|
|
Обзор подготовлен
Александр Гольцов, генеральный директор компании «АМТ-Груп», убежден, что отечественные банки в ближайшие 2-3 года неизбежно сосредоточатся на различных программах оптимизации, в том числе, исследуя подобные возможности в рамках проектов «отделений будущего».
CNews: Какие события, произошедшие на рынке банковской автоматизации в последнее время, вы могли бы назвать ключевыми?
Александр Гольцов: Внедрение банками различного рода новых комплексных систем, которые позволяют создавать розничные отделения нового поколения, так называемые «Отделения будущего». В числе основных конкурентных преимуществ финансовой организации многие эксперты единодушно называют умение работать с клиентом и выстраивать с ним правильную коммуникацию. Требования клиентов к обслуживанию возрастают – одновременно с этим возникает потребность банков и финансовых организаций в инновационных решениях, способных помочь в организации процесса обслуживания и выводе его на качественно иной уровень.
Стандартные системы банковской автоматизации в большинстве учреждений уже внедрены, сейчас вектор направлен на минимизацию операционных расходов, оптимизацию бизнес-процессов, отход от отделений в том виде, в котором они существуют сегодня. Это внедрение многофункциональных терминалов самообслуживания, систем WorkForce Management, развитие систем дистанционного обслуживания клиентов, предварительной обработки запросов и обращений и т.д.
CNews: «АМТ-Груп» принимала участие в создании Digital Office для «Банка Москвы». Какие-нибудь другие банки уже заинтересовались этой возможностью?
Александр Гольцов: Наше решение «Отделение будущего», на базе которого был создан Digital Office - это объединение множества технологий, и «Банк Москвы» первым внедрил именно комплексное решение. Многие банки заинтересованы в использовании отдельных модулей этого решения, дополняющих уже имеющиеся у них системы. Например, сейчас мы проводим внедрение системы «видео-консультант» в одном из крупнейших российских банков. С помощью такой системы клиент может «вживую» пообщаться с банковским сотрудником, получить исчерпывающую консультацию эксперта. При этом даже не обязательно идти в отделение банка – терминал может быть установлен в любом публичном месте, разработаны также интерфейсы для web. Для банка несомненный плюс в том, что такая система позволяет централизовать дорогостоящий экспертный ресурс, в то же время предоставив к нему доступ любому клиенту, вне зависимости от его местонахождения.
CNews: Какие тенденции можно выделить в отрасли, помимо «отделений будущего»?
Александр Гольцов: В связи с ростом сделок M&A все чаще мы реализуем проекты по консолидации информационных инфраструктур. Объединение информационных систем – всегда очень сложный проект. И сложен он не только технологически. При выработке консолидированного решения сталкиваются мировоззрения двух или даже более ИТ-группировок, но это неотъемлемая часть слияний и поглощений. В таких проектах необходим тщательный аудит, оценка плюсов и минусов каждой используемой ИТ-системы, оценка влияния проводимых изменений на всех уровнях – от топ-менеджмента до рядовых сотрудников.
Расширяется практика аутсорсинга, но я бы не сказал, что в этой области происходит что-то революционное. Рост эволюционный, весьма постепенный.
CNews: Медленная динамика аутсорсинга объясняется местной спецификой?
Александр Гольцов: Нет, в основе лежит экономика, хотя, конечно, есть локальные убеждения по поводу того, что «все должно быть моим». Отношение к аутсорсингу повторяет историю с передачей банковской информации через интернет с использованием инфраструктуры операторов. В свое время банки были против, но переболели, пережили. Стало очевидно, что существующий уровень развития технологий способен обеспечить требуемую защиту передаваемых данных.
Основная проблема - экономическая, финансовые структуры, как никто другой, умеют считать свои затраты. Аутсорсинг должен быть дешевле собственного исполнения, а сейчас он стоит дороже или столько же. Нет выделенных компаний для обеспечения подобных услуг, в результате в качестве аутсорсеров выступают системные интеграторы, которые работают с банком. Это неплохо, просто пока еще не достигнут необходимый объем, позволяющий сделать обслуживание очевидно более эффективным с точки зрения затрат. При этом SLA с банком – это всегда наивысший уровень ответственности и готовности к решению возникающих проблем.
