|
|
Обзор
ИТ в банках 2010CNews: Можно ли сегодня говорить о возврате планов информатизации российских банков на докризисный уровень и о росте ИТ-бюджетов по сравнению с концом 2008 - началом 2009 гг.?
Денис Комаров: О возврате докризисных планов информатизации говорить пока рано. Ситуация сейчас (впрочем, как и год назад) продолжает оставаться неоднозначной. Банки уже столкнулись с тем, что экономия на ИТ приводит к прекращению развития инфраструктуры банков. ИТ-бюджеты заморожены, деньги не тратятся, но при этом у банка не появляется никаких конкурентных преимуществ, никаких новых возможностей для бизнеса. Инновационный банк получает дополнительные рыночные преимущества перед тем, кто экономит на ИТ. Поэтому банки, глядя друг на друга, понемногу оживают, и их интерес к информатизации возрождается.
Что касается крупных инвестиций банков в информатизацию, то большинство собственников пока сомневаются в их целесообразности. Они в принципе не против того, чтобы вкладываться в ИТ, и даже имеют средства на это. Однако многие интересные проекты на финансовом рынке не состоялись именно потому, что бизнес опасается не получить адекватную инвестициям отдачу.
Я считаю, что наиболее ожидаемый сценарий развития банковского сегмента ИТ-рынка в России – это «консервативное восстановление» ИТ-бюджетов банков. Но уже и сегодня есть игроки, которые решаются на ИТ-прорывы. И возможно, их шаги спровоцируют у многих коллег-конкурентов желание не отстать. Тогда рост рынка может достаточно быстро вернуться и к докризисному уровню. Но вероятность этого пока, скорее, гипотетическая.
CNews: Какие тенденции на рынке банковской информатизации вы можете отметить в числе ключевых в 2009-2010 гг.?
Денис Комаров: В банковском секторе заметен интерес к инновационным проектам. Появляются прототипы «офиса будущего». В минувшем году подобные проекты были внедрены в некоторых банках. Самые простые элементы офиса будущего – это электронные очереди и информационные киоски. Пока эти технологические достижения недостаточно используются, но крупные банки понимают, что отсутствие организованной очереди разрушает атмосферу клиентского комфорта. А после кризиса клиентов в банках поубавилось, и за них уже реально стоит побороться. Так что осознание необходимости внедрения элементов офиса будущего есть, некоторые пока еще не очень масштабные внедрения – тоже присутствуют. Прорабатываются решения, касающиеся интеграции информационных киосков с системами дистанционного банковского обслуживания. К заказчикам пришло понимание необходимости оптимизации затрат на персонал. Инфокиоску, например, ничего не надо платить за обслуживание клиентов в ночное время. Он практически всегда готов к работе.
Одно из возможных проявлений концепции офиса будущего - это удаленный видео-ассистент, позволяющий клиентам, находящимся далеко от офиса банка, обратиться к его «живому» сотруднику в любое время дня и ночи из любой точки на карте мира.
Интерес банков к движению в сторону «офисов будущего» повысился еще и потому, что они часто не видят смысла вкладывать в «традиционные» ИТ. В вопросе использования новых технологий энтузиазма больше, хотя и опасений хватает. Каких-то масштабных проектов по внедрению офиса будущего я, пожалуй, не назову. Но сам поток обращений и интереса к этой теме вдохновляет.
Среди других заметных трендов информатизации банковского сектора - продолжение прошлогодних тенденций экономии затрат на ИТ. Но экономии разумной, направленной на внедрение технологий учета и контроля расходования ИТ-ресурсов. Все большее внимание уделяется автоматизации рутинной работы инженеров в области управления ИТ-инфраструктурой.
Слияния и поглощения также влияют на ИТ-потребности банков. Зачастую подобные события оборачиваются для финансовых игроков перестройкой инфраструктуры, «подгонкой» поглощаемых организаций под стандарты головного банка. В этой области в последние год-два наблюдалось некоторое оживление, причем на фоне общей стагнации оно стало еще более заметным. В этой связи в нашем портфеле появились новые специализированные решения, позволяющие облегчать решение подобных задач. Например, появилось решение израильского разработчика, предназначенное для контроля и мониторинга состояния баз данных. Это решение не нагружает имеющуюся систему, оно лишь подсказывает, где есть риски с точки зрения производительности. Таким образом, у менеджеров появляется возможность своевременно увидеть, есть ли препятствия к оказанию услуг необходимого качества. Подобная система также дает возможность управлять параметрами SLA для отдельных групп пользователей: кому-то нужен очень высокий уровень услуг, а кто-то без ущерба для дела может подождать ответа системы и подольше. Соответственно, при наличии такой системы банк может прогнозировать необходимость модернизации, своевременно узнавая о необходимости апгрейда ИТ-инфраструктуры. В принципе, банк получает механизм управления соответствующим ИТ-ресурсом, обеспечивая к нему доступ пусть и ограниченной группы пользователей, зато с гарантированными параметрами.
CNews: CNews: Как изменился спрос банков на проекты по созданию систем информационной безопасности, по вашим оценкам?
