|
|
Обзор
ИТ в банках 2010CNews: Как, по вашему мнению, за последние год-два изменилась ситуация в области внедрения бизнес-приложений в банках? Эти решения по-прежнему стоят дорого, а ИТ-бюджеты сократились…
Илья Небесный: В связи с известными экономическими особенностями последних нескольких лет банки стали более внимательно относиться к своим расходам. При планировании проектов внедрения прикладных систем руководители банков требуют от CIO четкого обоснования выгод, которые банк получит в результате. Более жесткими стали требования по времени окупаемости проектов. Однако топ-менеджмент банков, особенно тех, которые оказывают услуги для розничных клиентов, понимает влияние информационных технологий на конкурентоспособность бизнеса и не сокращает инвестиции в бизнес-приложения, помогающие получить конкурентные преимущества.
С одной стороны, в условиях глобализации и усиления конкуренции банки будут нуждаться в тех бизнес-приложениях, которые позволят им отличаться от конкурентов, помогут предложить клиентам более интересные, четко сфокусированные продукты и высокий уровень обслуживания. В числе таких решений можно назвать CRM-системы.
С другой стороны, актуальными остаются вопросы повышения эффективности бизнеса и оптимизации внутренних бизнес-процессов. Поэтому будет сохраняться интерес к решениям класса EPM, системам управленческой и обязательной отчетности, а также к системам управления персоналом. Именно эти бизнес-приложения и составляют основу нашего продуктового портфеля.
CNews: Тема CRM остается для банков актуальной в течение нескольких лет. Почему интерес к CRM по-прежнему сохраняется? Какой CRM-функционал необходим банкам сегодня, какой потребуется в ближайшем будущем?
Илья Небесный: Интерес банков к CRM-системам растет и будет расти по нескольким причинам. Во-первых, эти бизнес-приложения позволяют повысить скорость и качество обслуживания клиентов. В условиях легкого копирования большинства банковских продуктов это дает банкам возможность получения конкурентного преимущества за счет отличий в процессах предоставления услуг. Именно эти отличия прежде всего и запоминаются клиентами, а значит, банк получает возможность четкого позиционирования своего бренда.
Во-вторых, на отечественном банковском рынке пока очень мало полноценных CRM-проектов, включающих внедрение как операционного CRM, так и интегрированного с ним аналитического CRM. Но именно эта конфигурация дает максимальный эффект от внедрения CRM-системы. В аналитическом модуле системы накапливается информация об истории обслуживания клиентов, полученные данные используются для сегментации клиентов по различным признакам, в том числе, - по их поведению и уровню их ценности для банка. Таким образом, различным группам клиентов можно сделать специфичные продуктовые предложения. Аналитическая информация также используется операционным CRM в процессах продаж и при проведении разнообразных маркетинговых мероприятий. Разным сегментам может предоставляться и различный уровень обслуживания – тот, который они ожидают увидеть. Наша компания имеет опыт реализации подобных проектов, и мы видим реальную отдачу от их внедрения.
CNews: С какими основными проблемами, на ваш взгляд, сталкиваются банки при реализации проектов, связанных с автоматизацией отчетности?
Илья Небесный: Как показывает практика, основной проблемой в проектах, связанных с автоматизацией отчетности, является проблема качества данных. В процессе операционной деятельности банки используют различные автоматизированные системы. Кроме того, встречаются частично автоматизированные операции, какая-то доля информации по ним хранится в приложениях MS Office. Согласование и выверка данных занимает значительное время при реализации проекта.
На наш взгляд, вопросы управления качеством данных нельзя рассматривать как отдельный ограниченный во времени процесс. Процессы принятия взвешенных управленческих решений, оценки рисков, проведения маркетинговых программ, получения регуляторной отчетности постоянно требуют точных выверенных данных. Поэтому управление качеством данных должно быть непрерывным, и для руководителей ИТ-подразделений этот вопрос должен быть одним из высокоприоритетных. Осознавая важность качества данных, мы начинаем наши проекты с оценки полноты получаемой информации и ее согласованности – это позволяет более четко планировать остальные этапы проекта, оценивать риски и вырабатывать рекомендации для банка.
CNews: Некоторое время назад вы вывели на рынок собственную разработку – систему построения банковской отчетности. Каковы функциональные особенности этого решения? Как вы оцениваете итоги первых внедрений?
Илья Небесный: Существующие на рынке специализированные системы позволяют формировать качественную отчетность, но сам процесс - очень трудоемкий. Поэтому отчетные периоды продолжают оставаться головной болью для бухгалтеров. При разработке системы банковской отчетности JFRS (Jet Financial Reporting System) мы старались учесть эти недостатки.