То, что сегодня действительно востребовано – это услуги экспертов, высококвалифицированных специалистов, которые с определенной периодичностью проводят аудиты сетевой инфраструктуры и информационных систем, выявляют узкие места и дают рекомендации по развитию и модернизации.
CNews: Существует ли для банков, строящих ЦОДы, проблема московского энергодефицита?
Александр Гольцов: Проблема энергодефицита, хотя и не критична, но все же актуальна. И не только для строящихся ЦОД, но и для существующих. При эксплуатации дата-центра расходы на энергоснабжение могут достигать 40%. Поэтому популярными становятся внедрения энергосберегающих систем, решений и технологий, которые позволяют существенно повысить энергоэффективность ЦОД и снизить операционные затраты.
CNews: Детализация информации постоянно растет, появились ли у банков новые требования к системам хранения и управления данными?
Александр Гольцов: Деятельность банка неразрывно связана с хранением и обработкой большого объема информации, причем требования к обеспечению уровня безопасности и надежности изначально высоки. Работоспособность сервисов банка в режиме онлайн является основным требованием бизнеса, и даже минимальные простои тут могут привести к плачевным последствиям. Дополнительные требования привносит также работа с персональными данными, чью сохранность банк обязан обеспечить в соответствии с государственными требованиями.
Обязательства по длительному архивному хранению одной информации и требования к высокой доступности другой ставят задачи использования различных технологических решений. Например, выделения места по требованию и дедупликации для повышения эффективности хранения данных и снижения стоимости хранения или использование носителей Solid-State Disks (SSD) для обеспечения высоких показателей производительности. Также практикуется подход выделения сегментов для Business Intelligence и Corporate DataWarehouse. Важной задачей является консолидация разрозненных однотипных данных и виртуализация систем хранения для реализации концепции иерархического хранения и эффективного управления жизненным циклом данных, а также, как важный шаг на пути создания частного облака, обеспечивающий автоматизацию, масштабируемость и эластичности механизма хранения и обработки данных.
Крупным банкам, чьи ЦОДы быстро растут, интересны системы оптимизации и учета, инвентаризации информационных систем, серверного хозяйства. Готовых систем «под ключ» для инвентаризации мультивендорной ИТ-инфраструктуры пока нет. Решения разных производителей оборудования и ПО между собой не очень хорошо интегрируются, тем не менее задача эта решаема. В этой области спрос значительно обгоняет предложение.
CNews: А если говорить о виртуализации? Проявляют ли банки интерес к данной технологии?
Александр Гольцов: От появления до массового распространения новых технологий практически всегда проходит достаточно большое количество времени. Причин этому много – недостаток информированности потенциальных потребителей, перестройка бизнес-процессов, масштабы изменений и так далее.
Виртуализация – очень емкое понятие, его можно рассматривать как глобальный подход к организации инфраструктуры. Можно выделить виртуализацию серверов, настольных систем, коммутации, сетей передачи данных и сетей хранения данных, виртуализацию представлений и приложений. Огромный интерес у заказчиков вызывает виртуализация рабочих мест, позволяющая эффективно и централизованно управлять своей инфраструктурой рабочих мест и экономить на операционных расходах. Все эти составляющие развивались параллельно и независимо, и сейчас достигли высокого уровня зрелости.
Очень важный аспект – обеспечение необходимого уровня безопасности при хранении, обработке и передаче данных, в особенности это касается таких технологий как виртуализация, облачные вычисления. К примеру, в США на государственном уровне в этом году принята «Федеральная стратегия использования облачных вычислений», в которой подробно рассмотрены все аспекты применения новой технологии, особенное внимание уделено вопросам безопасности.
CNews: Мы можем подробнее остановиться на теме безопасности? Как Вы справедливо заметили, требования законодательства с каждым годом ужесточаются. Какие вопросы ИБ наиболее актуальны сегодня для финансовых структур?
Александр Гольцов: Помимо защиты персональных данных, про которую уже много сказано и сделано - хотя еще далеко не все, финансовые структуры все больше волнует качество кредитных портфелей, сокращение внутренних издержек и как следствие - борьба с различного рода фродом. На отечественном финансовом рынке пока делаются первые шаги по внедрению антифродовых систем. Я сейчас говорю про комплексные промышленные системы от мировых производителей. С несколькими банками мы сейчас обсуждаем эти проекты и, возможно, скоро у нас появятся пионеры в этой области.
