|
|
Обзор
ИТ в банках 2010CNews: Как развивался в 2009-2010 гг. российский рынок информатизации банков, по вашим наблюдениям?
Игорь Коваль: Рынок автоматизации банков развивался в последние годы весьма драматично, но это развитие имело счастливое продолжение. В 2009 году количество банковских ИТ-проектов значительно уменьшилось по сравнению с предыдущим годом. Как правило, работы выполнялись лишь по проектам, инициированным до кризиса. Новые проекты могли себе позволить только банки с государственным участием. Большая часть банковских проектов в 2009-2010 гг. была связана с задачами сокращения расходов, оптимизации бизнес-процессов и автоматизации процессов работы с просроченной задолженностью клиентов.
Если говорить об ИТ-компаниях – банковских подрядчиках, то сегодня уверенно себя чувствуют только те игроки, которые получают значительную часть дохода от сервисной поддержки ПО и оборудования банков.
CNews: Что изменилось в этом сегменте за последнее время?
Игорь Коваль: В настоящее время развитие рынка «банковских» ИТ происходит очень медленно. Говорить о полном восстановлении рано, поскольку банки сегодня сконцентрированы на сокращении любых издержек. Хорошей тенденцией является то, что вендоры и интеграторы пытаются пробудить интерес заказчиков к технологиям СОА, SaaS и Cloud Computing. Именно эти направления станут прорывными в 2011 году - при условии, что ИТ-аутсорсинг будет удовлетворять требованиям Стандарта информационной безопасности Центрального Банка и ФЗ-152 «О персональных данных». Ведь деятельность любого банка неотъемлемо связана с персональными данными клиента, банковской и коммерческой тайнами.
CNews: Кризис, по мнению аналитиков, спровоцировал снижение спроса на инфраструктурные проекты как на наиболее дорогие. Как развивалась ИТ-инфраструктура вашего банка в течение последних полутора лет? На чем было решено сэкономить?
Игорь Коваль: Конечно, произошло заметное снижение количества инфраструктурных проектов. В кризис важны тактически быстрые и результативные решения, а не длительные «стратегические» проекты. Например, многие банки стали всерьез рассматривать аутсорсинг в качестве средства экономии.
Говоря о сокращении расходов на ИТ-инфраструктуру, отмечу, что мы не стали строить собственные ЦОДы, отказались от части каналов связи и значительно снизили затраты на серверное оборудование.
Тем не менее, банком был выполнен ряд крупных инфраструктурных проектов, стартовавших после начала кризиса. Причем каждый их них длился не более двух месяцев. В числе проектов можно отметить внедрение новых серверов IBM p595 с процессорами Power6, перенос всей серверной инфраструктуры на арендованные площадки в нескольких ЦОДах и виртуализацию серверов на базе VMWare v4. Основная цель перечисленных проектов - снижение расходов и рисков отказа ИТ-инфраструктуры.
CNews: Как изменились за последнее время требования банков к функциональности АБС? Какие возможности АБС имеют большую значимость для «АМТ Банка»?
Игорь Коваль: Функциональные требования к АБС только повышаются, уже недостаточно иметь систему, предоставляющую функционал ведения единой базы данных клиентов, управления банковскими продуктами и договорами. Ввиду большой активности регуляторов рынка банкам требуются новые вендоры АБС, те, что будут способны вовремя предоставлять решения, реально соответствующие быстро меняющимся требованиям Центрального Банка. К сожалению, на рынке нет таких поставщиков АБС. Много ресурсов банки тратят на доработку АБС, которая осуществляется собственным ИТ-департаментом.
Для нашего банка не менее важное значение имеет функционал АБС, дающий возможность ее интеграции с другими информационными системами, позволяющий строить кросс-функциональные бизнес-процессы и транзакции, осуществляющий анализ эффективности и качества бизнес-процессов.
CNews: Какие ИТ-решения были внедрены в «АМТ Банке» в 2009-2010 гг.? Какими внутренними и общерыночными потребностями это было вызвано?
Игорь Коваль: Основная экономия достигается за счет оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности персонала. Для достижения этой цели мы внедрили новые модули АБС: Debt Collection и Аккредитивы, BPMS webMethods, выполнили переход с Lotus Notes на MS Exchange 2010 с интеграцией Cisco CallManager, а также реализовали одно из крупнейших внедрений системы документооборота DocsVision.
Например, за несколько лет эксплуатации в банке предыдущей версии СЭД наметилась угрожающая бизнесу тенденция бюрократизации принятия решений. Кризис дал шанс радикально пересмотреть подходы к организации электронного документооборота. Электронные служебные записки перестали быть местом для высказывания мнений, они стали документом для фиксации факта тех договоренностей, которые можно согласовать на рабочей встрече или посредством многочисленных ИТ-инструментов совместной работы.
Добавлю также, что многие из перечисленных проектов выполнялись в России впервые.
CNews: Каковы ближайшие планы «АМТ Банка», связанные с информатизацией?
Игорь Коваль: Ближайшие ИТ-планы нашего банка – это реализация новой ИТ-стратегии, направленной на построение процессного подхода в управлении информационными технологиями с целью повышения качества и эффективности нашей работы. Мы ориентируемся на международные стандарты управления информационными технологиями CobiT и ITIL.
CNews: Спасибо.