|
|
Обзор
ИТ в банках 2010CNews: Можно ли сегодня говорить о возврате планов информатизации российских банков на докризисный уровень и о росте ИТ-бюджетов по сравнению с концом 2008 - началом 2009 гг.?
Андрей Фомичев: Однозначно, российский финансовый рынок сегодня уже развивается в условиях «новой стабильности», и это позитивный фактор для банковской автоматизации. Но о возвращении докризисных планов информатизации банков еще рано говорить, и ИТ-бюджеты кредитных организаций на докризисный уровень пока не вернулись.
Здесь есть ряд сдерживающих факторов, причем не все они напрямую обусловлены кризисом. На рынке продолжаются процессы банковской консолидации, что влечет за собой сокращение участников рынка – потенциальных пользователей ИТ. В настоящее время в России уже меньше тысячи банков. Объединяющиеся банковские структуры подключаются в режиме онлайн к уже существующим автоматизированным банковским системам, обеспечивающим централизацию бизнеса. Это, в свою очередь, способствует сокращению консолидированных ИТ-бюджетов объединяющихся банков.
Еще одним фактором сдержанного развития сектора автоматизации банков, на мой взгляд, является определенная насыщенность банков ИТ-решениями. Отечественный банковский рынок – сегмент достаточно зрелый, он развивается давно и с точки зрения ИТ. Большинство ключевых приложений в крупных банках давно внедрены и успешно используются.
Конечно, информатизация банков продолжается, но можно предположить, что суммарно ИТ-бюджеты банков в течение ближайших лет будут либо оставаться на текущем уровне, либо совсем незначительно увеличатся.
CNews: Какие тенденции на рынке банковской автоматизации вы можете отметить в числе ключевых в 2009-2010 гг.?
Андрей Фомичев: Ключевой тренд – это централизация бизнеса банков, о которой я уже упомянул. Автоматизация риск-менеджмента также на повестке дня у кредитных организаций. В практике управления рисками сегодня на первом месте находятся кредитные риски – банкам интересны механизмы предварительной оценки заемщиков, работы с проблемной задолженностью, особенно по физическим лицам.
По-прежнему повышенным спросом пользуются аналитические системы, позволяющие руководству банка принимать обоснованные управленческие решения и эффективно управлять бизнесом. Высоким остается спрос на организацию сервисов, которые позволяют кредитным организациям зарабатывать безрисковый комиссионный доход: интернет- sms-банкинг, денежные переводы, разнообразные карточные проекты и т.д. Все эти сервисы делают взаимодействие банков и клиентов наиболее удобными и доступным - в первую очередь, для клиентов. А это немаловажный фактор в их привлечении и удержании.
Еще одна тенденция - более лояльное отношение банков к аутсорсингу процессинговых услуг. Создание inhouse процессингового центра становится рентабельным при эмиссии в 300 тыс. карт и более. Однако большинство банков предпочитают собственный процессинг стороннему. В 2008 году мы запустили Процессинговый центр «КартСтандарт», который обеспечивает технологическое и информационное взаимодействие между всеми участниками платежных систем. ПЦ «КартСтандарт» сертифицирован платежными системами Visa, MasterCard и Diners Club и предлагает программы для принципиальных членов и банков-партнеров. Во время кризиса эти проекты стали более востребованными, и спрос на них растет.
Нельзя не отметить еще одну интересную тенденцию. Банки постепенно разделяются на тех, кто генерирует банковские продукты и тех, кто эти продукты продает. Сейчас это наиболее сильно заметно на ипотечном рынке, где весомую роль играет АИЖК. Агентством разработана и внедрена двухуровневая система ипотечного кредитования, действующая по всей территории России. Банки-участники системы получают возможность использовать финансовые ресурсы Агентства для выдачи ипотечных кредитов на условиях АИЖК.