Также активно развивается направление работ по обеспечению непрерывности бизнеса в соответствии со стандартом BS25999 и СТО БР. Важной тенденцией, которую хотелось бы отметить, становится новый бизнес-подход к обеспечению безопасности и катастрофоустойчивости. Если раньше каждое подразделение - ИТ, телеком, СБ и т.д. работало независимо, решая только свои задачи, то сегодня происходит их объединение, возникает потребность в совместных решениях, которые затрагивают интересы разных бизнес-подразделений, в качественной оценке технологических и информационных рисков всей кредитной организации.
CNews: Если уж заглядывать в будущее, то компьютер только что купюры принять не может. В принципе все сервисы, о которых вы рассказываете, можно реализовать и без умного офиса. Может, «отделения будущего», по большому счету, вообще не нужны?
Александр Гольцов: Вероятно, когда-нибудь так и будет. Но процесс будет поступательным. В обозримом будущем офисы все равно останутся, но их работа будет постоянно оптимизироваться. Уменьшится количество операций, требующих непосредственной явки – будут активно развиваться новые, дистанционные каналы взаимодействия с клиентом. Обладая полной информацией о том, кто, когда и зачем посещает банк, станет возможным оптимально спланировать расписание сотрудников и оптимизировать их количество. Для этого внедряются системы WorkForce Management.
В связи с естественным желанием сократить операционные расходы банки будут оптимизировать абсолютно все, например процесс инкассации. В России такие решения только начинают внедряться, это разовые проекты, большинство банков только задумываются об этом. Зачем оптимизировать кэш, если у тебя всего 3 банкомата и все они стоят на первом этаже? Решать эту проблему будут только те банки, у которых тысячи банкоматов и нужно распределять миллионы рублей наличности. Наверное, более правильно говорить даже о «Банке будущего», поскольку предлагаемый нами комплекс решений и технологий затрагивает не только работу фронт-офиса.
CNews: Вы говорите о революционных решениях, которые востребованы, когда уже сделаны высокотехнологичные фронт- и бэк-офис. Но у большинства интеграторов, работающих с банками, чуть ли не половина проектов этого года – смена устаревших АБС. Противоречие означает сильное расслоение рынка?
Александр Гольцов: К сожалению, да. Отечественный банковский рынок очень сильно сегментирован, есть передовики производства: западные банки, которые привносят сюда технологии материнских компаний, и несколько наших сильно «продвинутых» банков. Средней прослойки нет, есть разрыв и потом – непаханое поле. Модернизация ABS актуальна, потому что многие банки начинали с самописных систем, созданных много лет назад. Некоторые крупные банки, кстати говоря, и сегодня остаются приверженцами собственных разработок. Кроме того, развитие банковской отрасли шло очень быстро, стремительная региональная экспансия привела к появлению инфраструктурного «лоскутного одеяла». И сегодня происходит массовая оптимизация ИТ-инфраструктур, которая позволяет, в том числе, существенно сократить затраты банков как на ее поддержку, так и на поддержку бизнес-процессов в целом. Сегодня основные усилия лидеров направлены на то, чтобы минимизировать временные затраты клиента, то есть максимально использовать технологии дистанционного взаимодействия. Второй фронт – оптимизация собственных, в том числе людских, ресурсов, а это как раз и «офисы будущего» с различными инновационными технологиями, и различные бэк-офисные системы, решающие эту задачу.
CNews: Какие крупные проекты вы ведете сейчас в банковском секторе?
Александр Гольцов: Среди наших клиентов – такие крупные финансовые структуры, как уже упоминавшийся «Банк Москвы», ВТБ24, «Номос-банк», «Райффайзенбанк», «Росбанк», «Русский стандарт», «Хоум Кредит» и многие другие. В одном из банков мы ведем большой проект по модернизации контакт-центра. Задача стоит очень серьезная, планируется внедрить интересные технологии для повышения качества обслуживания клиентов банка и оптимизации работы самого центра. Завершается крупный проект по модернизации сетевой инфраструктуры другого федерального банка.
CNews: Каковы дальнейшие пути технологического развития в банковском секторе?
Александр Гольцов: Будущее за технологиями и решениями, из которых складывается «офис будущего». Банки неизбежно пойдут по этому пути.
CNews: Спасибо.