|
|
Обзор
ИТ в банках 2010За прошедший год «Энвижн Груп» значительно укрепила позиции в работе с банковским сектором. В первую очередь это связано с серьезным расширением портфеля решений, в который помимо предложений по построению базовой инфраструктуры, вошли услуги, направленные на решение задач автоматизации работы бизнес-подразделений банков, в том числе по сокращению расходов, улучшению качества предоставляемых услуг, виртуализации и автоматизации рутинных операций. Консультант департамента консалтинга по направлению банковский сектор Александр Горшков делится мнением о перспективах развития банковской ИТ-инфраструктуры и наиболее востребованных на рынке решениях.
CNews: Как изменились ИТ-потребности отечественных банков за последний год? Какие продукты и услуги вышли на первый план – и насколько это было ожидаемо, на ваш взгляд?
Александр Горшков: Экономический кризис 2008 - 2009 гг. достаточно сильно повлиял на развитие ИТ-инфраструктуры финансовых компаний. Большое внимание в банках стали уделять сокращению расходов, в том числе с помощью внедрения специальных ИТ-систем. Получили дальнейшее развитие решения по централизации и виртуализации вычислительных ресурсов и систем хранения данных. На первый план стали выходить решения по сокращению операционных расходов. Например, решения по управлению наличными средствами, позволяющие сократить операционные расходы на 20 - 40% в зависимости от текущего уровня автоматизации управления наличными средствами в банке, или «электронные кассиры», использование которых упрощает процедуру открытия новых точек по работе с наличными, уменьшают вероятность операционной ошибки при приёме или выдачи наличных средств, минимизирует возможность кражи денежных средств.
Применение «электронных кассиров» позволяет расширить спектр предоставляемых банком услуг в круглосуточно работающих офисах, где в настоящее время не обеспечено постоянное присутствие кассира, и как следствие имеется ограничение на предоставление услуг по работе с наличными. В борьбе за своего клиента в банках продолжают вести работы, направленные на повышение качества предоставляемых услуг. Заметен интерес к модернизации call-центров и CRM-систем. Больше внимания стали уделять вопросам тестирования внедряемых продуктов и обеспечению информационной безопасности.
CNews: Каков в настоящий момент горизонт планирования отечественных банков? Возвращается ли этот сектор к долгосрочным проектам?
Александр Горшков: Анализ того, как банки справились или не справились с финансовым кризисом, привел к необходимости пересмотра стратегий их развития. Что повлекло за собой и пересмотр стратегий развития ИТ. Наша компания в этом году выполнила уже несколько таких проектов и не только в банках, но и в крупных холдинговых объединениях. Выполнялись работы по аудиту текущего состояния и анализу соответствия текущего состояния ИТ-инфраструктуры требованиям, предъявляемым к автоматизации бизнес-процессов. Разрабатывались не только краткосрочные планы развития на 2 - 3 года, но и долгосрочные - на 6 - 10 лет. Думаю, что в следующем году, кроме вопросов собственно стратегического планирования, будут востребованы и проекты по внедрению механизмов контроля выполнения принятых планов.
CNews: Как можно охарактеризовать изменения в подходах к ИТ со стороны заказчиков-банков, по вашим наблюдениям?
Александр Горшков: ИТ-подразделения в банках стали больше уделять внимания потребностям бизнес-подразделений. И это понятно, окончательную оценку выполненной работы может дать только потребитель услуги. С другой стороны, расходы на ИТ сокращались. Банки стали жёстче контролировать использование финансов, выделенных на развитие. Чаще стали согласовывать расходы с внутренним заказчиком, т.е. с бизнес-подразделениями. Это позволило добиться большей рентабельности от внедряемых решений и сделать работу ИТ более прозрачной.
CNews: Насколько интересны российским банкам услуги «облачных вычислений», с учетом жесткости законодательных требований и стандартов?
Александр Горшков: Интерес к «облачным» решениям, разумеется, есть. Но использование таких решений будет точечным. На мой взгляд, можно сравнивать процесс внедрения «облачных» технологий с внедрением виртуализации серверов. Существующие решения переносились с физических серверов на виртуальные машины очень и очень постепенно. Аналогично будет происходить и внедрение «облачных» решений. Этот процесс займёт не один год, а масштабные проекты появятся не раньше чем через пару-тройку лет. Потребуется осуществить очень много изменений – внести коррективы в регламенты, процедуры организации резервного копирования, приобрести новые лицензии на используемые программные продукты. И как правильно вы обратили внимание – этот процесс будет проходить с учётом обеспечения требуемого уровня информационной безопасности. В банках всегда очень ответственно подходили к вопросам конфиденциальности хранения информации и производительности систем. Думаю, что эти факторы окажут решающее значение в подходе к реализации решений с использованием «облачных» технологий. В ближайшие два года они не станут массовой технологией в банках
CNews: На каких продуктах и услугах для банковской отрасли акцентировала внимание ваша компания в 2009 г.? Как изменяется ваш фокус сегодня?
Александр Горшков: Исторически сложилось, что основным профилем нашей компании были работы, связанные с обслуживанием напрямую ИТ подразделений банков: разработка интересных ИТ-решений, поставки сложного или специализированного оборудования, проектирование и строительство ЦОД, внедрение систем ВКС и другие работы, связанные с построением ИТ-инфраструктуры.
