|
|
Обзор
ИТ в банках 2010CNews: Как, по вашим наблюдениям, развивался российский финансовый рынок информатизации банков в 2009-2010 гг.? какие тенденции доминировали?
Юрий Отрашевский: Российский финансовый рынок отличается от устоявшегося и консервативного западного и требует постоянного изменения технологий ведения бизнес-процессов. Преимущества банка в борьбе за клиента известны: это снижение издержек, избавление от нежелательных рисков и обеспечение средствами автоматизации клиентоориентированного сервиса. В условиях жесткой конкуренции и экономической нестабильности основная тенденция – тратить деньги только на те ИТ-проекты, которые смогут обеспечить наибольший эффект для бизнеса при экономии затрат и в максимально сжатые сроки. Как следствие – возрастание конкуренции у поставщиков ИТ-решений.
Спрос на специализированный софт на рынке банковской информатизации в текущем периоде самый высокий. Это объясняется тем, что банкам необходима более тесная интеграция всех каналов взаимодействия с клиентами (контактный центр, интернет-банкинг, обслуживание в офисах) и перевод наименее «важных» клиентов на более экономичные каналы обслуживания - в целях оптимизации издержек. Сейчас на рынке актуальны централизованные программные решения на новейших технологических платформах, а также повышение качества обработки массовых операций. Не менее важной является задача повышения автоматизации аналитических функций для определения лояльности клиента и выработки рекомендаций по наращиванию эффективности продаж. Изменения требований законодательства подталкивают банки к совершенствованию систем риск-менеджмента, моделей оценки вероятности дефолта и прогнозирования потерь. Отдельно отмечу интерес к программному обеспечению, отвечающему непосредственно за функционирование кредитной организации.
CNews: Какие ИТ-продукты и услуги пользовались в 2009-2010 гг. наибольшим спросом у игроков банковского сегмента? Чем, по вашему мнению, было обусловлено повышение интереса именно к этим решениям?
Юрий Отрашевский: Наиболее высоким спросом пользовалось ПО для автоматизации основного бизнеса – банки меняют АБС на более совершенные и расширяют их функции. Кризис внес свои коррективы: изменил соотношение между секторами рынка, трансформировав приоритеты потребителей банковского программного обеспечения.
Высокую значимость приобрели программные продукты, связанные с аналитическими инструментами, риск-менеджментом. В эпоху бума кредитования мало кто стремился обращать внимание на риски и тормозить рост оборотов, в нынешних же условиях необходимо анализировать массивы информации и моделировать развитие событий. Кроме того, недавно Банк России выпустил ряд требований по анализу рисков при формировании резервов и оценки достаточности капиталов. Построение и эксплуатация хранилища данных с учетом проблемы интеграции корпоративной информации позволяет эффективно решать ключевые задачи банковского бизнеса, такие как управленческий учет и контроллинг, бюджетирование, консолидация и формирование отчетности по международным стандартам.
Для характеристики 2009-2010 гг. наиболее актуальным будет лозунг: «Экономия должна быть экономной». Поэтому наибольшим спросом на рынке пользуются не только быстро окупаемые решения, но и продукты, позволяющие экономить (например, на снижении себестоимости банковских услуг) или минимизировать затраты при региональном расширении бизнеса.
CNews: Можно ли говорить сегодня о повышении уровня компетенций внутренних ИТ-специалистов банков, из вашего опыта? В каких вопросах банковской информатизации внутренние сотрудники сегодня демонстрируют набольший/наименьший уровень компетенций?
Юрий Отрашевский: Да, можно: это подтверждает опыт профессионального сотрудничества с ИТ-специалистами банков на протяжении более чем 15 лет. Для нас это взаимодействие - не только возможность обмена опытом, но и бесценный источник информации для принятия решений в части совершенствования продуктов и услуг. Кроме того, нашу компанию связывают крепкие дружеские отношения с десятками учебных заведений России, Украины и Казахстана. Все больше выпускников этих вузов, приходя работать в банк, производственную или торговую компанию, уже знают программные технологии R-Style Softlab. В сущности, мы сами участвуем в росте профессиональной компетенции молодых ИТ-специалистов. Благодаря существующим в компании услугам, наши клиенты могут получить информационную и техническую поддержку в режиме реального времени. Мы регулярно проводим бесплатные обучающие семинары.
CNews: Как изменились «функциональные» приоритеты российских банков в отношении АБС? Какие дополнительные возможности этих систем пользуются сейчас наибольшим спросом заказчиков?
