|
|
Обзор
ИТ в банках 2010Относительно самых востребованных ЭПС в будущем мнения экспертов расходятся подчас кардинально. Кто-то делает ставку на нынешнего фаворита, интернет, кто-то – на платежные терминалы, кто-то – на бесконтактные платежи. Однако сегодня очевидны преимущества и гибкость именно веб-интерфейса.
Интернет-системы в терминах объема платежей ЭПС признаны самыми популярными по статистике Ассоциации «Электронные деньги» за 2009 год - на их долю пришлось 17 млрд руб. пополнений. 90% рынка интернет-платежей обслуживают «Яндекс.Деньги» и WebMoney, всего лишь 10% приходится на остальные платежные системы. А мобильный телефон и терминалы используются примерно одинаково (12 млрд руб. и 11 млрд руб. пополнений соответственно), хотя число их пользователей выше, чем у интернет-систем.
«Дело в том, что интернет-кошельки наиболее универсальны – они позволяют оплачивать широчайший ассортимент товаров и услуг несколькими кликами, в то время как до терминала, например, еще нужно дойти, а мобильные платежи пока имеют небольшой список применений», - поясняет Наталья Хайтина, заместитель генерального директора компании «Яндекс.Деньги».
Артем Генкин, исполнительный директор консалтинговой группы «Аспект», также выделяет две категории ЭПС, которые пользовались в этом году «сезонной» популярностью. Во-первых, это ЭПС, развивающие бонусные программы лояльности «Это объясняется неосвоенностью данного рынка в России, - говорит эксперт. – Один наш клиент, стартап в этой области, за три месяца с начала работы вышел на лидирующие позиции на своем рынке». Во-вторых, это ЭПС, развивающие лотерейные и букмекерские сервисы - в силу резкой и неблагоприятной для рынка смены «правил игры» в гэмблинговой сфере.
Какие ЭПС будут самыми востребованными в ближайшем будущем - единого мнения у экспертов нет. «Сейчас разнообразные технологии связи развиваются настолько бурно, что сложно предположить, какой способ покупки в интернет-магазинах будет наиболее популярным через 2-3 года. Но пока веб-интерфейс остается самым гибким и универсальным, поэтому мы рассчитываем на сохранение лидирующих позиций интернет-платежей в ближайшей перспективе», - рассказывает Наталья Хайтина.
По мнению Анастасии Птуха, председатель совета директоров ГК Step by Step самые перспективные ЭПС — это платежные терминалы, так как они обладают рядом уникальных достоинств, как то: местоположение терминалов, разнообразный спектр услуг, большое количество провайдеров, высокая рекламная активность.
«В ближайшие годы развернется борьба за рынок бесконтактных электронных платежей – например, оплата в транспорте, мелкой рознице, парковках. Победит та ЭПС, которая будет такой же простой и такой же удобной, как наличные деньги», - убеждена Ксения Великина, PR-директора WebMoney Transfer.
Со своей стороны, Артем Генкин считает, что наиболее перспективны ЭПС, основанные, во-первых, на конвергентных, совместных продуктах ЭПС и банков (примеры – партнерства с участием Альфабанка, Яндекс.Денег, WebMoney Transfer), во-вторых, на мультибрендовых карточных продуктах не на основе карт международных платежных систем и, наконец, в целом на обслуживании В2В сектора.
Пока что наиболее популярным видом платежей через ЭПС является оплата услуг, а не товаров. Как сообщили в пресс-службе WebMoney, сервис оплаты счетов мобильных телефонов, интернета и коммунальных услуг (telepay.webmoney.ru) по-прежнему является одним из самых популярных сервисов системы WebMoney Transfer. «Мы видим востребованность этого сервиса, и поэтому постоянно расширяем его возможности. Так, с недавних пор через этот сервис можно мгновенно оплачивать услуги сотовых операторов более 35 стран мира», - рассказывает Ксения Великина.
«На наш взгляд, одним из очевидных трендов в последнее время становится рост популярности оплаты посредством электронных платежей обязательных услуг ЖКХ, а также финансовых услуг населению», - говорит Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент». По результатам исследования компании «Яндекс», по количеству платежей через «Яндекс.Деньги» на услуги приходится 97%, по объему – 96%. Исследователи объясняют эта ситуацию следующим образом: в интернете продают больше услуг, чем товаров, и, соответственно, их больше покупают и оплачивают электронными деньгами. Другая причина меньшего количества электронных платежей за товары в том, что за большинство товаров люди привыкли платить наличными непосредственно при получении.
Сегментация рынка моментальных платежей через терминалы по типам платежей, 2007-2009 гг.