Сегодня «Энвижн Груп» обладает одной из лучших компетенций на отечественном рынке по информационной безопасности и проведению ИТ-аудита. Наблюдая в 2009 г. изменение фокуса внедряемых информационных систем, мы стали разрабатывать принципиально новый комплекс услуг, направленный на решение задач автоматизации работы бизнес-подразделений банков. На сегодня у нас есть достаточно серьёзный пакет решений для банков, включающий в себя услуги по сокращению расходов, улучшению качества предоставляемых услуг, виртуализации и автоматизации рутинных операций. Мы стараемся предлагать своим клиентам решения, которые сможем внедрить за шесть месяцев или быстрее, а сами решения могут окупиться и начать приносить реальную прибыль менее чем за один год.
Так, предлагаемое нами решение по управлению наличными средствами отличается от других аналогичных систем тем, что оно позволяет реализовать комплексную автоматизацию всего процесса управления наличными: от прогнозирования необходимых объёмов денежных средств до мониторинга финансовой доступности предлагаемой услуги и заказа инкассации, от взаимодействия с клиентами банка до анализа финансовой эффективности конкретной точки или оборудования по работе с наличными средствами. Достоинством предлагаемого нами решения является то, что оно позволяет использовать как имеющиеся у банка и хорошо зарекомендовавшие себя ИТ-решения, так и лучшие решения, используемые мировой банковской системой. Такой подход позволяет бережно относиться к уже потраченным банком средствам на автоматизацию управления наличными.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в банках в 2009 - 2010 гг., вы можете отметить в числе ключевых?
Александр Горшков: Для нас нет второстепенных заказчиков - все заказчики для нас одинаково важны и все проекты являются ключевыми. Каждый выполненный нами проект по своему уникален, так как в нем учитываются особенности и потребности конкретного клиента. Если говорить о наиболее значимых проектах последнего года, то они касались работ по созданию ЦОДов и обеспечения требуемого уровня информационной безопасности в банках. Например, недавно мы объявили о завершении уникального для банковской системы России проекта по построению центра управления информационной безопасности SOC (Security Operation Center) в рамках информационной инфраструктуры «Абсолют Банка» на базе решения компании ArcSight ESM. По сложности и объему данный проект можно отнести к одному из крупнейших проектов по построению SOC-систем в Восточной Европе. Для одного из крупнейших банков России, «Россельхозбанка», продолжаем проект по построению распределенной системы хранения данных на базе решений ЕМС. Из последних достижений стоит отметить проект для «Газпромбанка», в рамках которого мы проектируем и внедряем систему управления ИТ-сервисами.
Стоит отметить, что после ряда известных событий, связанных с недоступностью платежных сервисов из-за распределенных атак, нацеленных на отказ в обслуживании (DDoS-атак), банки и платежные системы озаботились обеспечением защиты своих сервисов и сетевых ресурсов. Для этого мы уже сейчас разработали, и занялись внедрением решений по обеспечению защиты в корпоративном секторе от DDoS-атак, используя для этого всю накопленную у нас экспертизу в телекоммуникационной отрасли, и уже в этом году развернули ряд опытных зон в нескольких крупных банках.
Знаковым моментом в нашей компании можно считать принятие стратегического решения о развитии направления предоставления софтверных услуг в финансовом секторе. Но это направление только начало развиваться и рассказывать об успехах пока рано.
CNews: Какие перспективные технологии и ИТ-решения обретут популярность в российском банковском секторе, по вашим ожиданиям?
Александр Горшков: Банковский сектор всегда был одним из локомотивов развития информационных технологий. На мой взгляд, автоматизация основных жизненно необходимых бизнес-процессов в банках завершена или близится к завершению. Речь идёт об автоматизации ведения бухгалтерского учета (программа операционного дня, подготовка обязательной отчетности и т.п.), выпуск и обслуживание пластиковых карт, другие крупные участки ведения бизнеса.
Сейчас банки приближаются к такому уровню зрелости ИТ, когда становится актуальным внедрение специализированных решений, направленных на улучшение обслуживания клиентов, сокращение операционных расходов, оценку эффективности ведения бизнеса, централизацию управления, прогноз, анализ и моделирование различных ситуаций. Эти решения позволят банкам повысить прибыльность и рентабельность, сохранить конкурентные преимущества. В ближайшее время продолжатся работы по виртуализации ИТ-решений. Следующим шагом будет виртуализация рабочих мест, оптимизация бизнес-процессов и внедрение «облачных» технологий.
Так же большое значение будет уделяться обеспечению безопасности предоставления дистанционных услуг. Массовое упрощение процедур предоставления банковских услуг и более доступные возможности их получения, таят в себе и некоторые угрозы. Все хорошо знают выражение «время – деньги». Для сокращения времени обслуживания клиентов, банки всё больше и больше стремятся предоставлять своим клиентам услуги без обязательного визита в банк, например, через интернет. И если раньше эта услуга была доступна исключительно для организаций, то теперь редкий банк не предоставляет такую услугу частным лицам. А это значит, что услуга стала по-настоящему востребованной. Данный факт не может остаться незамеченным компьютерными мошенниками. На противодействие таким мошенникам, на своевременное выявление несанкционированных платёжных поручений будут в ближайшее время направлены значительные усилия ИТ-подразделений банков, а значит, возрастет потребность в усилении информационной защиты банковской инфраструктуры, автоматизации выявления и блокирования в режиме реального времени мошеннических платёжных поручений.
CNews: Спасибо.