|
|
Обзор
ИТ в банках 2010CNews: Можно ли сегодня говорить о возврате планов информатизации российских банков на докризисный уровень и о росте ИТ-бюджетов по сравнению с концом 2008 - началом 2009 гг.?
Андрей Сыкулев: У меня создалось впечатление, что рынок банковских ИТ пока не восстановился, но падение ИТ-бюджетов прекратилось. Банки уже не ощущают их снижения, но еще не вернулись к докризисному уровню. Мои оценки субъективны, они строятся на основе взаимодействия с ИТ-специалистами банков-заказчиков, с коллегами-конкурентами, которые заняты информатизацией банковского сектора.
Поводом для оптимизма, на мой взгляд, является то, что свободные ИТ-специалисты исчезают с рынка труда. Это косвенное доказательство того, что рынок восстанавливается. Мы вновь наблюдаем дефицит специалистов, дискуссии о подъеме зарплат. То есть, конкуренция работодателей за высококвалифицированных ИТ-специалистов активизировалась. А это значит, что начались новые проекты, для их реализации рынку потребовались ИТ-гуру, за которых и банки, и интеграторы готовы бороться. Это свидетельствует о происходящем оздоровлении рынка банковской информатизации.
Банковская отрасль оживает, но пока сложно однозначно говорить о том, как скоро восстановятся ИТ-бюджеты. Возможно, для этого должно пройти года два-три. Такая оценка основана на результатах моего общения со специалистами банковской отрасли, на том, какие ИТ-планы анонсировали банки. Но при этом темпы информатизации будут зависеть от многих факторов.
CNews: Какие тенденции на рынке банковской автоматизации вы можете отметить в числе ключевых в 2009-2010 гг.?
Андрей Сыкулев: На мой взгляд, сейчас для всех ИТ-заказчиков (но для банков – в первую очередь) на первый план выходит тема управления бизнес-процессами. С одной стороны, все BPM-вендоры предлагают новые либо обновленные решения, а также активно занимаются их продвижением. С другой стороны – мы ощущаем спрос на BPM-решения со стороны банков. Рынок наконец-то получил достаточно зрелые BPM-продукты, которыми странно было бы не воспользоваться. А примеры успешно реализованных проектов говорят о том, что использование BPM приводит к повышению эффективности бизнеса. Кроме того, появились «обкатанные» методики внедрения процессного управления и его автоматизации, появилось четкое понимание, для чего это необходимо. Сейчас в области BPM на первый план выходит тема измерения эффективности бизнес-процессов и получения возможности повысить ее.
Помимо этого, заметен интерес банков к расширению спектра дистанционных услуг. Есть ощущение, что на рынке наступила новая волна интереса к интернет-банкингу, что, в свою очередь, вызовет всплеск интереса к интеграционным решениям.
CNews: Какую долю в общем объеме ИТ-проектов в банковской отрасли занимают сегодня проекты по созданию систем управления бизнес-процессами (BPM), по вашим оценкам? Как эта доля изменилась за последний год, за счет каких факторов?
Андрей Сыкулев: Я думаю, что эта доля по-прежнему недостаточно значительна. Мы находимся в самом начале пути, если говорить об автоматизации сквозных бизнес-процессов, которые протекают между различными подразделениями и затрагивают всю компанию. Интерес к таким процессам только начинает проявляться. Мне достаточно сложно выделить долю таких проектов в общем объеме ИТ-проектов в банковской отрасли, но я уверен, что сегодня она не превышает 5-10%.
CNews: Год назад вы говорили о приоритете инфраструктурных проектов в общем круге задач, связанных с информатизацией. Сохранилась ли эта тенденция к настоящему времени?
Андрей Сыкулев: В контексте кризиса именно так и произошло: с его наступлением востребованность в бизнес-проектах ослабла. У ИТ появилось время и возможность обратить внимание на собственное «хозяйство», которое в период бурного роста бизнеса оказалось запущенным. Раньше заниматься им не было времени, но когда во время кризиса интенсивность бизнес-проектов спала – многие обратили внимание на «ИТ-тылы». Я думаю, что в настоящий момент - при активизации интереса банков к проектам развития бизнеса - инфраструктурные задачи уже отодвигаются на «второй план».