Денис Комаров: Здесь необходимо отметить, что последние годы на ИБ-направление обращали внимание множество контролирующих органов РФ. В банках велась определенная разъяснительная работа – с оглядкой на западный рынок. Но, несмотря на весь этот информационный фон, основная масса менеджеров банков все-таки продолжает оценивать для себя ИБ-риски как маловероятные. Сегодня деятельность большинства банков в области ИБ сводится в основном к «бумажной» работе по приведению своих систем в соответствие с требованиями регулирующих органов. Глобальный подход и выстраивание правильных ИБ-процессов натыкаются на кажущуюся маловероятность наступления критических ситуаций.
Нежелание достигнуть состояния реальной защищенности, в основном, связано с «советским менеджментом», который считает, что штрафные санкции и издержки все равно окажутся ниже, чем затраты на приведение систем в соответствие с требованиями регуляторов. Сейчас доминирует примерно такой подход руководителя: «Возникнет проблема – я ее решу».
Кроме того, российские банки долгие годы экономили на ИБ, так что на данный момент требуются очень большие инвестиции для того, чтобы «все было хорошо». Впрочем ориентируясь на самые современные технологии, можно и путем вполне разумных затрат достичь уровня безопасности, при котором рисками можно будет управлять.
CNews: На каких новых продуктах и услугах для заказчиков банковской отрасли акцентировала внимание ваша компания в 2009 г.?
Денис Комаров: В фокусе нашего внимания были решения, которые позволяют заказчикам экономить на рутинных операциях. Например, это средства мониторинга инфраструктуры, о значимости которых я уже говорил. Но в принципе любое качественное внедрение «правильной» технологии может оказаться полезным в текущей ситуации.
Поскольку заметно стремление финансового рынка к новым идеям и технологиям – мы движемся и в эту сторону, стремясь определить для себя несколько магистральных направлений. У нас есть опыт применения в банках продуктов собственной разработки. Например, у АМТ-Груп есть решения в области инфокиосков (когда на базе такого киоска создаются инновационные сервисы). Это дает возможность банкам предложить клиентам новое, более высокое качество обслуживания. В качестве примера также можно упомянуть наши системы для организации селекторной связи в IP-среде, которые сегодня используются в одном из крупнейших российских банков.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в 2009-2010 гг. вы можете отметить в числе ключевых?
Денис Комаров: В числе наших проектов – множество инфраструктурных внедрений как в небольших, так и в крупных банках. За последний год усилились потребности банковских заказчиков в ИТ-аутсорсинге. При этом наиболее активным спросом пользуется аутсорсинг процессов. Объем подобных заказов у нас также растет.
Хочется подробно остановиться на достаточно инновационном проекте, который в настоящее время близится к завершению. Это внедрение системы управления персоналом банковского контакт-центра на несколько сотен человек. Система позволяет управлять загрузкой персонала и осуществлять контроль за эффективностью работы сотрудников контакт-центра. Она также дает возможность прогнозировать нагрузку на персонал в течение дня/недели/месяца, что позволяет банку избежать ненужных затрат на персонал, составляя их рабочее расписание таким образом, чтобы в каждый момент времени никто не простаивал. При этом сотрудники, зная о наличии системы контроля, более ответственно относятся к своей работе. В итоге управление ресурсами осуществляется более эффективно. Такие системы в принципе окупаются в течение нескольких месяцев, давая банку возможность обосновывать затраты на персонал. Для российского банковского рынка использование такой системы пока в диковинку. Но, как мне кажется, со временем в бизнес-среде такие решения станут такими же востребованными, как, например, почтовый клиент.
CNews: Как будет развиваться в ближайшие годы российский рынок банковской автоматизации, по вашим прогнозам? Какие тенденции будут доминировать?
Денис Комаров: На рынке появляются комплексные сервисные компании, которые замыкают на себя взаимодействие с ИТ-средой какой-то группы организаций. Это дает их заказчикам возможность получать более прозрачную и управляемую среду, экономить на инфраструктуре. В контексте этой тенденции представляется востребованным появление решений прозрачного контроля и учета получаемых организациями услуг. Все эти процессы приводят к росту спроса на ИТ-решения, которые условно можно назвать биллингом.
В инфраструктурном сегменте, я полагаю, будет доминировать тенденция появления на рынке новых вендоров, предлагающих решения для минимизации издержек заказчиков как в части CAPEX, так и OPEX. В то же время продолжит оставаться заметным тренд, связанный с обновлением и поддержкой работоспособности имеющихся решений. Ведь технологии не стоят на месте, и масса решений, внедренных буквально 2-3 года назад, уже требуют обновления, - для того, чтобы просто соответствовать современному уровню и корректно взаимодействовать с имеющимися ИТ-решениями.
Что касается интеграционных решений – то к ним интерес заказчиков также будет устойчив в ближайшие годы. Но, пожалуй, в финансовой сфере еще не определилось магистральное направление, в которое готовы вкладываться все банки. Исключением можно назвать разве что концепцию «офиса будущего», которая в банковском бизнесе уже у всех на устах. Однако предстоит приложить еще немало усилий для внедрения этой концепции в жизнь.
CNews: Спасибо.