Юрий Отрашевский: Сегодня банки хотят иметь АБС, в которой гибкость и адаптивность, присущие российским системам, совмещались бы с удобством и зрелостью бизнес-функций, характерными для западных разработок. Банки желают видеть надежную и быструю АБС, в едином информационном поле поддерживающую работу многофилиального банка с отделениями в разных часовых поясах в режиме реального времени. Естественно, она должна соответствовать требованиям законодательства - как в плане подготовки всей необходимой отчетности, так и с точки зрения безопасности данных. Несмотря на то, что наличие подобного функционала декларируют многие разработчики, на деле российские АБС довольно сильно различаются по степени соответствия этим требованиям.
CNews: На каких новых продуктах и услугах для заказчиков банковской отрасли акцентировала внимание ваша компания в 2009 г.?
Юрий Отрашевский: В прошлом году мы выпустили вторую сборку АБС RS-Bank v. 5.5, где реализовали многочисленные пожелания пользователей по развитию ее функциональных возможностей. В их числе, наряду с многочисленными небольшими доработками, присутствовали и новые функции, например, цессии в программном комплексе RS-Loans v.5.5.
В мае 2009 года первыми пользователями версии 5.5 стали банк «Таатта» и филиал МАК-банка в городе Удачный (оба кредитных учреждения находятся в Якутии). Примерно в это же время на RS-Bank v. 5.5 перешли филиалы «Роспромбанка» в городах Усинск и Томск. Далее процесс перехода активизировался по всей стране, и к концу года большая часть наших клиентов уже работала на новой версии, отмечая увеличение производительности и упрощение процесса выпуска отчетов. По итогам года девять новых участников финансового рынка стали пользователями АБС RS-Bank v 5.5, в том числе - небанковские организации «Тор Кредит» и «Базис-Центр», а также «Объединенный биржевой банк». В течение 2009 года компания вела целый ряд крупных проектов, которые «выстрелили» в 2010 году. Нашими заказчиками стали «Пробизнесбанк», «Собинбанк», «Инвесторгбанк», «Газпромбанк», «Хелленик банк», Сберегательный банк республики Абхазия и др.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в банках в 2009 -2010 гг., вы можете отметить в числе ключевых?
Юрий Отрашевский: Заметным для рынка событием стал уникальный проект по автоматизации «Евразийского Банка» (одного из крупнейших банков Казахстана) на базе двух современных систем, интегрированных на промышленном уровне — RS-Bank V.6 и Thaler. Проект стал результатом двухлетней работы R-Style Softlab и Callatay & Wouters (Бельгия) по продвижению западной АБС Thaler и адаптации ее к условиям рынков СНГ.
В прошедшем году завершился ряд проектов по внедрению интегрированной системы RS-Bank V.6. Мы внедрили это решение в одной из крупнейших кредитных организаций России — «Пробизнесбанке», головном банке финансовой группы «Лайф». В ближайшей перспективе на эту АБС планируется перевести все кредитно-финансовые учреждения этой группы.
Наиболее масштабным проектом 2009 года стала централизация 24 филиалов «Собинбанка» на базе интегрированной банковской системы RS-Bank V.6. Одновременно в банке выполнялось внедрение модулей «Бэк-офис операций с ценными бумагами» и «Депозитарий» из состава RS-Securities V.6.
Одним из крупнейших проектов R-Style Softlab стало внедрение интернет-банкинга для физических лиц в шести территориальных банках Сбербанка России. Это Среднерусский банк (Москва), Северный банк (Ярославль), Северо-Восточный банк (Магадан), Алтайский банк (Барнаул), Восточно-Сибирский банк (Красноярск) и Волго-Вятский банк (Нижний Новгород). Перечисленные территориальные банки обслуживают огромную территорию, на которой проживает более 30 млн клиентов Сбербанка РФ. Мощный программный комплекс, созданный специалистами R-Style Softlab, представляет собой единую платформу и позволяет банкам оптимизировать расходы на ее сопровождение, способствует обеспечению высокой производительности труда, упрощению интеграции с бэк-офисными системами.
CNews: Как скоро, по вашему мнению, можно будет говорить о возврате российских банков к докризисным темпам информатизации и о росте ИТ-бюджетов?
Юрий Отрашевский: Минэкономразвития РФ еще в прошлом году дало прогноз о развитии ситуации в ИТ, в нем рассматривалось два вероятных сценария. Первый предполагал снижение ИТ-бюджетов, заморозку проектов, сокращение людей и рост рынка к 2012 году не более 3%.
Второй, более оптимистичный сценарий, обещал радужные перспективы: активное использование технологий, направленных на эффективность бизнес-процессов, увеличение объема рынка более чем в 1,5 раза, рост доли рынка ПО и ИТ-услуг в среднем до 30 %. 2010 год еще не закончился, но реальность более чем оптимистична.
CNews: Спасибо.