|
|
Обзор подготовлен
Сегодня банки понимают необходимость и ценность консолидированного решения для сбора, обработки и анализа данных на основе корпоративного информационного хранилища. Компания РДТЕХ предлагает комплексное решение, в рамках которого необходимые банку функциональные модули (системы обязательной и управленческой отчётности, финансового планирования и бюджетирования, оценки рисков) создаются на основе единого, корпоративного хранилища данных на базе технологий Oracle и Informatica.
На современном этапе развития бизнеса средние и крупные банки вышли на новый уровень, при котором одним из важнейших конкурентных преимуществ является скорость и качество обработки накопленных данных, а также возможность их разностороннего анализа. С одной стороны, финансовой организации необходимо соответствовать требованиям национального законодательства по обязательной отчётности, с другой стороны, международный характер современного банковского бизнеса все более подвигает российские банки к международным стандартам работы и технологического развития. Вместе с тем, для руководства финансовой организации важна возможность в любой момент времени составить единую информационную картину работы всех подразделений банка, которая позволит корректно отслеживать показатели доходности в различных разрезах: клиент, продукт, канал продаж, центр финансовой ответственности и т.д.
Тенденция решать все эти задачи точечно, на уровне отдельных департаментов и подразделений, при помощи различных систем осталась в прошлом: сегодня банки понимают необходимость и ценность консолидированного решения для сбора, обработки и анализа данных на основе корпоративного информационного хранилища (далее КИХ).
При выборе поставщика единого корпоративного хранилища данных необходимо принимать во внимание, что решения, предлагаемые крупными западными вендорами, помимо очевидных плюсов – использования проверенных лучших практик для финансовой отрасли, упрощения процессов интеграции банка в мировую систему финансовой коммуникации - обладают и существенным недостатком, а именно - не учитывают специфику национального законодательства, которое в России и странах СНГ значительно отличается от западного.
Понимая все эти трудности, компания РДТЕХ использует комплексный подход, в рамках которого необходимые банку функциональные модули (системы обязательной и управленческой отчётности, финансового планирования и бюджетирования, оценки рисков) создаются на основе единого, консолидированного корпоративного хранилища данных. При этом хранилище строится при помощи передовых технологий крупнейших вендоров: Oracle и Informatica, на основе типовой логической модели, разработанной специалистами РДТЕХ под специфику национальных банков России и стран СНГ. Особое внимание при построении хранилища уделяется процессу сбора, очистки, верификации данных. Грамотное построение процесса загрузки информации в хранилище гарантирует использование полных, непротиворечивых, актуальных данных при построении любых видов отчётности (как обязательной, так и управленческой), анализе рисков, планировании и бюджетировании.
Решение «Система корпоративной и обязательной отчетности финансового института на основе единого хранилища данных» РДТЕХ представляет собой не просто хранилище данных, консолидирующее информацию из банковских систем-источников, это комплексное решение, состоящее из набора модулей, каждый из которых обладает определенной функциональностью (см. Рис. 1).
Системные модули:
модуль «Загрузка данных» (ETL): предназначен для извлечения, трансформации, консолидации, проверки и приведения к единому формату информации, находящейся в автоматизированных системах банка;
модуль «Безопасность»: предназначен для управления правами доступа пользователей к КИХ;
модуль «Рабочее хранилище данных (далее РХД)»: содержит типовую банковскую модель , предназначенную для накопления и постоянного хранения сделочной информации, а также данных бухучета, клиентских данных и нормативно-справочной информации (НСИ).
Функциональные модули – «Обязательная отчётность ЦБ» , «Налоговая отчётность» , «Отчётность МСФО» , «Управленческая отчётность» , «Анализ рисков» и др. – являются витринами данных и используют в своей работе очищенные и консолидированные данные из РХД. Функциональные модули, в отличие от системных, предназначены для решения конкретных задач анализа данных и построения отчётности, которые ежедневно возникают у бизнес-подразделений банка.