Я думаю, что к подобному формату взаимодействия мы придем и в других сегментах. Например, многие торговые сети сейчас берут на себя роль продавцов отдельных банковских продуктов и как агенты предлагают их потребителям. Если до кризиса банки стремились прийти в розницу самостоятельно, то сейчас их присутствие в этом сегменте становится все более опосредованным. Причем роль торговых сетей в продаже банковских продуктов достаточно быстро возрастает. В пользу этой тенденции говорят проекты, которые реализованы ЦФТ совместно с компаниями «Связной», «Евросеть», «Альт Телеком», МТС, где в настоящее время предлагаются денежные переводы без открытия счета «Золотая Корона-Денежные переводы».
CNews: Наблюдаются ли сегодня существенные различия в ИТ-стратегиях банков, работающих на российском рынке – в зависимости от их «происхождения», масштабов бизнеса и т.д.? Усилились ли эти различия в связи с кризисом?
Андрей Фомичев: Банки можно сегментировать по разным критериям. Например, крупные, средние и мелкие, кэптивные и нет, розничные и универсальные, иностранные и российские. Принадлежность банка к какой-либо категории очень сильно влияет на ИТ-стратегию. Так, крупный универсальный банк стремится к развитию всех бизнес-направлений. Соответственно, его ИТ-проекты нацелены на построение большой централизованной ИТ-системы, позволяющей работать всей филиальной сети в режиме реального времени. Чем ближе будет такой банк к этой идеальной модели – тем выше будет его экономия на издержках. Уменьшаются риски, увеличивается управляемость, появляется возможность моментального тиражирования продукта на все филиалы, экономится фонд заработной платы и т.п.
Если говорить о кэптивных банках, то усилия ЦБ и ситуация на рынке подтолкнули их к предоставлению услуг более широкому количеству клиентов. Многие предприятия-владельцы таких банков стали испытывать определенные проблемы со сбытом продукции, с ликвидностью. В связи с этим уменьшилась их возможность кредитоваться у своих банков и возвращать заемные средства. В итоге такие банки начали активно осваивать розничный рынок, для чего им сегодня требуется усиление ритейловой части ИТ-инфраструктуры.
Что касается иностранных банков, то с начала кризиса в 2008 году лишь единицы иностранцев объявили о сокращении бизнеса в России. Но полностью покидать рынок в их планы не входило. Безусловно, российский рынок представляется иностранным инвесторам рискованным, но он достаточно емкий, на нем можно заработать.
Сегмент банковской деятельности, в котором иностранные банки более всего конкурируют с российскими - это розничные банковские продукты. Конкуренция особо высока там, где есть возможность предложить более технологичный, дешевый и качественный продукт. Это все кредитные продукты для розничного рынка - и ипотека, и потребительское кредитование. При этом иностранцы в большинстве своем заметно отстают от российских банков в предоставлении таких сложных комплексных услуг, как проектное финансирование, лизинг, организация сделок M&A. Именно в этих бизнес-блоках иностранные банки испытывают потребность в ИТ-усилении и остаются достаточно привлекательной для ИТ-поставщиков нишей.
CNews: В какой степени кризис повлиял на скорость разработки новых продуктов и услуг игроками рынка банковской автоматизации? Какая доля разработчиков, по вашим оценкам, отказалась от инвестиций в создание новых решений?
Андрей Фомичев: Конечно, новый продукт, с одной стороны, дает возможность разработчикам увеличить свои денежные потоки. С другой стороны – это всегда риск и очень большие инвестиции. К этому сегодня не все готовы. Так что можно говорить о том, что кризис уменьшил готовность к риску не только у банков, но и у разработчиков новых решений. В целом по рынку, в этот период снизилась как скорость разработки новых продуктов и услуг, так и общее количество инициатив в этой области.
Те немногие ИТ-проекты, которые все же велись разработчиками в 2008-2009 гг., как правило, начались еще до начала кризиса. Например, ЦФТ задолго до кризиса принял решение о разработке новой технологической платформы для банковских систем. Осенью 2009 года мы вывели на рынок платформу 2 МСА. Новая технологическая платформа оказалась для рынка настоящим антикризисным решением, ведь одно из ее важнейших преимуществ - значительное сокращение издержек банка. Платформа 2МСА является трехуровневой - уровень баз данных, уровень приложений и уровень визуализации - благодаря чему у банков появляется возможность горизонтального масштабирования на уровне базы данных и на уровне приложений. Такие возможности масштабирования позволяют банкам снизить затраты на аппаратное обеспечение в 3-5 раз.
