|
|
Обзор подготовлен
Фронт-офис, документооборот - неизменные ИТ-направления, по которым банки предъявляют все больше новых требований к функционалу систем. В ответ поставщики включают наиболее интересные проекты в линейку типизированных продуктов, ведь актуализация - вечная их забота.
Фронт-офисные системы держатся в числе приоритетов банковских инвестиций уже более трех лет, соответственно, исполнители стараются модернизировать свои предложения, учитывая лучшую практику проектов. Например, компания Neoflex внедрила в Росбанке решение, которое предоставляет менеджерам сети розничных продаж полную информацию о клиентах и об используемых ими продуктах банка. Кроме того, система помогает принимать оптимальные решения по предложению клиентам новых продуктов. Проект в Росбанке позволил создать типовое решение "Предпродажная активность" в фронт-офисной системе Neoflex FrontOffice.
"Данное решение, вместе с ранее созданными решениями "Кредитный конвейер" и "Обслуживание клиентов" полностью автоматизирует цепочку работы с розничными продуктами от проведения маркетинговых кампаний до формирования и рассмотрения кредитных заявок, выдачи кредита и его обслуживания", - рассказывает Сергей Путятинский, директор по развитию бизнеса компании "Неофлекс".
В последние годы банки уделяют много внимания модернизации систем приема платежей, обслуживания клиентов. Речь не о фронт-офисе в целом, а о повышении эффективности работы банкоматов, POS-терминалов. К примеру, один из непременных элементов процесса обслуживания банкоматов – инкассация. "Жесткая конкуренция на рынке инкассаторских услуг обострила вопрос снижения издержек, связанных с высокозатратным процессом объезда инкассируемых точек, - рассказывает Андрей Стреляев, директор по продажам компании "Передовые системы самообслуживания". – В ответ мы разработали типовой аппаратно-программный комплекс, поддерживающий процесс "самоинкассации" юрлиц". Решение создано на основе выполненных ранее проектов, одно из основных его преимуществ – возможность оптимизации использования ресурсов инкассаторской службы. Условия, предложенные потребителями, диктовали различные требования к безопасности, производительности, стоимости решения. В результате появились три типа оборудования и различные предложения по оптимизации расходов на приобретение и эксплуатацию программного обеспечения. А вариант подключения такого класса оборудования к процессингу банковских карт (в качестве некого аналога банкомата с функцией приема денег) не прижился. По-видимому, этот продукт будет дожидаться своего часа, когда производители решений для процессинга банковских карт сделают шаг навстречу производителям другого типа оборудования банковского самообслуживания.
Другой тренд – работа с клиентом в "эконом-формате". Открывать полноценный офис дорого, и многие банки наращивают присутствие с помощью мобильных мини-офисов площадью 9-12 кв. метров. "В прошлом году, анализируя эту потребность рынка, мы подобрали и объединили несколько продуктов в типовое решение для офисов такого формата, в которое вошли как оборудование, так и программное обеспечение различного назначения: от поддерживающего бизнес-процессы до обеспечивающего многоуровневую систему безопасности", - говорит Андрей Стреляев.
Для многих банков вечная головная боль – документооборот. По его объемам финансовые организации приближаются к государственным ведомствам, тем более что общение с этими ведомствами тоже входит в обязанности банков. Непременный участник процесса – главный регулятор банковской деятельности, Центробанк. Для передачи сведений по платежам от клиентов банка и в их пользу, периодической статистической отчетности, инструкций, писем, пояснений ЦБ банки используют специализированное ПО.
"В крупных банках между филиалами кредитной организации и региональными отделениями ЦБ РФ ежедневно пересылаются тысячи файлов, - объясняет Илья Тудер, директор департамента консалтинговых и программных проектов BCC Group. – По требованию одного из таких заказчиков мы создали "Файловый адаптер СВК" на базе открытого интерфейса СВК МГТУ Банка России. Продукт стал типовым решением".
Основные отличия от исходного решения, продиктованные потребностями частной клиентуры: более удобный интерфейс и расширенный функционал, например резервирование процесса обмена файлов (при неожиданном выходе из строя компьютера на стороне банка, процесс подхватывается другой машиной в режиме горячего резерва); удаленное администрирование процесса обмена файлами, включая управление очередью на передачу; построение всевозможных отчетов по переданным и полученным файлам. Параллельно сохраняется проблема оптимизации внутреннего документооборота, поэтому впоследствии на базе этого адаптера компания разработала версию для пересылки файлов уже внутри корпоративных сетей банков, а также хранилище сканированных копий кредитных договоров с подписями клиентов. Продукты пользуются устойчивым спросом, при этом заказчики предъявляют новые требования. И в этом году у адаптера появится новая функция - балансировка нагрузки.