Концептуальная схема корпоративного хранилища данных РДТЕХ Рис. 1
Системныймодуль «Загрузка данных (ETL)» решает первоочередную задачу – создание единого источника унифицированной, консолидированной информации, объединяющего все разнородные, нередко дублирующиесяили неполные данные, хранящиеся в различных системах-источниках банка. Таким образом, хранилище данных становится единственным источником для заведомо правильной чистой информации, структурированной в единую типовую банковскую модель, позволяющую использовать данные для всестороннего анализа и формирования аналитической, обязательной и специализированной отчётности банка.
Основными функциональными блоками данногомодуля являются:
ETL-средство
Средство получения и преобразования данных из различных систем-источников, единая платформа интеграции данных, которая позволяет получать доступ и проводить интеграцию данных любого формата, из любых источников и доставлять их в хранилище с высокой скоростью. Обычно в качествеETL-средств в решении РДТЕХ используются продукты Informatica PowerCenter или Oracle Data Integrator.
Оперативный склад данных КИХ (Stage-область)
Промежуточная область хранения загруженных данных. В этой области выполняется очистка, верификация данных и приведение их к единому формату хранения в РХД.
Блок верификации данных
Совокупность средств, выполняющих проверку корректности загружаемых данных.
Рабочее хранилище данных (РХД)
Область хранения очищенных и консолидированных данных, загруженных из оперативного склада данных КИХ.
Интерфейсы управления
Интерфейсы управления – набор автоматизированных рабочих мест(АРМ), позволяющих осуществлять управление модулем «Загрузка данных».
Информация из систем-источников банка с помощью промышленного ETL-средства попадает в Stage-область, где происходит консолидация данных, очистка, верификация, приведение к формату типовой банковской логической модели, на базе которой строится рабочее хранилище данных.
Загрузка данных из систем-источников банка в РХД может происходить в следующих режимах:
Инициализирующая загрузка данных. Выполняет первичное наполнение хранилища данными, при этом происходит создание начальной сальдовой точки.
Регламентная загрузка данных. Производится в ночное время, выполняет загрузку изменений данных справочников и данных-фактов за предыдущий операционный день.
Исправительная загрузка (перезагрузка) данных. Даёт возможность перезагрузки данных за определённый период времени в прошлом. Например, перезагрузка справочных данных приводит к частичной замене истории изменений справочника за период, пересекающийся с периодом перезагрузки по тем данным, которые подвергаются перезагрузке.
Порядок обработки данных состоит из пяти последовательных фаз, каждая из которых выполняет соответствующие преобразования данных.
Порядок обработки данных
1. Загрузка данных из системы-источника (PHASE_01).
На данной фазе происходит копирование определенного набора данных из системы-источника банка в Stage-область и его подготовка для дальнейшего преобразования.
2. Формирование глобальных ключей (PHASE_02).
На данной фазе происходит формирование глобальных идентификаторов записей справочников. Для каждой сущности значение глобального ключа однозначно определяет элемент сущности. Алгоритм формирования глобального ключа зависит от нескольких факторов: типа загружаемой сущности, типа первичного ключа в источнике, системы-источника, из которого производится загрузка и т.д.
3. Поиск изменений относительно текущего состояния РХД (PHASE_03).
Определение новых и измененных записей в источнике;
Определение удаленных строк в источнике.
4. Преобразование и подготовка данных для загрузки вРХД (PHASE_04).
На данной фазе происходит формирование строк загружаемой сущности в том виде, в котором они будут храниться в РХД. Для этого на основе исходной постановки задачи по загрузке выполняется привязка атрибутов таблицы системы-источника и атрибутов таблицы РХД (возможно, с использованием необходимых преобразований); определение и простановка условий соединения с зависимыми таблицами РХД; вычисление хеш–значения загружаемых атрибутов.
5. Загрузка данных в РХД (PHASE_05).
Загрузка в РХД структур, содержащие актуальные данные. Вставка новых записей и обновление уже существующих данных в актуальном срезе загружаемой структуры.
Загрузка данных в исторические таблицы. Загрузка данных в таблицу с поддержкой истории изменений по всем значимым (т.е. не служебным) полям загружаемой структуры.