CNews: Какие новые функциональные возможности реализованы в платформе 2 МСА?
Андрей Фомичев: В 2 МСА заложено множество новых технологических возможностей. Например, для новой платформы мы создали механизм автоматизированного тестирования новых критически важных приложений – «Машина тестирования», что позволяет встраивать процедуры автотестирования в технологический процесс разработки ПО. Образно говоря, мы создали специальное ПО, которое позволяет устраивать всем новым приложениям специальный «тест-драйв» на возможные ошибки. Это значительно ускоряет создание новых продуктов, усиливает контроль качества выпускаемого ПО, снижает риски сбоя критически важных для бизнеса банка приложений после выхода новой версии системы.
Еще одна технологическая возможность – это вcтроенный BPM-функционал. Мы ввели в информационную банковскую систему KPI-нормативы, например, по количеству кредитов, оформленных одним менеджером в единицу времени. Средства BPM, уже встроенные в систему, особенно будут востребованы средними и мелкими банками: наличие такого функционала в 2 МСА во многих случаях уменьшит необходимость приобретения банком отдельных BPM-систем.
В любой тендерной документации банка есть требование соответствия системы режиму работы 24х7. Все разработчики говорят о соответствии своих решений этому требованию. Но в действительности это далеко не всегда так. Например, в двухуровневых системах существует проблема обновления баз данных в силу того, что бизнес-логика и базы данных хранятся на одном сервере. По большому счету, в российских информационных банковских системах предыдущего поколения были лишь попытки приблизиться к формату NonStop, «ничего не меняя в системе». Платформа 2 МСА обеспечивает работу критически важных для бизнеса банка приложений на уровне, максимально приближенному к режиму 24x7 – за счет кластеризации, за счет специальных утилит, за счет распределения уровня приложений на множество серверов.
Упомяну еще об одной составляющей 2 МСА, которая по нашему мнению будет очень востребована банками, стремящимися к опережению конкурентов в части предложения клиентам новых продуктов и услуг. AppStore с тысячами утилит, совместимых с основными версиями дистрибутива системы, обеспечит банкам возможность использовать обширный каталог уникальных и самых актуальных бизнес-приложений на Платформе 2 МСА. К развитию AppStore мы планируем привлечь множество партнеров-разработчиков. Используя наш инструментарий, они будут создавать новые необходимые банкам приложения – недорогие и доступные. Выручкой от их продаж мы будем делиться с разработчиками. Уверен, что эта инновация будет востребована рынком.
CNews: Как вашей компании удается в непростой рыночной ситуации находить возможности для инвестиций в новые разработки? Насколько экономически оправданной представляется вам активность в области разработки?
Андрей Фомичев: Нет никаких оснований говорить о том, что текущая рыночная ситуация сложна для нашей компании. Бизнес ЦФТ растет ежегодно примерно на 30%, и по итогам 2009 года темпы роста не снизились. Группа компаний выполнила все значимые стратегические задачи, намеченные в прошлом году. Мы прогнозируем, что и в 2010 году оборот ЦФТ вырастет также не менее чем на 30%, - в том числе, благодаря росту спроса на наши новые разработки.
Одна из сильных сторон ЦФТ, особенно четко проявившаяся в непростые для рынка времена - хорошо диверсифицированная клиентская база по банковским системам и процессинговым сервисам, что существенно снижает риски неплатежей отдельных клиентов.
Некоторые наши сервисы показывают беспрецедентный рост. Например, если два года назад мы только осваивали рынок денежных переводов, то сегодня в этом сегменте нам удалось серьезно потеснить других игроков. Мы первыми в российском сегменте денежных переводов пошли в ритейл, нарастили свое присутствие на рынке за счет новых технологий и выгодных тарифных условий.
