|
|
Обзор подготовлен
Участники ранка банковской автоматизации назвали проекты предыдущего года, которые привлекли всеобщее внимание. Некоторые из этих работ поражают воображение масштабом, другие - находятся в активной фазе и еще не закончились. Ключевыми их можно назвать не столько потому, что они станут ориентирами для всех отечественных финансовых организаций - скорее речь идет о новом опыте повышения качества банковских услуг.
Крупнейший банк страны в 2011 г. решил внедрить систему управления персоналом SAP HСМ. Проект запланирован в рамках перехода на ERP-систему SAP и завершится в конце 2014 года. Система будет обрабатывать данные по 250 тыс. сотрудникам «Сбербанка».
Есть в «Сбербанке» и более мелкие проекты - они ближе коммерческому сектору по масштабу, но все равно являются своего рода рекордными.
«Сбербанк» и другой крупнейший банк страны - ВТБ уже некоторое время назад прошли стадию модернизации ИТ-инфраструктуры, обеспечения ее информационной безопасности и непрерывности. За ними последовали лидеры частного сектора. Эти проекты положили начало волне инфраструктурной модернизации среди коммерческих собратьев из первой сотни. Тем более что регулятивные нормы и требования «подгоняют».
За последний год прошла инфраструктурная волна среди массы региональных лидеров. По отдельности эти проекты нельзя назвать ключевыми, но все вместе дают представление о серьезности проблем. В частности, в августе прошлого года закончил модернизацию корпоративной сети передачи данных «Первобанк», который входит в число пяти крупнейших банков Поволжья и 100 крупнейших банков России. Дело в том, что за 7 месяцев 2011 года банк открыл 8 офисов в новых для себя городах. Параллельно банк наращивает продуктовую линейку. В результате сеть едва выдерживала нагрузку – настолько выросло число транзакций. Базовым оборудованием стали решения компании Cisco Systems, в результате создана отказоустойчивая сеть передачи данных, повышена ее производительность, масштабируемость и надежность. Автоматически фиксируются случаи сбоев в работе операторов связи и распределяется нагрузка между ними. «Новая архитектура сети позволит наращивать ее мощность без новых серьезных инвестиций» - отмечает Александр Краснов, директор департамента информационных технологий «Первобанка».
Российские банки, сотрудничающие с международными платежными системами типа MasterCard, Visa, American Express вынуждены срочно проходить «обследование» на соответствие процессинговых систем международному стандарту PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard). Это новый неиссякающий источник доходов для ИТ-компаний, ориентированных на услуги ИБ. Мало того что стандарт содержит 12 детализированных требований, так и подтверждать его выполнение требуется каждый год.
У банка «Зенит» есть собственный процессинговый центр для обработки транзакций по международным платежным картам, поэтому ему необходимо выполнить требования стандарта PCI DSS. Проект осложнился тем, что банк обязан обеспечить непрерывность процессинга в режиме 24х7.
«Проект комплексный, и задача состояла в том, чтобы не только обеспечить соответствие стандарту PCI DSS, но и требованиям федерального закона №152 «О персональных данных», и стандарта СТО БР ИББС, – говорит Евгений Рудацкий, руководитель направления PCI DSS компании «Инфосистемы Джет» (исполнитель работ). – Однако в первую очередь необходимо было выполнить требования стандарта PCI DSS в связи со строгими ограничениями сроков со стороны международных платежных систем (в течение года – CNews)».
«С растущей популярностью в России пластиковых карт растут и масштабы связанных с ними мошенничеств. Поэтому важно доказать соответствие оказываемых банком услуг международным требованиям безопасности», – комментирует ситуацию Владимир Кузнецов, директор департамента банковских карт «СБ Банка», который тоже недавно модернизировал процессинг и прошел аудит. Примечательно, что аудит систем на соответствие стандарту PCI DSS зачастую проводят те же компании, которые выполняли работы по модернизации процессинга, что противоречит принципу объективной оценки. Возможно, в будущем появится новое требование, уже к аудиторам – исполнитель работ по модернизации и аудитор не могут быть одним и тем же юридическим лицом.
В 2011 году «Московский банк реконструкции и развития» (МБРР) завершил важный этап внедрения новой централизованной банковской системы. Проект уникален в первую очередь рекордно короткими сроками реализации: «В течение четырех месяцев ИТ-специалистами МБРР и командой ЦФТ были установлены и запущены в промышленную эксплуатацию 12 функциональных приложений, - рассказывает Андрей Фомичев (ЦФТ). - К концу 2011 года на новую централизованную систему были переведены все 16 филиалов банка». Столь малое время на внедрение и тиражирование АБС объясняется тем, что почти все дистрибутивы программных модулей на 80-90% соответствовали потребностям банка, потребовался минимальный, по сравнению со среднестатистическим внедрением АБС, объем доработок. Сейчас готовится внедрение следующих модулей: для работы на фондовом рынке, выполнения ритейловых операций.
Банк ВТБ24 продолжает направлять все силы на привлечение розничных клиентов. Став активным кредитором населения, он пришел к неизбежным последствиям – появлению просроченной задолженности, которой следует управлять. Требовалось изменить бизнес-процессы, ИС. Руководство банка выбирало между ИТ-системами Experian, Fair Isaac, Sputnik Labs и ФИС и остановилось на системе, на внедрение которой потребовалось всего 3 месяца. «ВТБ24 в 2010 году внедрил систему мониторинга и взыскания просроченной задолженности TSC Collection на базе Oracle Siebel CRM компании “Техносерв Консалтинг”», - рассказывает Евгений Закрепин, первый заместитель управляющего директора компании «Техносерв». Сейчас все коллекторские подразделения банка (86 центров по числу регионов присутствия) работают в единой системе, которая автоматизирует все стадии работы с просроченной задолженностью по всем продуктам. При этом возможно использовать различные методы управления: работу с коллекторскими агентствами, реструктуризацию долга, продажу прав по договору. Система интегрирована с АБС, процессингом, клиент-банком.
Конечно, такие скорости внедрения возможны только на базе уже созданных корпоративных хранилищ данных. И МБРР, и ВТБ24 завершили эти проекты несколько лет назад. Примечательно, что и создание хранилища, и внедрение АБС для МБРР выполняла одна и та же ИТ-компания, но в 2010 году руководство банка решило заменить АБС, поскольку первая система за 5 лет успела безнадежно устареть.
Наталья Анищук
«Россельхозбанк» создан в 2000 году и сегодня является крупнейшим кредитором агропромышленного комплекса, занимает четвертое место в банковской системе России по объему активов. Его филиальная сеть объединяет более 1600 точек продаж, раскиданных по территории всей страны. Для директора департамента автоматизированных систем «Россельхозбанка» Игоря Таношкина основная задача - быстро распространять новые банковские продукты на все подразделения банка и предоставлять клиентам единые возможности во всех регионах.
CNews: Какие события на рынке банковской информатизации вы могли бы назвать ключевыми для текущего года?
Игорь Таношкин: К главным из них я бы отнес стремительное развитие мобильных технологий и проникновение их в банковский сектор. Уже сейчас появились приложения для планшетников, реализующих полноценную MIS-систему, и это несмотря на то, что этой технологии немногим больше года. По некоторым оценкам, уже к 2014 году 90% организаций будут поддерживать корпоративные приложения на мобильных устройствах.