|
|
Обзор
ИТ в банках 2010CNews: Какие признаки восстановления отечественного ИТ-рынка вы могли бы отметить на данный момент?
Дмитрий Назипов: Главный и очевидный признак восстановления – это начавшийся рост спроса на ИТ-специалистов, особенно на тех, кто необходим в период активного развития бизнеса. Это бизнес-аналитики, системные аналитики-проектировщики и разработчики.
Оживление выражается в росте компенсационных требований, отсутствии на рынке труда специалистов нужного профиля, увеличении числа прямых обращений хэд-хантеров и потенциальных работодателей к сотрудникам ИТ-подразделений (с предложением о встрече, презентации продуктов и т.п.). Очевидно, что эта активность требует от ИТ-руководителей внимания к проблеме сохранения и развития имеющейся команды. В условиях кризиса команда сохранялась без особых усилий - просто за счет того, что идти было некуда. Теперь спрос на специалистов начал расти, и если этой проблемой не заняться - можно потерять ключевых членов команды.
В общем, это объяснимо, поскольку есть объективные предпосылки к оживлению ИТ-рынка. Банки, с началом кризиса перешедшие на два года в режим минимальной поддержки без развития, теперь будут наверстывать упущенное время и постараются сделать акцент на проектах по модернизации ИТ.
CNews: Какие направления ИТ сейчас в фокусе у отечественных банков? Какие из них будут актуальными в ближайшие год-два?
Дмитрий Назипов: Тремя главными трендами являются централизация и повышение операционной эффективности; совершенствование инструментов поддержки продаж (CRM , системы предкредитной обработки, скоринга и пр.); а также развитие систем дистанционного банковского обслуживания.
На мой взгляд, дистанционный банкинг сейчас является важнейшим направлением трансформации всей банковской системы. В ближайшей перспективе почти всю линейку продуктов как корпоративного, так и розничного банка клиент сможет получить через интернет. Банки активно выходят и постепенно перемещаются в интернет. Оптимизация филиальной сети и пересмотр ее формата, конвергенция сотовых операторов и банков, активная игра сетей платежных терминалов на традиционной банковской «поляне», интеграция корпоративных ERP -клиентов и банковских систем типа «расчетный центр клиента» - все это радикально трансформирует роль и место банков в экономике и жизни общества.
CNews: Какие ИТ-проекты реализуются сейчас в ВТБ? Каковы ближайшие ИТ-планы банка?
Дмитрий Назипов: В этом году мы подводим итоги реализации предыдущей четырехлетней ИТ-стратегии и готовим новую. С точки зрения бизнес-приоритетов основными для ВТБ являются задачи развития продуктового ряда (в первую очередь - транзакционных сервисов и инвестиционного направления), повышения качества обслуживания клиентов, сервисов дистанционного обслуживания, снижения стоимости и сокращения времени обработки операций, обеспечения непрерывности бизнеса, повышения качества управления рисками. Важнейшей задачей также является реализация потенциала синергии Группы ВТБ, объединяющей банковские учреждения в различных странах и многочисленные дочерние финансовые компании в России. Портфель проектов ИТ практически полностью соответствует перечисленным приоритетам и включает более 40 крупных проектов.
В банке ведутся проекты по развитию инфраструктуры: завершено создание полностью резервированной коммуникационной сети, единых систем телефонии и видеоконференцсвязи, объединяющих все подразделения банка на территории страны. Реализован проект по развертыванию уникальной технологической инфраструктуры корпоративной штаб-квартиры ВТБ в Башне «Федерация» Москва-сити. Ведутся масштабные работы по созданию нового основного дата-центра Группы ВТБ, причем работы начались больше года назад с детальнейшей проработки перспективной схемы развития и резервирования всех наших информационных систем. Только после этого были определены требования к параметрам дата-центра и началось проектирование инженерной инфраструктуры. Этот проект мы планируем завершить в первой половине 2011 года, после чего совместно с ВТБ24 займемся созданием нового резервного дата-центра.
За последние годы в банке внедрены такие системы, как CRM, предкредитная обработка, электронный документооборот, сметное планирование и бизнес-планирование. Завершен масштабный проект по централизации АБС во всех филиалах банка. Продолжается реализация проектов по созданию корпоративного информационного хранилища, внедрению системы электронного архивного хранения банковских документов. В ближайшие два года будет завершен перевод банка на единую операционную платформу, будут централизованы основные бэк-офисные процессы.
В компаниях Группы ВТБ также реализуется ряд масштабных ИТ-проектов: внедрение централизованных систем поддержки основной деятельности, развитие дистанционных форм информационного и операционного обслуживания клиентов и пр. Так что я убежден, что задача построения высокотехнологичной современной компании будет выполнена.
CNews: Спасибо.