Хотя не надо забывать, что проекты по модернизации ИТ-инфраструктуры по своей сути никогда не перестанут быть актуальными (это как строительство новых дорог в экономике). Да и нельзя построить ИТ-среду, адекватную задачам бизнеса, не имея в наличии фундамента - интеграционного решения.
CNews: Как изменились за последний год подходы отечественных банков к реализации интеграционных проектов? Какие задачи выходят сегодня на первый план?
Андрей Сыкулев: Для тех, кто уже приступил к построению интеграционных решений на основе СОА, на первый план выходит организационная задача - управления СОА. Главное здесь - не допустить клонирования, «расползания» одинаковых по функциональности компонент по различным системам, версиям, модификациям: это сведет на нет все преимущества СОА. Не секрет, что зачастую проще бывает сделать что-то заново, чем разобраться и модифицировать то, что уже сделано и работает. Если процесс проектирования решений не поставить под жесткий контроль, то в новых проектах люди будут продолжать лепить сервисы без оглядки на то, что уже было ранее реализовано. В итоге, через некоторое время, по меткому выражению одного из наших клиентов, придется «интегрировать интеграцию». Связать разные ИТ-системы – непросто. Но организовать людей гораздо сложнее. Если сделан первый шаг к сервисной архитектуре, то надо делать и второй. Поэтому сегодня на повестке дня многих банков – реализация проектов по управлению бизнес-процессами внутри самих ИТ-подразделений. Интеграционные технологии и правильная организация ИТ-процесов только в совокупности дают возможность получить бизнес-эффект.
CNews: На каких новых продуктах и услугах для заказчиков банковской отрасли акцентировала внимание ваша компания в 2009 г.?
Андрей Сыкулев: В 2009 году мы продолжали развивать интеграционное направление. При этом внимательно присматривались к системам управления бизнес-процессами: познакомились практически со всеми BPM-решениями, представленными на рынке. Мы анализировали, в какой ситуации какой из этих продуктов будет оптимальным в использовании. Реализовывали собственные BPM-проекты и оценивали проекты коллег-конкурентов. В итоге, мы сформировали для себя понимание слабых и сильных сторон каждой из BPM-систем, подготовив базу для своего «рывка» в этом направлении в 2010-2011 гг.
В дальнейшем мы намерены позиционировать себя как компанию, которая оказывает комплексные услуги по построению систем управления бизнес-процессами. Это будет не только предоставление инструментария вендоров, пусть даже самого удобного и «навороченного». Наша деятельность будет строиться на анализе и обобщении требований заказчика в этой области. Не надо пытаться автоматизировать 100 процессов. Надо суметь найти из них 5 и доказать, что остальные 95 – это их модификации.
Мы исходим из того, что BPM-проекты должны быть нацелены на достижение бизнес-результата. Цель не столько в автоматизации, сколько в том, чтобы научиться измерять и совершенствовать бизнес. Создание BPM – это совместный процесс, равноправные участники которого – бизнес-заказчики, ИТ-заказчики и мы как внешний ИТ-подрядчик. Это тоже некий новый формат взаимодействия с заказчиком.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в 2009-2010 гг. вы можете отметить в числе ключевых?
Андрей Сыкулев: У нас есть два проекта, которые находятся на финальной стадии реализации. В обоих случаях – это системы управления бизнес-процессами. Каждый из проектов нас многому научил. Однако какую-то более подробную информацию нам сложно предоставить, поскольку мы связаны соглашением о конфиденциальности.
Что касается публичных проектов, то здесь можно привести в пример построение интеграционного решения в «Нордеа банке». В конце 2008 года банк пригласил «Синимекс» для внедрения интеграционной шины на базе продукта IBM WEBSphere ESB. К тому времени у нас имелся достаточный опыт реализации подобных решений, однако данный проект был примечателен тем, что заказчик стремился не просто внедрить новую интеграционную платформу, а решить сразу две пилотные бизнес-задачи. Первая — межфилиальные расчеты. Тогда у банка насчитывалось 11 филиалов, структура была слишком децентрализованной, это и послужило одной из главных причин для интеграции. Вторая задача — разработка так называемого Zero Balancing, относительно нового для российского рынка продукта из категории cash-менеджмента.
