|
|
Обзор
ИТ в банках 2010CNews: Как развивался в 2009-2010 гг. российский рынок информатизации банков, по вашим наблюдениям? Что изменилось в этом сегменте за последнее время?
Сергей Русанов: Кризис не мог не повлиять на развитие российского рынка банковских ИТ. Банки сокращали затраты в целом, секвестрируя ИТ-бюджеты как одну из существенных составляющих общих затрат. Но при этом крупные банки, входящие в ТОП-30, понимали, что экономия в сфере ИТ как самоцель чревата неприятными последствиями, и в итоге она может обернуться большими финансовыми затратами. Это как доменная печь – остановить нельзя, поскольку запуск потребует существенно больших финансовых и человеческих ресурсов. Поэтому в сегменте крупнейших российских банков существенных сокращений ИТ-бюджетов не наблюдалось. Они продолжают развивать ИТ-инфраструктуру. При этом заметным трендом последних лет стало внедрение промышленных ИТ-платформ по базовым направлениям: это фронтальные и бэк-офисные решения, СRM, аналитические системы и т.п. Если банк обладает широкой филиальной сетью, то масштабы внедрения этих систем становятся просто гигантскими. Такие задачи начали позиционироваться руководством банков не как затратные, а как стратегически-инвестиционные, что соответствует действительности.
Банки давно осознали необходимость перехода от лоскутных решений автоматизации к промышленным. Банковская маржа неуклонно уменьшается, объемы возрастают, продукты становятся все более разнообразными, конкуренция растет. Соответственно, повышается роль управления продажами, продуктами, рисками, клиентскими потребностями. И эффективность этого управления зависит от своевременной и адекватной ИТ-поддержки.
CNews: В какой степени современные технологии банковской автоматизации соответствуют запросам отечественных игроков финансового рынка? В каких продуктовых направлениях заметен дефицит ИТ-инструментария, по вашему мнению?
Сергей Русанов: На мой взгляд, универсальных «технологий банковской автоматизации» не существует. Каждый банк уникален, он обладает эксклюзивным набором технологий. Единичны случаи, когда в банке устанавливается готовое «коробочное» решение, которое работает без дополнительной адаптации. Типовая ситуация – это внедрение универсальной промышленной системы с существенным объемом дальнейшей настройки под бизнес-процессы конкретного банка. На ИТ-рынке предостаточно «блоков», из которых складываются технологические «здания», подходящие под любые типовые задачи банков. С каждой из таких задач можно справиться посредством выбора подходящей системы и ИТ-партнера. Часть задач банки могут решить собственными силами (как правило, это интеграционные вопросы, требующие знания особенностей конкретных ИТ-ландшафтов). Вопрос только в выборе вариантов, цене и сроках внедрения. Но самая большая проблема состоит в том, что многие системы, покрывающие современные потребности российских банков, не локализованы и имеют сравнительно мало успешных внедрений в России. Приобретение подобного решения сопряжено с рисками, его внедрение – это более сложный и трудоемкий процесс по сравнению с инсталляцией российских продуктов. Но зато, как правило, эти усилия в дальнейшем оправдывают себя.
CNews: Кризис, по мнению аналитиков, спровоцировал снижение спроса на дорогостоящие бизнес-приложения. Пришлось ли вашему банку в контексте этого тренда отказаться от подобных проектов или скорректировать прежние планы по внедрению бизнес-приложений?
Сергей Русанов: Как я уже отмечал, кризис по-разному повлиял на динамику информатизации российских банков. Те банки, которые столкнулись в этот период с реальными проблемами, сокращали ИТ-бюджеты. Банки же, обладающие запасом устойчивости, напротив, использовали кризис-паузу для стратегических инвестиций в ИТ. «ТрансКредитБанк» оказался в числе именно таких банков. Более того, в 2010 г. количество задач банка и выделенные ИТ-бюджеты существенно выросли по сравнению с прошлыми годами, - в том числе и на проекты внедрения дорогостоящих промышленных платформ.
CNews: Как вы оцениваете результаты внедрения решения по управлению портфелем ИТ-проектов? Проводилась ли оценка эффективности деятельности ИТ-департамента банка по окончании этого проекта?
Сергей Русанов: Результаты этого проекта я оцениваю крайне положительно. Управление портфелем ИТ-проектов - это технология, позволяющая конкретно оценивать наши ресурсы и сопоставлять их с потребностями бизнеса, формируя портфель по определенным формальным правилам игры. Мы значительно повысили нашу эффективность и прозрачность.
CNews: Какие ИТ-решения были внедрены в «ТрансКредитБанке» в 2009-2010 гг.? Какими внутренними и общерыночными потребностями это было вызвано?
Сергей Русанов: Никаких принципиально новых ИТ-решений в «ТрансКредитБанке» в этот период внедрено не было. Мы продолжаем планомерное развитие нашей ИТ-инфраструктуры. В частности, идет реинжиниринг корпоративного хранилища (ведется переход с СУБД Microsoft на Oracle). Такой шаг был обусловлен существенным ростом объемов данных и ужесточением требований к производительности системы.
Кроме того, мы начали внедрение ETL-платформы Informatica PowerCenter, необходимой для повышения эффективности процессов извлечения данных из внешних источников, их обработки и загрузки в хранилище, для улучшения качества данных. В завершающей стадии находится процесс выбора централизованного решения для главной АБС. Наша цель – внедрение системы нового поколения, адаптированной под потребности нашего банка. Сделать выбор очень сложно. Был проведен тщательный многофакторный анализ, и, думаю, решение по АБС будет принято в самое ближайшее время.
CNews: Каковы ваши ближайшие планы, связанные с информатизацией?
Сергей Русанов: В наших планах – совершенствование CRM-решения, как в части корпоративного бизнеса, так и в части розничного. Выбрано решение Siebel CRM, которое позволит вывести процессы управления взаимоотношениями с клиентами и продажами на качественно новый уровень в соответствии с амбициозными планами банка по развитию бизнеса (прежде всего, розничного).
CNews: Спасибо.