При загрузке можно выделить следующие типы загрузкиданных:
загрузка таблиц-справочников, при которой используются все фазы, описанные выше;
загрузка таблиц-фактов, при которой могут быть пропущены следующие фазы из описанных выше:
PHASE_02;
PHASE_03;
PHASE_05H.
Основными задачами ETL-процесса являются изъятие информации из источников банка, их фильтрация, выявление изменений, очистка, верификация, преобразование в единый формат, загрузка в рабочее хранилище с поддержкой истории, агрегация.
Одним из важнейших этапов, влияющих на работу всех функциональных модулей КИХ, является процесс верификации данных, их проверки. Работа с данными, прошедшими процесс проверки, гарантирует достоверность построения любых видов отчётности.
В корпоративном информационном хранилище РДТЕХ механизм отслеживания качества данных, загружаемых в хранилище, автоматизирован, проверки данных проходят на различных этапах их загрузки и использования (см. рис 3). Модуль верификации данных, являющийся универсальным, реализуется процедурами, зарегистрированными в специальном справочнике правил верификации. Проверка данных может осуществляться как на уровне одной строки, так и на уровне таблицы.Набор правил верификации является гибким, расширяемым и может изменяться в процессе эксплуатации модуля.
Концептуальная модель потока данных с зонами покрытия проверками данных
Проверки данных выполняются автоматически при движении информации по всем потокам, передающим данные от системы-источника до витрины.Потоки данных характеризуются следующими параметрами:
период, за который происходит загрузка;
источник данных – совокупность первичных данных в одном формате с единой кодификацией данных (первичных ключей и связей) и НСИ;
режим загрузки – разновидности загрузки: инициализирующая, регламентная или исправительная.
Проверки выполняются автоматически при движении данных по всем потокам в следующих ключевых местах:
Точка выполнения технических проверок над данными (фаза PHASE_01B_DIRTY процесса загрузки данных). Проверки запускаются после того как осуществлён захват данных из источника и данные размещены в оперативном складе (Stage-область) без трансформации. На данном этапе выполняется первичная верификация загружаемых данных: проверка форматов полей, типов данных, обязательности их заполнения и т.д.
Точка выполнения технических проверок над данными (фаза PHASE_04B_DIRTY процесса загрузки данных). Проверки запускаются после преобразования (трансформации) данных к единому виду РХД. На этот этап поступает только часть данных (новые и изменённые) за период загрузки. Выполняется верификация данных на предмет уникальности записей, ссылочной целостности и соответствия данных формату РХД.
Точка выполнения бизнес-проверок. Проверки выполняются над данными, размещенными в РХД. На данном этапе обрабатываются все данные за период. Основные проверки данного этапа – бухгалтерские и функциональные. Например, проверка остатков и оборотов активных счетов в рублях и валюте, контроль баланса, сверка графика погашения кредитови остатков на ссудных счетах и т.д.
Точка выполнения бизнес-проверок. Проверки выполняются над данными, размещёнными в витрине данных. На этом этапе обрабатываются все расчетные данные за период. Выполняется итоговая верификация данных перед их дальнейшим анализом и построением отчётов. Проверяется соответствие загруженных и рассчитанных данных требованиям функциональных модулей.
Функционал модуля верификации данных позволяет на регулярной основе автоматически проводить проверки качества данных и в оперативном режиме предоставлять результаты проверокв виде отчётов для пользователей, ответственных за исправление ошибок.
На основании большого опыта работы в области построения хранилищ данных для отечественных и зарубежных финансовых организаций, специалисты РДТЕХ разработали типовую банковскую модель данных, описывающую все бизнес-процессы банка в их взаимосвязи. Данная модель лежит в основе РХД и обеспечивает единую основу для подготовки всех видов банковской отчётности, бюджетирования, планирования, расчёта рисков и других бизнес-задач.
