|
|
Обзор подготовлен
Банки смогут примкнуть к ключевым участникам рынка электронных платежей только при условии широкого использования банковских карт. В этой игре интернет-банкинг занимает позицию догоняющего и развивается тем динамичнее, чем больше число держателей карт. Банки постепенно активизируются на этом поле, однако конкурировать приходится с игроками из других отраслей.
По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в 2010 году объем отечественного рынка достиг 772,2 млрд рублей, увеличившись на 19% по сравнению с 2009 годом. Показатель включает платежи наличными, проходящие через любые точки приема: платежные терминалы, кассы в магазинах и салонах связи, банковские терминалы. Примечательно, что при этом количество транзакций не изменилось и составило 5,9 млрд. Это означает, что увеличилось доля платежей с большим чеком, например в пользу ЖКХ, авиа- и ж/д компаний, банков.
Ведущие позиции на рынке моментальных платежей сохранились за сетями платежных терминалов QIWI и CyberPlat. Однако активность более мелких игроков, оборот которых вырос на 70% по отношению к 2009 году, снизила доли рынка обоих лидеров. Среди главных тенденций рынка оказалась растущая активность банков.
По оценкам НАУЭТ, почти 70% электронных платежей представляет собой пополнение счета сотового телефона. Казалось бы, сети терминалов должны чувствовать острую конкуренцию со стороны бесплатных способов пополнения телефонного баланса, в том числе с банковского счета, однако пока этого не происходит. Главным конкурентом остаются кассы в салонах сотовой связи. "Они не сравнимы по представленности с платежными терминалами, - говорит Александра Высочкина, PR-директор группы QIWI. - Чтобы воспользоваться их услугами, в подавляющем большинстве случаев нужно отстоять очередь, что не всегда приемлемо для современного человека. Можно оплатить услуги сотовой связи через банкоматы или интернет-банкинг, однако развитый интернет-банкинг в России могут предложить далеко не все банки, а число банкоматов в разы меньше, чем платежных терминалов".
По данным НАУЭТ, на территории России установлены сотни тысяч платежных терминалов. Например, только в сети QIWI работает 120 тыс. терминалов. Число банкоматов исчисляется десятками тысяч - так, полгода назад их количество оценивали в 60 000.
Некий потенциал видится у мобильного банкинга, особенно в свете развития технологии бесконтактных платежей NFC. Но пока количество платежей/переводов с помощью мобильного банкинга ничтожно мало даже по сравнению с показателями интернет-банкинга.
Банки смогут оказаться среди главных участников рынка электронных платежей только при условии широкого использования банковских карт. В этой игре интернет-банкинг занимает позицию догоняющего и развивается тем динамичнее, чем больше число держателей карт."Банковские карты должны стать инструментом для повседневных оплат, для этого требуется оборудовать точки продаж, - говорит Александра Высочкина. - Пока повсеместным использованием карт не могут похвастаться даже в российских столицах".
Максима Ноготкова, основателя сети салонов связи "Связной", привлек потенциал рынка электронных платежей, и на базе кэптивного "Промторгбанка" он открыл банк "Связной". Максим Ноготков рассчитывает построить розничный институт, который станет конкурентом "Сбербанка" по числу карт и лидером в области их использования. Бизнес-план бизнесмена базируется на простых расчетах. Поданным международных платежных систем, объем операций в торговом эквайринге в России составляет около $30 млрд в год. Общий оборот розничной торговли оценивается в $500 млрд. То есть банковские карты обеспечивают торговле где-то 5-7% оборота.
