|
|
Обзор подготовлен
Российский банковский сектор входит в число самых "зарегулированных" сегментов рынка, что накладывает отпечаток на внедрение СЭД. Постепенно системы этого класса становятся здесь все более популярными, при этом сама идея перевода документооборота в цифровой вид и последующая перестройка бизнес-процессов определяют дальнейшее развитие банковских ИТ-систем в сторону клиента.
По оценкам SS Consulting, доля проектов СЭД в финансово-страховой области растет на 1% в год. Аналитики отмечают, что по итогам 2010 года наибольшее количество автоматизированных рабочих мест было внедрено в финансовом, банковском и страховом секторах экономики (в совокупности 37%). Этот показатель ниже уровня 2009 года, когда на финансовый сектор приходилась почти половина всех автоматизированных рабочих мест. Специалисты DSS Consulting подсчитали, что в четырех крупнейших проектах было внедрено 38 тыс. рабочих мест, а всего по итогам 2010 года в России было успешно завершено 27 новых проектов внедрения (годом ранее – 41 проект).
Опрошенные CNews эксперты рынка СЭД соглашаются с полученными результатами, отмечая, что, действительно, отрасль банковской сферы развивается в этом направлении - правда, медленными темпами. Если говорить о банках, входящих в первую сотню рейтинга по объемам активов, то степень автоматизации внутренних процессов в них невысокая - она не превышает 25-30%, полагает Павел Каштанов, директор по работе с клиентами компании "Синтеллект" (премиум-партнер "ДоксВижн"). Он замечает, что если задача документооборота общего делопроизводства в большинстве банков решена каким-либо образом с помощью СЭД, то для специфичных бэк-офисных банковских процессов (хранения, обмена и движения документов) используются в основном общие папки, электронная почта и разнородные, иногда созданные собственными ИТ-ресурсами банка простые учетные системы или же просто электронные таблицы в MS Excel.
Как оценивает ситуацию Елена Иванова, начальник отдела маркетинга ЭОС, за пять лет (период устаревания ИТ) проекты внедрения СЭД выполнили примерно 150 организаций отрасли (исходя из средней оценки 30 проектов в год). По ее мнению, "охват" кредитных организаций системами электронного документооборота можно определить примерно в 15% с ежегодным увеличением количества новых проектов примерно на 3%. "Несмотря на то, что на фоне других отраслей экономики банковская сфера по числу внедрений и рабочих мест выглядит очень неплохо, лишь где-то седьмая часть организаций отрасли оснащена СЭД, а темпы прироста достаточно скромные. На мой взгляд, такая ситуация вполне объяснима: банки преимущественно используют в своей работе информационные системы другого класса (автоматизированные банковские системы (АБС), другие финансовые учетные системы, CRM-системы и т.д.), и их сравнительно мало интересует автоматизация работы с организационно-распорядительной документацией как таковой, - объясняет она. - Банки, в первую очередь, интересуют такие системы, которые позволяют усовершенствовать работу с массовыми документами (договора, досье и т.д.), не попадающими в автоматизированную банковскую систему, но являющимися первичными документами для осуществления операций в ней".
Причина, почему СЭД в банках, как и другие ИТ-решения для автоматизации, находятся на подъеме, в том, что у большинства банков довольно сильные ИТ-подразделения, которые своими силами выполняют большую часть проектов, в частности, и в области автоматизации работы с документами. Более того, как подчеркивает Михаил Потапенко, руководитель департамента продаж ПО Cognitive Technologies, финансовые институты, в частности, банки, всегда относились к пионерам в области автоматизации процессов управления - документооборот для них является основной деятельностью, а средства автоматизации работы с документами в той или иной степени уже давно взяты на вооружение практически всеми банками. Поэтому говорить о проценте автоматизации банков не совсем корректно. В данном случае, по его словам, интересны изменения, связанные с глубиной автоматизации процессов документооборота и расширением охвата технологиями электронного документооборота внутренних процессов деятельности банков.
Основные требования к СЭД для предприятия банковской сферы:
- масштабируемость вследствие территориально-географической распределенности и вовлеченности сотрудников
- гибкий и быстрый интерфейс для работы с большим документопотоком (поддержка более 50 маршрутов прохождения документов)
- интегрируемость с другими ИС
- версионность документов
- разделенное хранение данных (в различных БД), разграничение прав доступа
- шифрование данных и ЭЦП
Источник: CNews Analystics, 2011
В банковских и финансовых учреждениях СЭД управляет важной информацией – деньгами и их оборотом, при этом существующие в банках процессы при прочих равных условиях гораздо легче поддаются формализации, а, зачастую, уже изначально хорошо формализованы, поскольку того требует внешний регулятор в лице ЦБ РФ. Если говорить о компонентах СЭД, которые наиболее востребованы в банковской сфере, то опрошенные CNews компании называли в первую очередь электронный архив для решения задач создания единого электронного хранилища документов с разделением доступа, связями между документами, возможностью использования системы криптозащиты и системой поиска; на втором месте - модуль workflow для закладывания в СЭД формализованных процессов обработки документов, причем важным требованием является возможность интеграции на уровне исполнения бизнес-процесса на сервере с различными банковскими учетными системами.
Однако, как считает Роман Иванов, руководитель службы по работе с клиентами компании "АйТи Информационный менеджмент", классическая СЭД не является критическим бизнес-приложением для банковской деятельности, а больше выступает в роли вспомогательного решения. "По приоритетности системы данного класса стоят у банков не на первом месте. В первую очередь банки автоматизируют работу с клиентами (CRM), учетные функции (ERP и банковские системы), аналитические решения и т. д. При проекте внедрения СЭД в банках основное внимание уделяется автоматизации работы канцелярии, отчетности по исполнительской дисциплине и работа с ОРД и служебными записками", - поясняет эксперт.