Типовая модель данных корпоративного хранилища состоит из следующих компонентов:
Логическая модель. Представляет собой наборы взаимосвязанных сущностей, соответствующихпо уровню детализации понятиям первичного учёта банковской предметной области. Сущности логической модели группируются в такие бизнес-области, как Субъекты, Бухгалтерия, Кредитные сделки, Депозитные сделки, Банковские карты и другие;
Физическая модель. Отображает логическую модель на уровень таблиц (и других объектов) базы данных Oracle;
Глоссарий модели. Описывает в бизнес-терминах определения всех атрибутов/сущностей логической модели.
Одними из главных преимуществ использования типовой модели данных являются учёт специфических требований национальных законодательств в области отчётности, наличие полного описания всех типовых бизнес-процессов банка на русском языке, увеличение скорости внедрения решения за счёт его унификации, возможность масштабирования и развития решения в соответствии с новыми бизнес-задачами.
Кроме того, детально проработанный глоссарий модели позволяет обеспечить единую терминологическую базу для всех участников проекта:бизнес-пользователей, технологов банка, разработчиков системы. В терминах глоссария формируются требования к системе, составляется техническое задание, описывается каждая сущность бизнес-процесса и осуществляется её привязка к соответствующей сущности источника данных, что обеспечивает однозначность интерпретации всех проектных документов.
Описание взаимосвязей между различными сущностями логической модели реализовано при помощи технологии визуализации - продукта OracleDesigner - что позволяет значительно облегчить процесс описания модели, внесения изменений и поддержку их версионности. При помощи данной технологии всегда возможно отследить, как та или иная сущность логической модели связана с физической моделью или системой-источником, т.е. перейти от конкретной сущности логической модели к соответсвующей ей таблице в рабочем хранилище данных или определённому набору данных источника, содержащегопервичную информацию. В репозитории Oracle Designer легко проанализировать источники данных в различных разрезах при помощи отчётов, например, наборы загруженных в КИХ данных и их качество.
Отчёты по логической модели строятся на базе продукта Oracle Business Intelligence Publisher и экспортируются в различные форматы - XML, RTF, PDF, XLS и HTML – что делает типовую модель данных ещё более удобной в использовании.
Типовая банковская модель РДТЕХ успешно используется в реальной практике внедрения хранилищ данных в коммерческих банках России и стран СНГ.
На основании собранной в системах-источниках проверенной информации, трансформированной согласно логической модели, производится наполнение функциональных модулей – витрин данных, которые завершают работу комплексного решения по хранению и анализу данных в банке.
Благодаря тому, что все прикладные модули используют единую модель данных хранилища, вобравшую в себя международный опыт в области банковских хранилищ данных и аналитических систем, приложения наследуют гибкость и масштабируемость, заложенные в модель.
В комплексном решении РДТЕХ реализованы основные функциональные модули, необходимые для эффективной деятельности банка:
Модуль «Обязательная отчётность для ЦБ»
Модуль «Налоговая отчётность»
Модуль «Отчётность МСФО»
Модуль «Управленческая отчётность»
Модуль «Анализ рисков»
Модуль «Финансовое планирование и бюджетирование»
Внедрение прикладных модулей позволяет автоматизировать большинство банковских процессов, увеличить скорость и качество подготовки обязательной и управленческой отчётности, расширить возможности по построению систем бюджетирования и планирования, анализа доходности различных направлений бизнеса.
О компании: Компания РДТЕХ успешно работает на рынке информационных технологий с 1992 года. РДТЕХ предлагает комплекс услуг для финансовых институтов - разработку заказных систем на базе программных продуктов ведущих мировых производителей, лидеров рынка корпоративного обеспечения – Oracle, i2, внедрение бизнес-приложений Oracle, в том числе специализированных решений на платформе отраслевого бизнес-приложения Oracle Financial Services Analytical Applications (OFSAA), консалтинг, продажу лицензий и технической документации, авторизованное обучение и техническую поддержку ПО Oracle.
Анатолий Волков, директор Центра финансовых решений РДТЕХ
Евгений Пустозёров, консультант Центра финансовых решений РДТЕХ