|
|
Обзор
ИТ в банках 2010CNews: Как изменились телеком-потребности отечественных банков – на фоне финансового кризиса? Какие продукты и услуги вышли в 2009 году на первый план?
Леонид Гуштуров: На мой взгляд, нет оснований утверждать, что потребности банков в телекоммуникационных услугах радикально изменились. Большинство бизнес-процессов в современном банке всегда базировались на телекоммуникационных технологиях, причем речь идет как о внутренних процессах, так и о клиентском обслуживании. Единственным заметным для нас изменением была корректировка подходов к оценке эффективности инфраструктуры. Многие банки провели инвентаризацию услуг ИТ-подрядчиков, в результате чего было принято решение о переходе на менее дорогие технологии. В основном, эти перемены затронули каналы связи банков с банкоматами и небольшими дополнительными офисами. Кроме того, ужесточились требования банков к стоимости ИТ-услуг, возрос внутренний контроль за их потреблением.
Соответственно, на первый план вышли услуги, способствующие снижению затрат на содержание инфраструктуры, повышению эффективности работы ИТ-систем и бизнес-приложений. В первую очередь, востребованным оказался перевод корпоративных сетей на технологию VPN взамен выделенных каналов. Распространенным явлением стала и замена безлимитных тарифных планов на пакеты с лимитированным трафиком - в целях снижения расходов на интернет-доступ.
CNews: Можно ли сегодня говорить о возврате планов информатизации российских банков на докризисный уровень и о росте ИТ-бюджетов по сравнению с концом 2008 - началом 2009 гг.?
Леонид Гуштуров: По нашим ощущениям, говорить об этом пока рано. Инвестиции в инфраструктуру обычно следуют за реализацией планов стратегического развития организации. Несмотря на то, что участники финансового рынка сегодня настроены довольно оптимистично, эта отрасль, согласно большинству прогнозов, начнет свое возрождение лишь в конце текущего года.
CNews: Какую долю в общем объеме ИТ-проектов в банковской отрасли занимают сегодня проекты по созданию сетевой инфраструктуры? Как эта доля изменилась за последний год, за счет каких факторов?
Леонид Гуштуров: По нашим оценкам, проекты по созданию сетевой инфраструктуры занимают порядка 20% в общем объема проектов в банках. За прошедший год эта цифра не претерпела изменений. С одной стороны, модернизация сетей приводит к очевидному снижению расходов на ее эксплуатацию и повышает эффективность работы. Именно поэтому были начаты новые проекты. С другой – не все банки в условиях сложной экономической ситуации смогли или захотели инвестировать средства в новые ИТ-проекты. Так что доля проектов по созданию сетевой инфраструктуры осталась на прежнем уровне.
CNews: Известно, что «Акадо Телеком» предпринимала в последние годы ряд усилий по диверсификации бизнеса, акцентируясь на разработке вертикальных продуктов и услуг (в том числе и для финансовой отрасли). Какова доля заказчиков банковского сектора в общем объеме ваших корпоративных клиентов?
Леонид Гуштуров: В общем объеме корпоративных клиентов нашей компании доля финансового сектора составляет порядка 10-15%. Мы активно работаем с этим сегментом рынка. По итогам 2009 года общее количество заказчиков финансового сектора «Акадо Телеком» выросло на 30%. Именно это направление ежегодно доминирует у нас по количеству новых отраслевых услуг.
CNews: На каких новых продуктах и услугах для заказчиков банковской отрасли акцентировала внимание ваша компания в 2009 году?
Леонид Гуштуров: Знаковым событием прошлого года для нас стал запуск третьего ЦОД, услугами которого пользуются, в том числе, и игроки финансового сектора. Повышение требований к обеспечению непрерывности бизнес-процессов приводит многие компании к необходимости создания резервных ИТ-систем, организации надежного хранения больших объемов информации на площадках аутсорсинговых ЦОДов. Наш новый ЦОД соответствует уровню стандарта Tier III+ и обеспечивает необходимый финансовым структурам уровень непрерывности бизнеса, безопасности и сохранности данных.
Вообще, тема непрерывности бизнес-процессов сегодня становится одной из наиболее актуальных для банковской отрасли. В 2010 году мы планируем запустить услугу защиты web-ресурсов заказчиков от DDoS-атак. Это даст возможность оперативно пресекать атаки, направленные как на локальные серверы заказчиков, так и на серверы, установленные в нашем ЦОД.
Также мы отмечаем рост востребованности в банках еще одной новой услуги – безопасного удаленного доступа к VPN на базе технологии Secure Sockets Layer (SSL VPN). Сегодня деловым людям зачастую необходим постоянный доступ к актуальной информации, хранящейся в корпоративных сетях. Услуга предоставляется с использованием промышленных программно-аппаратных решений ведущих производителей телекоммуникационного оборудования и не требует установки специализированного ПО. Помимо этого, мы развивали ряд узкоспециализированных решений, таких как услуги доступа к финансовым и информационным системам (к SWIFT, системе Bloomberg, к UCS), расширили пропускную способность каналов доступа к РТС.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в банках в 2009-2010 гг. вы можете отметить в числе ключевых?
Леонид Гуштуров: В 2009 году мы реализовали множество значимых проектов. В числе наиболее масштабных из них можно отметить проекты модернизации сетевой инфраструктуры с переходом на технологию IP VPN, реализованные в Сбербанке России и в Банке Москвы.
CNews: Как будут меняться в ближайшие годы телеком-потребности российских банков? Какие перспективные технологии обретут популярность в банковском сегменте?
Леонид Гуштуров: Как я уже отметил ранее, основное внимание будет уделяться защите информации и повышению надежности инфраструктуры. С развитием интернет-банкинга и мобильного банкинга финансовым структурам будут необходимы высокоскоростные каналы связи, обладающие большой пропускной способностью. А также продуманная политика противодействия различным видам сетевых атак. Соответственно, продолжится переход на технологию IP VPN, будут создаваться резервные сети и каналы связи. Возрастающий объем банковских операций и электронных платежей приводит банки к необходимости использования выделенных каналов связи для работы с платежной системой Банка России. Если сегодня лишь небольшая доля банков взаимодействуют с МЦИ ЦБ РФ через волоконно-оптическую зарезервированную сеть, то к концу 2011 года, судя по наблюдаемой динамике, число таких банков увеличится как минимум вдвое.
CNews: Спасибо.