ-проектов значительно уменьшилось по сравнению с предыдущим годом. Как правило, выполнялись лишь работы, инициированным до кризиса. Новые проекты, по его словам, могли себе позволить только банки с государственным участием. Большая часть банковских проектов в 2009-2010 гг. была связана с задачами сокращения расходов, оптимизации бизнес-процессов и автоматизации процессов работы с просроченной задолженностью клиентов.
Дмитрий Голендеров, заместитель генерального директора Helios IT Solutions по работе с финансовыми учреждениями, отмечает, что замораживался ряд долгосрочных инвестиционных проектов - особенно у розничных банков. "В основном, "замороженные" проекты были связаны с обновлением компьютерного парка, внедрением ERP, созданием систем хранения данных, - отмечает он. - Однако проекты, связанные с информационной безопасностью, виртуализацией, внедрением систем управления инфраструктурой, ИТ-аутсорсингом продолжали успешно реализовываться, несмотря на усилившуюся конкуренцию".
Впрочем, большой популярностью в разгар кризиса пользовалась не только "заморозка", но и "технологические пути" снижения затрат: использование виртуализации, аутсорсинг ЦОД, проекты с применением "облачных технологий" и др. В кризис, по мнению Егора Шокурова, вице-президента RapidSoft, в банках велись небольшие CRM-проекты, а также проекты по автоматизации продаж, созданию аналитических хранилищ данных, внедрению СЭД. Лишь несколько крупных иностранных банков начали внедрение масштабных решений.
В 2010 году массового возвращения банков к реализации замороженных в кризис проектов не последовало. Более чем у 42% респондентов CNews Analytics сохранялись проекты, вернуться к реализации которых не представлялось возможным в силу различных причин. Проблемы с финансированием подтолкнули банки в этот период к практическим шагам по переходу на открытое ПО, к проектам по виртуализации серверов.
ИТ-проекты, реализуемые в банках в 2010 г.
Источник: CNews Analytics, 2010
По данным опроса CNews Analytics, чаще всего в 1 половине текущего года внедрялись BI, АБС, CRM и CЭД. Выбираемые бизнес-приложения (62,5% респондентов) должны были быстро внедряться и давать в короткий срок максимальную экономическую отдачу.
По мнению Леонида Гуштурова, генерального директора компании "Комкор", в 2010 г. для банков на первый план вышли услуги, способствующие снижению затрат на содержание ИТ-инфраструктуры, повышению эффективности работы бизнес-приложений. Генеральный директор R-Style Softlab Юрий Отрашевский отмечает, что наибольшим спросом на рынке в текущем году пользуются не только быстро окупаемые решения, но и продукты, позволяющие экономить (например, на снижении себестоимости банковских услуг) или минимизировать затраты при региональном расширении бизнеса.
Эксперты рынка банковской информатизации в беседе с CNews отмечали, что существует целый ряд бизнес-приложений, спрос на который не способен снизить никакой кризис. Эти приложения, как правило, обеспечивают автоматизацию ключевых банковских бизнес-процессов. По мнению Владимира Чичеткина, директора департамента информационных технологий "Промсвязьбанка", наиболее важное требование к бизнес-приложениям – это оптимизация и максимальная автоматизация бизнес-процессов, причем последний 2008 года окончательно снял все сомнения на этот счет.
Вице-президент и директор департамента по информационным технологиям "ТрансКредитБанка" Сергей Русанов отмечает, что заметным трендом последних лет стало внедрение промышленных ИТ-платформ по базовым направлениям: это фронтальные и бэк-офисные решения, СRM и аналитические системы.
Элеонора Ершова / CNews Analytics
CNews: Как, по вашим наблюдениям, изменились ИТ-стратегии крупнейших отечественных банков за последний год?
Виктор Орловский: Несмотря на сдержанный оптимизм, банки в 2008-2009 гг. все-таки свернули ряд стратегических ИТ-проектов. В кризис менеджменту и акционерам банков было не до инвестиций в ИТ. По моим сведениям, большинство программ было свернуто или заморожено, банки сосредоточились на более приоритетных вопросах: на экономии издержек, управлении плохими долгами, риск-менеджменте.