Михаил Потапенко добавляет, что из-за использования в банках большого количества КИС при внедрении СЭД на этапах проектирования системы необходимо уделять внимание проработке вопросов интеграции для того, чтобы исключить в будущем дублирование информации или минимизировать его. "В частности, это касается синхронизации справочников и использования портальных технологий. Кроме этого необходимо отметить, что банки фактически являются операторами персональных данных и используемые для их обработки системы должны удовлетворять требованиям закона о персональных данных", - объясняет г-н Потапенко.
Не обошел стороной банковскую сферу и тренд мобильности ПО. Эрик Галстян, коммерческий директор "Корус Консалтинг", считает, что если вчера все заявляли целью автоматизации обслуживания клиентов обеспечение возможности совершать максимум банковских операций "из дома", не приходя в отделение, то современный тренд можно определить как передачу клиенту инструментов, чтобы он мог делать почти все со своим счетом из любого места и с любого устройства (смартфон, планшет и т.д.). Он замечает, что при автоматизации внутреннего документооборота мобильности уделяется гораздо меньше внимания. "Сами проекты внедрения в банках стали более продуманными и осторожными: как правило, в начале создаются концепции, запускаются пилотные проекты, порой на нескольких системах параллельно, а уже после прохождения этих этапов выбранная система внедряется в масштабах всей организации. Еще один важный тренд в автоматизации документооборота в банках - это максимальная унификация, т.е. одна платформа — много применений", - подчеркивает он.
С ним согласен и Александр Бейдер, директор по развитию ECM в компании Terralink: "Надо понимать, что в банковском секторе вообще процессы слияний и поглощений идут очень интенсивно, поэтому поддержка единой технической политики становится весьма проблематичной. Из этого вытекают проблемы интеграции и выравнивания ИТ-ландшафта как одного из направлений повышения эффективности".
Мнения отечественных вендоров СЭД о применимости местных продуктов в банках на текущем этапе развития рынка расходятся. Часть специалистов отстаивают точку зрения, говоря о том, что продукты от российских разработчиков удовлетворяют всем вышеперечисленным требованиям и вполне конкурентоспособны, однако в российских представительствах зарубежных банков часто решение о выборе транслируется сверху, так как иностранный топ-менеджмент не знает об успешных внедрениях местных СЭД и не хочет рисковать. В этом случае российские СЭД выбирают не столько для комплексной автоматизации, сколько для локальных задач, замкнутых на представительствах банка в РФ.
Другие специалисты, напротив, убеждены, что среди решений, предлагаемых российскими вендорами, на данный момент нет системы, полностью удовлетворяющей всем требованиям в области ECM. Поэтому обычно банки применяют точечную автоматизацию – используют разные решения для автоматизации отдельных бизнес-процессов.
"Отечественные банки сейчас уже не представляют своей деятельности и, в особенности, обеспечения взаимодействия головного офиса с филиалами, без электронного делопроизводства и документооборота. Однако для российских представительств зарубежных банков характерны другие требования к управлению документами. Определенное непонимание наших методов управления с помощью документов может возникать и у зарубежных акционеров российских банков, особенно в случае слияний и поглощений. В таких ситуациях СЭД может становиться одним из частных решений в рамках более общей информационной стратегии и архитектуры", - рассказывает Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "Интертраст" по развитию бизнеса.
"Отечественный производитель традиционно немного отстает от зарубежных крупных игроков. Речь идет, прежде всего, о продуманности и проработанности архитектурно-технических решений. В целом это объясняется недостатком инвестиций в развитие платформ и опыта", - утверждает Эрик Галстян, добавляя, что постепенно отечественные игроки технологически догоняют мировых лидеров.
Специфика внедрения СЭД в банке:
- массовое подключение пользователей в максимально сжатые сроки предполагает наличие средств дистанционного интерактивного их обучения;
- способность быстрого развертывания системы в условиях территориальной распределенности. При этом система должна поддерживать создание внутренних контуров документооборота для каждой оргединицы, обеспечивать прозрачное взаимодействие с головным офисом, горизонтальное взаимодействие;
- повышенные требования к масштабируемости системы;
- повышенные требования к возможности модификации системы, в том числе в ходе ее эксплуатации;
- повышенные требования к уровню технического сопровождения.
Источник: "Интертраст", 2011
Помимо всего прочего, в отечественной банковской сфере не существует общепринятого регламента или стандарта для СЭД. Эксперты считают, что такой отраслевой стандарт желателен, но не необходим - в силу того, что деятельность и процессы банка достаточно четко регулируются указаниями ЦБ РФ.
"Определенная специфика существует во взаимоотношениях банков с налоговыми, правоохранительными и судебными органами, другими госструктурами, Центробанком. Однако номенклатура документов в этих взаимоотношениях довольно ограничена. Поэтому, возможно, есть смысл говорить не об отраслевом стандарте, а о правилах электронного обмена документами для каждого конкретного вида взаимодействия. Как показывает практика, такой подход работает быстрее и требует меньших организационных и финансовых затрат. Остальные внутриотраслевые взаимодействия могут осуществляться на основе общих стандартов, появление которых давно ожидается", - уверен Вадим Ипатов.
Целью отраслевого стандарта могло бы стать, по мнению Павла Каштанова, устранение неоднозначностей и разночтений в процессах автоматизации бизнес-процессов банков в СЭД. Кроме того, такой бы стандарт мог быть использован для усиления информационной безопасности и снижения рисков.
Михаил Демидов