Нам пришлось работать в непростых условиях «кризисного» проекта: мы приступили к работам на стадии, когда банк разорвал отношения с предыдущим ИТ-подрядчиком по причине неисполнения им своих обязательств. К настоящему времени нам удалось построить долгосрочные партнерские отношения с ИТ-департаментом банка. Недавно мы приступили к реализации в «Нордеа банке» еще одного масштабного интеграционного решения, архитектура которого станет фундаментом для внедрения новой АБС.
CNews: Как будет развиваться в ближайшие годы российский рынок банковской автоматизации, по вашим прогнозам? Какие тенденции будут доминировать?
Андрей Сыкулев: Сейчас в банковском секторе, с одной стороны, продолжается процесс «вертикальной» централизации систем (когда объединяются или заменяются одной системой разные системы с одинаковой функциональностью). Централизация стала возможной вместе с развитием каналов связи – стало экономически эффективнее иметь одну систему в «центре», чем по системе в каждом регионе. С другой стороны, происходит горизонтальная (функциональная) децентрализация систем. Если 5-10 лет назад все стремились создавать некие универсальные мега-АБС, которые включают в себя максимально полную функциональность, то сейчас наметилась тенденция в сторону дробления таких систем на независимые подсистемы, компоненты. Каждая такая подсистема создается как отдельная, но способная легко объединяться с другими с помощью интеграционных технологий. Это происходит благодаря тому, что и функциональные, и интеграционные решения серьезно «повзрослели», разработчики понимают, как надо грамотно раздробить, а затем - связать системы, чтобы получились слабые связи, то есть компоненты остались независимыми. Даже в гетерогенных средах это уже возможно делать.
«Дробление» АБС – это естественный путь развития банковских систем. Это необходимо, ведь многие АБС за годы развития превратились в огромных многофункциональных «монстров», поддерживать и развивать которые стало практически невозможно (сложно и дорого).
Возможно, что через несколько лет ИТ устанут от проблем взаимодействия между этими кусками, и нам снова захочется их объединить. Наверное, развитие ИТ - как и развитие цивилизации - тоже происходит по спирали.
Если говорить о других значимых тенденциях, то по-прежнему останется актуальной тема хранилищ. Банки (особенно, крупные) накапливают совершенно фантастические объемы информации, с которой нужно грамотно поступать: она должна храниться надежно и при этом быть доступной.
Будет расти интерес к интеграционным решениям. В том числе и потому, что во время кризиса возросло количество слияний и поглощений, соответственно, возникла необходимость в унификации имеющихся решений.
Ну и, конечно, по мере восстановления экономики будут появляться новые бизнес-требования, что спровоцирует очередную волну спроса на бизнес-приложения. Сейчас восстанавливается рынок кредитования, а это значит, что будет расти спрос на системы обработки и сопровождения кредитных заявок. Вырастет востребованность скоринговых систем. Если прошлый год прошел «под знаком популярности» систем сбора долгов, то в 2010 году будет расти спрос на различные системы управления рисками – этой теме все без исключения банки уделяют большое внимание. Наверное, будет всплеск интереса к решениям по защите персональных данных. Мне кажется, что еще не все банки готовы к вступлению данного закона в полную силу.
Видимо, назрели подвижки в области документирования ИТ-систем в банках. Сегодня зачастую ИТ-система представляет собой «черный ящик». Никто не знает, как она работает. Не всегда понятно, какие из систем уже никто не использует, и, соответственно, их можно отключить, а какие отключать нельзя, хотя очевидно, что они давно устарели. При этом разработчики этих систем много лет назад уволились, соответственно, получить информацию не у кого.
Все эти предпосылки могут подтолкнуть отрасль к тому, чтобы придумать более эффективные способы документирования систем. Проектная документация бывает слишком громоздкой, а ее актуализация – слишком дорогостоящей. Необходимо объективное знание о том, как работает ИТ-система, выраженное в настолько компактной форме, чтобы его можно было поддерживать наряду с сопровождением самой системы. Примечательно, что подобная проблема характерна не только для банков: с нею сталкиваются многие заказчики, имеющие в арсенале множество ИТ-систем.
CNews: Спасибо.