|
|
Обзор подготовлен
Банк «Возрождение» входит в Топ-30 крупнейших российских банков. Клиентская база банка включает 60 тыс. корпоративных и 1,6 млн частных клиентов, использующих разнообразный спектр банковских услуг. Филиальная сеть банка насчитывает 170 офисов и более 760 банкоматов в 21 регионе страны.
На протяжении двадцати лет «Возрождение» удерживает репутацию надежного банка, что подтверждено международными рейтинговыми агентствами Standard&Poor’s и Moody’s Investors Service.
Банк неизменно занимает лидирующие позиции в международных рейтингах: признан банком года в России (2010 г.)1, неоднократно входил в десятку наиболее дорогих банковских брендов среди российских банков2.
Банк «Возрождение» ориентирован на развитие бизнеса по ключевым направлениям, связанным с потребностями корпоративного и розничного секторов российской экономики, и обеспечение долговременного роста акционерной стоимости бизнеса.
Банк уделяет большое внимание развитию инфокоммуникационных технологий, в том числе информационных технологий для совершенствования системы управления организацией. С 2003 года банк эксплуатирует BPM-систему на базе хранилища данных «Контур» (разработка компании Intersoft Lab). С ее помощью выполняется финансовая консолидация данных бухгалтерского учета филиалов банка, ведется управленческий учет, подготовка управленческой отчетности и отчетности по стандартам МСФО.
Для оценки прибыльности продуктов, бизнес-направлений, филиалов и подразделений банком разработана методика перераспределения накладных расходов филиалов и структурных подразделений головного офиса, включающая процедуры многоступенчатого распределения по рабочим местам, основанные на учете ресурсов, связанных с производством и реализацией конкретных банковских продуктов.
Однако по мере роста бизнеса банка и усложнения его структуры, оценка прибыльности бизнес-направлений и банковских продуктов требовала все больших трудозатрат. Обеспечить ее прозрачность при традиционной технологии расчета на основе таблиц MS Excel становилось все сложнее.
По этой причине банком было принято решение о внедрении приложения «Функционально-стоимостной анализ» (разработка компании Intersoft Lab). Решающими факторами при выборе данного решения явились единая технологическая платформа (ХД «Контур») и базовая функциональность приложения, позволяющая реализовать произвольные модели распределения расходов, актуальные для кредитных организаций, в том числе для многофилиальных банков и банковских групп.
Оценка прибыльности объектов учета осуществляется по известной формуле:
Финансовый результат = Балансовый результат + трансфертный доход\расход + разнесенные накладные расходы
При этом первые два слагаемые получают из хранилища данных, накладные расходы, приходящиеся на объект учета, рассчитывают с использованием приложения «Функционально-стоимостной анализ» по утвержденной банком методике.
Для реализации многоуровневой модели распределения расходов были определены:
Перечень кост-центров – элементов финансовой структуры организации, себестоимость которых требуется определить (подразделения, бизнес-направления, продукты).
Перечень кост-драйверов – параметров, определяющих степень поглощения затрат. В приложении предусмотрена возможность использования двух типов кост-драйверов: одиночные кост-драйверы (количественные характеристики кост-центров, используются для прямого распределения расходов с источника на приемник) и множественные кост-драйверы (матрицы распределения, определяющие пропорции распределения с одной группы кост-центров на другую, предназначены для перекрестного распределения расходов).
Для реализации пользовательской модели распределения создаются «цепочки распределения». Отдельные цепочки создаются для распределения расходов со статей аллокаций, всех филиалов Банка, на бизнес-направления и банковские продукты; для распределения расходов со статей аллокаций, всех бизнес-подразделений ГО, на бизнес-направления и банковские продукты, для распределения общих плановых затрат инфраструктурных подразделений ГО и т. п.
Расчет аллокаций проводится по цепочкам распределения путем последовательного выполнения шагов распределения. Окончательный результат переносится в хранилище данных.
Пользователь имеет возможность отслеживать результаты распределения на каждом шаге цепочки распределения, оценивая долю отдельных статей в затратах на продукт.
Из хранилища данных выпускаются следующие отчеты для топ-менеджмента банка, топ-менеджмента филиалов и финансового департамента банка:
финансовый результат по филиалам банка;
сводный финансовый результат банка;
накладные расходы по источникам затрат.
Начальник отдела планирования и анализа Засецкий Г.Е. отмечает: «Ввод в промышленную эксплуатацию приложения «Функционально-стоимостной анализ» позволит существенно повысить оперативность подготовки управленческой отчетности, обогащенной существенными для анализа доходности данными».
Все отчеты строятся в разрезе «план – факт – отклонение».
Внедрение приложения «Финансово-стоимостной анализ» в банке «Возрождение» позволило автоматизировать принятую методику перераспределения накладных расходов филиалов и структурных подразделений. В результате:
минимизированы трудозатраты на оценку эффективности деятельности филиалов банка;
сделан прозрачным расчет окончательных финансовых результатов в разрезе филиалов, бизнес-направлений и банковских продуктов;
финансовый департамент банка и топ-менеджеры получили пакет отчетности для анализа финансовых результатов банка в разрезах отдельных филиалов, подразделений, дополнительных офисов, бизнес-направлений, банковских продуктов;
руководство банка получило инструмент для анализа прибыльности филиалов, бизнес-направлений и банковских продуктов на базе BPM-системы «Контур»;
обеспечена технологическая поддержка системы мотивации персонала. Управленческая отчетность, которая выпускается с помощью BPM-приложения «Функционально-стоимостной анализ» используется в системе мотивации руководителей филиалов, подразделений и бизнес-направлений банка.
1 По версии авторитетного британского журнала The Banker.
2 По версии независимой консалтинговой компании Brand Finance, специализирующейся в оценке брендов и управлении нематериальными активами.