Некоторые участники рынка работают на опережение, а не по итогам проектов. В 2010 году вступило в силу указание ЦБ № 2346-У "О хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учета". Фактически это означает возможность хранить отдельные документы бухгалтерского учета исключительно в электронном виде. Но для того, чтобы воспользоваться такой возможностью, в АБС банка должен быть предусмотрен соответствующий функционал. В 2010 году компания R-Style Softlab доработала свою АБС RS-Bank, и в последней версии 5.5. появился новый модуль – "Электронный архив", который позволяет контролировать и выгружать из АБС документы в электронном виде, разделять ответственность между пользователями системы и т.п. Это работа на опережение, а не по итогам проектов.
Работа с кредитными клиентами – вечное направление для улучшений. Ведь качественный контроль кредитных договоров предусматривает постоянный документооборот с заемщиком – ведь ситуация требует оперативного наблюдения. Как пояснил Дмитрий Черепков, генеральный директор компании "Наяда" (компания производит системы офисных перегородок), любой кредит в любом банке – это масса дополнительной работы по переписке. Поэтому поставщики ИТ-систем могут расширять функционал бесконечно, поскольку желание банков снизить риски и повысить процент возврата никогда не уменьшится. Например, компания R-Style Softlab предлагает программный комплекс RS-Loans, который автоматизирует обработку документов, сопутствующих всему жизненному циклу кредитного договора - от оформления кредитной заявки до выпуска отчетности. Новшеством в последней версии стала настройка индивидуального маршрута движения для каждой кредитной заявки. В ней можно указать участников кредитного комитета и необходимые сведения о заемщике. Также в системе реализован импорт заявок из файлов различного формата, выпуск печатных форм кредитной заявки.
Поскольку типизированные предложения зачастую модернизируются именно за счет отдельных доработок функционала на проектах, некоторые компании, например тот же Neoflex, централизованно отслеживают новые интересные возможности, которые несут потенциал развития продуктовой линейки. "Существует специальная процедура отслеживания всех изменений базового функционала на проектах внедрения – запросы на изменение аккумулируются у бизнес-архитектора продукта, - рассказывает Сергей Путятинский. – Затем бизнес-архитектор принимает решение, может ли данный функционал быть полезен другим клиентам, в том числе, потенциальным, или же это особенности бизнеса конкретного заказчика. В случае если функционал признается полезным, он включается в дистрибутив продукта".
Конечно, в дистрибутив включается максимально обобщенный вариант. Например, заказанная одним из клиентов возможность анализа данных созаемщиков и поручителей при принятии кредитного решения была доработана до функционала по работе с группой связанных лиц (ГСЛ) с возможностью установки кредитных лимитов на всю ГСЛ, который в таком виде вошел в дистрибутив продукта.
Встречаются и кардинальные изменения продуктовых линеек, переход на новую архитектутру. Развивая свое решение Flextera, "Диасофт" выбрал путь сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) как наиболее перспективный. Дело в том, что SOA позволяет банкам значительно сократить операционные затраты на обслуживание решений, поскольку доработка одного модуля не влияет на работоспособность другого. В то время как монолитные решения требуют сквозных переделок. В результате для внесения изменений приходится останавливать системы, потом их тестировать. "Последняя версия нашего продукта полностью удовлетворяет принципам SOA, изменения программного кода одного модуля не влекут необходимость изменений программного кода другого модуля", - заявил CNews основатель компании и член совета директоров компании "Диасофт" Александр Генцис.
Однако капитальные затраты на внедрение SOA в разы превышают расходы на монолитную АБС. "Сегодня мы видим, что нашим клиентам важна не величина инвестиций, а их эффективность", - поясняет позицию "Диасофта" по этому вопросу председатель совета директоров компании Александр Глазков.
Наталья Анищук
Подход к построению ИТ-инфраструктуры обязан быть взвешенным, с точки зрения риска, и оправданным, с точки зрения экономики. Внедренные ИТ-платформы должны работать по принципу предоставления клиентам банка необходимых возможностей за определенную стоимость, высокого качества и к определенному времени. Так считает Сергей Шувалов, руководитель ИТ-блока, вице-президент АКБ "Московский банк реконструкции и развития" (МБРР).
CNews: Как, по-вашему, изменились ИТ-стратегии крупнейших отечественных банков за последний год?
Сергей Шувалов: За последний год в ИТ-стратегии крупнейших отечественных банков произошли значительные изменения в конструктивную сторону. Во-первых, укрепился принцип партнерских отношений с поставщиками ИТ-решений. Во-вторых, все больше и больше ИТ-разработчиков переходят на клиенто-ориентированную модель работы с заказчиком. Они стараются не просто продать свой продукт, но и в процессе внедрения учитывать все дополнительные пожелания клиента с целью совершенствования своего продукта и увеличения его привлекательности. Конкуренция среди банков возросла: их количество с каждым годом уменьшается, рынок становится все плотнее, поэтому необходимо интенсивное, качественное развитие услуг, а ИТ должны этому способствовать, пожалуй, как никогда ранее.