CNews: Какие проекты, реализованные ЦФТ в 2009-2010 гг. вы можете отметить в числе ключевых?
Андрей Фомичев: Из важных проектов 2009 года стоит упомянуть проекты по внедрению системы ЦФТ-Банк в таких банках, как «Международный Финансовый Клуб» (МФК), «ИнтехБанк», «Центр-инвест», «Алемар», «НС Банк», Ланта-Банк», «Нордеа Банк» и др. В Петербургском социальном коммерческом банке (ПСКБ) одновременно осуществлено внедрение сразу двух систем - ЦФТ-Банк и ЦФТ-Ритейл банк (Платформа 1). В МДМ Банке ЦФТ реализовал масштабный ИТ-проект, результатом которого стала централизация розничной сети кредитной организации на Урале и в Сибири. Сегодня в единой системе одновременно работают около 2 тыс. сотрудников МДМ Банка в 19-ти филиалах, обслуживая около 4-х миллионов счетов.
В 2010 году мы уже реализовали достаточно много интересных и сложных проектов. В сжатые сроки завершен первый этап работ по внедрению системы ЦФТ-Банк (Платформа 1) в «Номос-Банке». В головном офисе банка и более чем 40 дополнительных офисах в Москве и области внедрены девять функциональных модулей новой АБС.
В Банке «Уралсиб» в рекордно короткие сроки завершено внедрение системы ЦФТ-Банк. В результате проекта на многофилиальную схему работы в единой банковской системе переведены головной офис банка в Москве и удаленный центральный офис банка в Уфе. Весной ЦФТ завершил очередной этап модернизации ИТ-платформы АМТ банка, внедрив систему «Организация взаимодействия с заемщиками». Совсем недавно система ЦФТ-Банк установлена в головном офисе «Ланта-Банка» в Москве. Ранее система была внедрена в Новосибирском, Санкт-Петербургском, Нижегородском филиалах этого банка и в филиале г. Ессентуки.
Многие серьезные зарубежные игроки в кризис пришли в Россию, и у нас в 2009-2010 гг. есть ряд новых внедрений в банках с иностранным капиталом - японском «Сумитомо Мицуи Рус Банк», германском «ВестЛБ», турецком банке «Зираат». Ряд проектов был выполнен в банках СНГ. ЦФТ-Банк внедрен в молдавских коммерческих банках FinComBank и Universalbank. Завершен сложный проект по модернизации технологической инфраструктуры минского «БПС-Банка»: установленная в этом банке система ЦФТ-Банк объединила в едином информационном пространстве головной офис и 75% филиальной сети кредитной организации, занимающей третье место в Белоруссии по величине собственного капитала. Завершившийся проект в банке «ВТБ Азербайджан» интересен тем, что мы перевели свою систему на азербайджанский язык и адаптировали ее к бизнес-логике, характерной для этой страны. В будущем, возможно, появится локализация нашей системы для новых стран.
CNews: Как будет развиваться в ближайшие годы российский рынок банковской автоматизации, по вашим прогнозам? Какие тенденции будут доминировать?
Андрей Фомичев: Смена бизнес-приоритетов – переход от рыночной экспансии к устойчивому развитию – потребует наличия у банков технологий, способных к быстрому развертыванию и развитию. Эти технологии будут отличаться адекватным сроком возврата инвестиций, снижающих затраты на ведение бизнеса и сокращающих риски за счет тотальной прозрачности работы банка. Подобную схему в большей степени позволяют реализовать централизованные системы, спрос на которые будет возрастать.
Востребованными будут и системы фронт-офисного обслуживания, управления банком. Мы предполагаем дальнейший рост интереса банков к разнообразным системам для мониторинга кредитного портфеля и коллектинга. Ожидается активное развитие различных видов систем для самообслуживания клиентов.
Наметившиеся тенденции говорят о правильности стратегии развития компании ЦФТ. У нас уже сегодня есть всё, что необходимо и в технологическом и в организационном плане для обеспечения поддержки устойчивого развития банков в условиях «новой стабильности».
CNews: Спасибо.