"Крупнейший банк страны сегодня занимает около 20% этого рынка. Чтобы стать лидером, мы должны успевать за ростом рынка и занять на нем долю не менее 20%. Сегодня это означает не менее $6 млрд оборота по картам в год", - говорит Максим Ноготков. Для начинающего банка цель из разряда фантастики, хотя его частная клиентская база уже перешагнула порог в полмиллиона. Новоиспеченный финансист считает, что развить безналичную банковскую розницу ему помогут три момента. Во-первых, сеть салонов связи "Связной" основала программу лояльности "Связной-клуб", у которой сейчас около 13 млн клиентов. Максим Ноготков рассматривает их как потенциальных пользователей одноименных карт. Во-вторых, банк "Связной" берет на себя расходы по использованию его клиентами чужих банкоматов, в результате его клиенты не платят комиссии. Конечно, банку проще заплатить за каждую операцию по 35 рублей (такова оценка расходов от Максима Ноготкова), чем тягаться со "Сбербанком" по числу точек доступа. Есть и третий аргумент, неоднозначный, - быстрое развитие мобильного интернет-доступа. "Новые устройства очень удобны, цены на них снижаются на 50% в год, то есть они скоро станут массовыми. По прогнозам аналитиков, в 2013 г. около 25% мобильных устройств в мире будут иметь встроенный чип для бесконтактных платежей, что откроет новые возможности использования мобильного телефона как платежного инструмента", - надеется Максим Ноготков.
Председатель комитета НАУЭТ по платежным системам и банковским инструментам Борис Ким считает, что банки вряд ли станут лидерами этого сектора из-за особенностей менталитета. "В России очень высока доля оплаты наличными – около 95%. Очевидно, что данный процент может только снижаться, - объясняет он. - Однако даже в развитых странах небольшие платежи занимают значительное место в расчетах, поэтому в ближайшей и среднесрочной перспективе бизнесу терминалов ничего не угрожает".
Нельзя сказать, что отраслевая конкуренция в сфере микроплатежей совсем отсутствует, но она существует среди "борцов" за минимальные доли рынка и никак не опасна терминальным сетям. "Существуем мнение, что в значительной степени операторы сотовой связи могут вытеснить банки, как минимум, с рынка мгновенных и микро-платежей. В прогрессии вместе с распространением виртуальных кредитных карт и технологий NFC это может привести к тому, что значительная часть транзакционного бизнеса может переместиться от банков к сотовым операторам. Но на мой взгляд, такая ситуация наиболее опасна для банков-монолайнеров, чем для универсальных банков, - прокомментировал CNews Андрей Попов, заместитель руководителя дирекции по оформлению и учету банковских операций и информационным технологиям "Райффайзенбанка". - И она, возможно, более характерна для текущего состояния рынка в России, чем в мире. Например, в США угрозу розничному банковскому бизнесу скорее представляют такие компании, как Google или Apple".
"Сотовые операторы активно стремятся играть на традиционно банковском поле, но пока все-таки это касается лишь частисервисов, преимущественно направленных на ритейл, - говорит Денис Сотин, директор технологической дирекции "ТрансКредитБанка". – При этом банки в состоянии, как минимум, не уступать в технологическом развитиисотовым операторам, а в части глубины понимания как традиционных, так иинновационных банковских продуктов и технологий, они пока более компетентны".
Электронные кошельки, системы денежных переводов – это принципиально другой класс потенциальных конкурентов за рынок. Хотя теоретически эти системы могут оказывать услуги без участия платежных терминалов, на деле они только набирают обороты и повышают клиентскую базу за счет сотрудничества с терминальными сетями. Мало того, оценив новые возможности, сети стали создавать собственные аналогичные сервисы. Примером может служить тот же "QIWI Кошелек", подобные решения есть у "Киберплат", "Новоплат" и "Элекснет".
"Сегмент электронных денег пока уступает примерно на порядок моментальным платежам, но растет быстрыми темпами, - рассказывает Борис Ким. – Электронные деньги, как и банки и мобильная коммерция, не являются прямыми конкурентами терминалам – это способ безналичных платежей, занимающий промежуточное положение между мобильной коммерцией и банковским счетом". Таким образом, потребителю остается выбор способа, а банкам – медленный эволюционный рост.
Наталья Анищук