Основное отличие нашей системы от конкурирующих можно сформулировать так: она ориентирована на конечных пользователей – бухгалтеров банков. На этапе развития продукта мы провели серию встреч со специалистами банков Москвы и Екатеринбурга, мнения которых учли при разработке. Например, в JFRS заложена возможность гибкого моделирования отчетных форм, благодаря чему бухгалтеры могут самостоятельно выполнять корректирующие действия и подстраивать систему под свои нужды без специальных навыков программирования. В результате отпадает необходимость вовлекать в процесс подготовки отчетности специалистов ИТ-служб, существенно сокращаются трудозатраты и время подготовки отчетов.
JFRS также снижает риски, связанные с недостоверной отчетностью. Решение имеет гибкие и настраиваемые средства для контроля сформированных отчетных форм и логического контроля целостности учетных данных. Кроме того, систему дополняют функции осуществления корректирующих действий, в том числе локальных. При этом контроль и корректирование данных организованы с учетом разграничения доступа и распределения сфер ответственности. Продукт может работать как самостоятельно, так и в составе системы Oracle Financial Services Analytical Applications (OFSAA).
Отчетность, подготовленная с помощью JFRS, полностью соответствует требованиям регулятивных органов и российского законодательства. Продукт получился простым и удобным. В настоящее время мы завершаем внедрения в нескольких российских банках.
Директор департамента прикладных финансовых систем компании «Инфосистемы Джет» Илья Небесный: «Топ-менеджмент банков понимает влияние информационных технологий на конкурентоспособность бизнеса и не сокращает инвестиции в бизнес-приложения»
CNews: Для многих российских банков остается актуальным вопрос автоматизации управленческого учета. Какие решения в этой сфере предлагает ваша компания?
Илья Небесный: Немногие банки могут похвастаться тем, что имеют возможность оперативно получать отчеты по финансовым результатам подразделений в разрезе продуктов, каналов продаж и клиентских сегментов – именно в этом заключается ценность системы автоматизации управленческого учета, которая таким функционалом обладает. Система увязывает процессы стратегического и финансового планирования с операционной деятельностью банка, что позволяет топ-менеджменту оценивать эффективность деятельности в режиме реального времени и принимать оперативные решения.
Мы предлагаем решения на базе продукта Oracle Financial Services Analytical Applications. Рассчитать доходность подразделений, продуктов и клиентов невозможно без распределения неоперационных расходов. Понимая важность данного процесса, мы разработали стартовую модель, включающую методику аллокаций неоперационных расходов и методику трансфертного ценообразования. Стартовой она является потому, что мы используем ее на стадии предпроекта для обсуждения основных алгоритмов и фиксации требований конкретного банка. Данный подход позволяет более четко спланировать проект и минимизировать риски, связанные с его объемом и сроками реализации.
CNews: По мнению ряда экспертов, вопрос внедрения систем управления кадрами не потерял в кризис своей актуальности. Разделяете ли вы эту точку зрения?
Илья Небесный: Не только разделяю, но еще и усилил бы акцент на значимости этих решений. В условиях постиндустриальной экономики знания и умения сотрудников стали одним из важнейших активов компаний, особенно работающих в сфере услуг. Несмотря на кризисные явления, конкуренция за лучшие кадры только усилилась. Привлечение и удержание талантливых сотрудников становится одной из приоритетных задач развития бизнеса. Этим определяется неослабевающий интерес к системам управления персоналом. По моему мнению, акцент будет смещаться с автоматизации кадрового учета и расчета заработной платы в сторону аналитических модулей, отвечающих за удержание, развитие и мотивацию персонала. Игрокам финансового сектора мы предлагаем внедрение систем управления персоналом на базе Oracle E-Business Suite.
CNews: Какие ключевые задачи стоят в настоящее время перед департаментом прикладных финансовых систем вашей компании?
Илья Небесный: Свои основные усилия наше подразделение концентрирует на банковском секторе. Внедряя бизнес-приложения, очень важно детально понимать бизнес-процессы банков-заказчиков, а также требования регуляторов банковской отрасли. Кроме того, внедрение бизнес-приложений требует от банков организационных изменений. Поэтому ключевыми сотрудниками в наших проектах являются бизнес-аналитики и бизнес-архитекторы. Ядро нашей команды составляют специалисты, имеющие значительный опыт работы в банковской сфере: как на стороне заказчиков, так и на стороне ИТ-компаний, внедряющих бизнес-приложения для банков.
При реализации проектов мы руководствуемся методикой, формализующей основные процессы внедрения. Особое внимание уделено процессам сбора и формализации бизнес-требований заказчиков. Мы убеждены, что для успеха проекта важно четко понимать ожидания руководителей бизнес-подразделений банка и планировать любые действия, исходя из их целей и приоритетов.
CNews: Спасибо.