Тип платежа | Доля в общем обороте рынка (%) | ||
2007 г | 2008 г | 2009 г | |
Сотовая связь | 96,1 | 89,5 | 81 |
Интернет | 1,8 | 3,9 | 4 |
Телевидение | 0,7 | 0,8 | 2 |
Погашение кредитов | - | 2 | 6 |
Электронные деньги | 1,2 | 1,1 | 2 |
ЖКУ | - | 0,5 | 1 |
Остальное | 0,2 | 2,1 | 4 |
Источник: НАУЭТ, МА Step by Step, 2010
Те же виды платежей являются наиболее популярными при оплате через терминалы. По данным Step by Step за 2009 год, 81% приходится на оплату сотовой связи, 6% - на погашение кредитов, 4% - на оплату интернета. «Чтобы понять, чем вызвана популярность тех или иных типов платежей, необходимо понять, когда люди чаще всего пользуются платежными терминалами, - считает Анастасия Птуха. – Это, в первую очередь, ситуация, когда человек внезапно понимает, что забыл оплатить ту или иную услугу, которая ему позарез нужна. Сотовая связь и интернет – то, без чего люди сейчас обойтись не могут, особенно в крупных городах, поэтому они традиционно сохраняют лидерство. Недавно появившаяся услуга по погашению кредитов также набирает популярность по этой же причине».
Товары, за которые чаще всего платят через ЭПС, это программное обеспечение, книги и музыка. По данным исследования «Яндекс», треть платежей за товары — оплата книг и музыки, причем как на материальных носителях, так и в электронном виде. Интересно, что за книги и музыку на электронных и материальных носителях платит примерно одинаковое число пользователей, но за электронные издания платят в два раза чаще. Вероятно, это связано с тем, что средний платёж за электронные книги в 8 раз меньше, чем за бумажные — 170 и 1350 рублей соответственно. Ещё треть платежей в этой категории — за программное обеспечение. Но программы не являются основной статьей расходов даже для постоянных покупателей — в среднем каждый из них совершает за программы только один платёж из десяти. По сообщению пресс-службы WebMoney, достаточно активно пользователи оплачивают онлайн-игры, покупку программного обеспечения, билетов (от билетов в кино до авиа- и железнодорожных). «Также достаточно востребован сервис массовых платежей, когда по какой-либо партнерской программе с несколькими тысячами человек нужно рассчитаться от рубля до тысяч рублей», - добавляет Ксения Великина.
Стоит отметить, что именно за товары, а не за услуги проходят и самые крупные платежи. Как показало исследование «Яндекс», самый крупный средний платёж с лета 2008 по лето 2009 через «Яндекс.Деньги» — за авиабилеты, почти 7000 рублей. Платежи за железнодорожные билеты меньше — в среднем 1950 рублей. Две самые дорогие категории товаров — техника и цветы. С лета 2007 средний платёж за технику вырос от 5000 до 6250 руб. Букет, напротив, подешевел — сейчас пользователи «Яндекс.Денег» покупают цветы в среднем за 3500 руб., а не за 4000 руб. Конечно, такие товары редко покупают за электронные деньги — платежи за них составляют всего 2 % от платежей за товары. Почти 75% покупателей, оплативших эти товары «Яндекс.Деньгами», делали это только один раз в жизни.
При этом сегменты товаров, перечисленных выше, являются и перспективными – как раз в силу того, что единовременно платится большая сумма. «Перспективны платежи за крупные потребительские покупки – гостиницы, авиабилеты, бытовая техника, автомобили. Рост среднего чека критически увеличит обороты и доходность российских ЭПС», - поясняет Артем Генкин.
Однако хорошее будущее не только у этих товаров, но и многих, в том числе новых услуг. «Если говорить о наиболее быстрорастущих сегментах, то очень перспективными, по итогам весеннее-летнего сезона 2010 года, остаются платежи за авиа- и ж/д билеты, платежи за онлайн-игры и услуги социальных сетей», - дополняет список перспективных товаров услугой Наталья Хайтина. «Еще некоторое время опережающими темпами будут расти билетная и туристическая отрасль. Кроме того, намечается перенос платежных сервисов в новые области: социальные сети, мобильные телефоны и телевизоры, игровые приставки», - говорит Ксения Великина.
«Весьма динамично развиваются такие сравнительно новые направления, как платные услуги и платные сервисы социальных сетей», - отмечает Максим Клягин. Из недавно возникших драйверов Виктор Достов упоминает электронные билеты, социальные сети и банковские продукты (кредиты, карты). По мнению Максима Клягина, помимо расширения предложения по различным обязательным платежам, такие направления, как пополнение депозитов, пополнение брокерских счетов (в том числе Forex), также представляются весьма перспективными. «Мы считаем самыми перспективными сегментами сотовую связь, интернет и погашение кредитов. Также можно выделить ЖКУ, так как с недавних пор банки, включая Сбербанк, вводят комиссию. Если комиссия в терминале будет сравнима с банковской, то многие люди предпочтут оплачивать данные услуги через терминалы», - уверена Анастасия Птуха.
«Подрастает, но с тенденцией к стабилизации, доля платежей в погашение потребительских кредитов. Стоит прогнозировать постепенный рост доли и номенклатуры платежей за госуслуги, информационный контент, различные виды интеллектуальной собственности, - считает Артем Генкин. – Впрочем, отдельные ЭПС имеют четкую нишевую специализацию на тех или иных видах платежей. Недавно с интересом обнаружил на рынке весьма успешную компанию, принимающую платежи исключительно в адрес… онлайн-игр».
К чему это приведет в ближайшем будущем? К еще более бурному развитию. По словам Максима Клягина, прогнозы специалистов НАУЭТ на 2010 год подразумевают рост на уровне 15%. «Мы склонны считать, что это скорее осторожный, консервативный сценарий, и не исключаем несколько больших темпов прироста», - комментирует эксперт.
Наталия Кузнецова