|
|
Обзор подготовлен
Страховые компании все чаще переходят от внедрения достаточно простых и бюджетных ИТ-систем к комплексным ИТ-решениям. К этому их подталкивает необходимость развития коммуникаций с потенциальными и уже существующими клиентами через интернет. Вот только тратить существенные средства на собственную ИТ-инфраструктуру большинство страховых компаний пока не готово - слишком опасаются повторения кризиса и не хотят увеличивать расходы.
Эксперты отечественного рынка информатизации страхования сходятся во мнении, что в этой сфере ИТ-подразделения не играют ключевой роли. Причина – отсутствие у страховщиков единого и цельного взгляда на ИТ-стратегию развития предприятия. "Часто руководство не хочет инвестировать в ИТ, считая это неэффективным, – комментирует директор департамента бизнес-приложений компании "Ситроникс ИТ" (в России) Кирилл Бурлюк. – Конечно, по сравнению с тем, что происходило в сфере страхования 4-5 лет назад, когда рынок только начинал развиваться и отмечался низкий уровень заинтересованности страховых компаний во внедрении современных ИТ-решений для автоматизации работы предприятия, сегодня, можно сказать, "лед тронулся". До кризиса представители страховой отрасли использовали такие программы, как "1С", "Галактика", и в небольшом количестве ERP, CRM- решения, системы бюджетирования и планирования. В то время интерес страховых компаний к ИТ только зарождался. В период кризиса основная часть страховщиков занималась поддержанием ИТ-систем своей компании, но не развитием. В посткризисный период затраты на этом рынке на ИТ постепенно начали расти. Сейчас интерес страховщиков к программным продуктам, которые, в частности, предлагает наша компания, вырос вдвое".
Тем не менее, до сих пор около 70% бюджета, выделяемого страховщиками на ИТ, идут в первую очередь на поддержании текущей ИТ-инфраструктуры и только оставшиеся 30% – на ее развитие и автоматизацию бизнес-процессов, считает руководитель направления по работе с банками и страховыми компаниями "Энвижн Груп" Александр Лишневский.
Оценить, сколько выделяется денег на ИТ в страховании крайне сложно: реальную статистику по ИТ-бюджетам компании не раскрывают. Значит, вывести конечную цифру по всему сегменту рынка не представляется возможным, есть только экспертные оценки. "В целом представить себе объем ИТ-расходов страховых компаний можно с использованием средней оценки, которая составляет от 1% до 3% от нетто-заработанной премии. В рублевом выражении получаем около 10 млрд рублей", – делает примерную оценку директор департамента информационных технологий компании "АльфаСтрахование" Андрей Педоренко. При этом он подчеркивает, что основывается исключительно на данных, полученных из общения с коллегами по ИТ-сообществу.
Сегодня наиболее популярная тема в области страхования – это борьба за клиента, прежде всего путем расширения клиентской базы и привлечения новых сегментов рынка. "Если 3-5 лет назад страховые компании были заинтересованы в выстраивании внутренних процессов (и, как следствие, бэк-офисных решений), то сейчас упор делается на системы, улучшающие работу с конечным клиентом" – рассказывает директор по информационным технологиям страховой компании "Росно" Сергей Ковалев. Большой интерес проявляется со стороны страховщиков к различным CRM-системам, системам, автоматизирующим работу контактных центров и клиентского сервиса, а также фронт-офисным приложениям.
Еще одной актуальной темой, затронувшей, пожалуй, все страховые компании, является вышедший закон о защите персональных данных (ФЗ-152), согласно которому существенно повышаются требования к хранению и обработке персональной информации о клиентах, что влечет за собой необходимость усовершенствования ИТ-инфраструктуры. "Для нас основные решения, которые востребованы заказчиками, связаны с ЦОДами – это инженерные системы, системы хранения, вычислительные системы, резервное копирование и информационная безопасность, – добавляет Александр Лишневский. – Не скажу, что предпочтения сильно изменились. Просто более отчетливо стали видны процессы централизации и консолидации ИТ-инфраструктуры, которые страховые компании проходили в разное время – кто-то раньше, кто-то позже". Отсюда и востребованность тех или иных решений на определенном этапе развития собственной инфраструктуры. Расширение страхового рынка, повышение спроса на услуги страхования со стороны населения, увеличение клиентской базы страховых компаний, требует автоматизации ключевых бизнес-процессов для эффективной работы предприятия, констатируют все без исключения опрошенные CNews эксперты. "В связи с этим мы отмечаем возрастающий интерес представителей страховой отрасли к внедрению интеграционных решений, таких, как CRM, предназначенных для управления взаимоотношениями с клиентами. Также компании стремятся к автоматизации внутреннего документооборота, планированию, бюджетированию, консолидации и построению финансовой отчетности", – заключает Кирилл Бурлюк.
Андрей Педоренко считает крайне важным проект по созданию федерального центра учета компании "АльфаСтрахование" в городе Орле, куда перевели из филиалов и Москвы практически весь договорной учет компании. Результатом проекта стало повышение качества страховых данных в учетных системах и постепенное снижение затрат на учет в регионах. "Еще один большой проект – внедрение новой централизованной системы урегулирования убытков на базе платформы SAP, – рассказывает он. – Упомяну также внедрение единой системы тарификации массовых продуктов, построенной на основе продукта IBM iLog, позволяющей нам оперативно менять тарифы и вплотную приблизится к голубой мечте продавца – индивидуальной тарификации для клиента". Все эти проекты были крупнейшими в компании за последние пару лет.
В контексте дальнейших перспектив оценки серьезно расходятся: одни полагают, что затраты на ИТ в страховом сегменте будут расти опережающими темпами, другие ожидают стагнации или даже падения. "Сегодня я не готов прогнозировать ничего. Рынок (не только ИТ, а вообще рынок в его глобальном понимании) сейчас замер в ожидании – что день грядущий нам готовит? Поэтому можно только предположить", - говорит Андрей Педоренко. Возможны сценарии, когда рост рынка будет продолжаться, может быть меньшими темпами, но рынок будет расти. Тогда тенденции следующего года будут заключаться в оптимизации затрат с помощью виртуализации, роста мобильных сервисов, интеграционных процессов. В частности, речь идет о росте электронного взаимодействия между различными участниками страхового рынка. Для большинства средних компаний это может стать временем перехода на более "тяжелые" системы. Пессимистический сценарий предполагает борьбу за выживание, когда все развитие будет заморожено. "Более того, уже сейчас нужно разрабатывать планы "безболезненного" сокращения ИТ-сервисов, что очень непросто при нашем постоянном стремлении расти и двигаться вперед. Здесь потребуется более прагматичный и жесткий подход. А этому нужно учиться", – советует директор департамента информационных технологий "АльфаСтрахование". Дополнительным стимулом, который сможет хоть как-то оживить продажи даже на падающем рынке, может стать активное развитие рынка мобильных устройств. Не секрет, что сейчас отмечается увеличение спроса потребителей на планшеты и всевозможные мобильные гаджеты. Клиенты, используя мобильные устройства в качестве терминалов, хотят иметь доступ ко всему спектру услуг страховых компаний. А значит, страховщикам просто необходимо развивать соответствующие ИТ-сервисы, невзирая на рыночную ситуацию.
Максим Логвинов