|
|
Обзор подготовлен
Андрей Висящев, председатель правления ГК ЦФТ, уверен, что на рынке банковской информатизации займет лидирующие позиции тот, кто принесет новые ценности для клиентов. Например, предложит новый уровень эффективности. Поэтому в рамках группы создается каталогизированная модель продаж, которая предусматривает жесткие временные рамки для внедрения и модернизации каждого бизнес-приложения.
CNews: Многие игроки оценивают динамику рынка банковской автоматизации в 2011 году как очень спокойную. Разделяете ли вы это мнение?
Андрей Висящев: Отчасти можно согласиться с таким определением, поскольку сегодня многими банками реализуется стратегия методичного освоения рынка за счет охвата все большего числа потенциальных клиентов, а так же формирования более «глубоких» предложений для существующих клиентов.
Тем не менее в нынешнем году мы видим отчетливый рост ИТ-бюджетов в большинстве крупных и средних банков. Я бы оценил рост в 20-25%, при этом в целом по рынку можно говорить о 15% по итогам 2011 года.
CNews: Какие тенденции вы отмечаете в банковской отрасли в последние годы? Что принципиально меняется в подходах к информатизации?
Андрей Висящев: Рост практического интереса к услугам аутсорсинга. Уверен в перспективах этого направления, поскольку для относительно небольших кредитных учреждений аутсорсинг дает возможность реального снижения эксплуатационных расходов и перехода на стандартизованные бизнес-процессы.
Определяющее значение для разработчиков, при развороте рынка в сторону облачных решений, имеет техническая и технологическая готовность. Необходимо создание собственных дата-центров, организация необходимых энергоресурсов, вычислительных мощностей, отладка процессов организации доступа клиентов к системам, регламентация действий в различных ситуациях и так далее. В будущем разработчики должны быть готовы предоставлять банкам на условиях аутсорсинга не только услуги и сервисы, но и аппаратное обеспечение. То есть все информационные системы банка могут работать на внешней площадке, с гарантией надежности и безотказности их работы, защиты и сохранности данных.
У ЦФТ уже накоплена большая экспертиза в области предоставления услуг на основе облачных технологий. В частности, система денежных переводов "Золотая Корона" используется многими компаниями именно в режиме аутсорсинга. Система дистанционного банковского обслуживания Faktura.ru и вовсе, с самого начала своего развития, является для банков не иначе как "облачным" сервисом. А между прочим, она на рынке уже 11 лет. Федеральная система "Город", процессинговый центр "КартСтандарт" – все это аутсорсинговые предложения. Кроме того, уже несколько лет мы предоставляем услугу аутсорсинга банковских систем.
CNews: В отечественном банковском секторе регулярно совершаются сделки M&A. Насколько готовы в этой связи ИТ-поставщики переориентировать свои продуктовые линейки, подготовить штат сотрудников в связи с потенциальным усилением спроса на процессы централизации и интеграции КИС?
Андрей Висящев: Вы правы. В последние годы процессы слияний и поглощений в банковском сегменте усилились. Это является следствием действий регулятора по повышению норматива минимального размера собственных средств (капитала) банка. В частности, в рамках стратегии развития банковского сектора РФ до 2015 года – с текущих 90 млн рублей до 180 млн рублей с 1 января 2012 года.
В таких условиях крупнейшие банки продолжают наращивать активы как за счет органических рыночных инструментов, так и путем поглощения активов мелких игроков рынка. Следовательно, им требуются решения, способные сразу охватить всю структуру, все дочерние банки и холдинги. И главное, решения должны содержать эффективные механизмы управления структурой. Ключевой критерий – эффективность управления системой в целом, а не ее отдельными частями. Этим игрокам необходима программная платформа, позволяющая обеспечивать бесперебойную централизованную работу сотен тысяч пользователей и постоянное обслуживание сотен миллионов клиентов в режиме реального времени. И если потребуется – наращивать эту емкость в десятки и сотни раз. Платформа 2MCA, активно продвигаемая ЦФТ, как раз решает эти задачи. Функционал, необходимый для покрытия всех бизнес-процессов каждого банка, надстраивается на нее в виде приложений.
CNews: Какие из своих последних проектов в банковском секторе вы могли бы выделить особо?
Андрей Висящев: Можно выделить проект, как раз связанный с предыдущим вопросом о консолидации. В 2010-2011 годах мы переводили на "ЦФТ-Банк" все филиалы банка "Открытие" после его объединения с банком "Петровский" (Санкт-Петербург), благодаря чему банк вошел в число крупнейших федеральных игроков. Работы начались во второй половине 2010 года, и в феврале 2011 года система стартовала в первых двух филиалах в городах Йошкар-Ола и Челябинск. Любопытно, что тиражирование системы на московскую штаб-квартиру и остальные 13 филиалов выполнили собственные ИТ-специалисты банка в течение двух месяцев. По итогам реализации проекта банк получил возможность работы всех своих филиалов на единой базе данных в режиме онлайн. На практике это означает, что банк сможет обеспечить сквозную систему обслуживания, когда клиент, обращаясь в любой офис банка, имеет возможность получить одинаковый набор услуг.
Другой знаковый для нас проект был завершен в сентябре 2011 года. Руководством "Агентства по ипотечному жилищному кредитованию" в рамках проекта по стандартизации и унификации основных бизнес-процессов в августе 2010 года было принято решение о создании Единого расчетного центра (ЕРЦ). Спустя год специфическая деятельность разветвленной структуры АИЖК с участием региональных операторов, сервисных агентов, банков – первичных кредиторов, страховых и оценочных компаний, запущена в промышленную эксплуатацию на базе программной платформы ЦФТ. В новой информационной системе ЕРЦ АИЖК осуществляется автоматизированный прием платежей, поступающих от партнеров, их централизованный разбор, проверка, обработка и так далее, по стандартам ЦБ РФ. Специфика проекта в том, что бизнес-процессы АИЖК уникальны для российского рынка. Разработанный функционал полностью интегрирован с модулем "Кредитование" системы "ЦФТ-Банк" и в ближайшее время эта практика станет доступна другим банкам, в виде более десятка новых приложений каталога ЦФТ.
CNews: Каковы ваши планы дальнейшего развития? В частности, какие варианты экспансии вы рассматриваете на ближайший период?
Андрей Висящев: Если говорить о рынках стран СНГ, то в части софтверных решений мы присутствуем там уже давно и весьма успешно. Программные решения ЦФТ используются местными игроками финансового рынка очень активно. Наши продукты имеют высокий уровень доверия. Во многом ситуация на рынках стран СНГ повторяет то, что происходит в России: процедуры выбора решений, методики и этапы внедрения софтверных продуктов практически идентичны. Разумеется, есть различия в масштабах бизнеса при внедрении той или иной системы. Речь идет о разном количестве рабочих мест, разном количестве необходимых документов. Но с точки зрения внедряемого функционала небольшие отличия могут возникать только в случае расхождения законодательных норм каждого конкретного государства.
В стратегических планах компании выход на рынки дальнего зарубежья, но на сегодня более чем достаточно работы на постсоветском пространстве. У нас есть соглашения с крупными российскими банками и кредитными организациями в СНГ и Турции, где говорится о том, что наши решения будут использоваться их зарубежными дочками.
CNews: Предполагаются ли в ближайшем будущем, в связи с укрупнением банковского сектора, консолидация разработчиков банковского софта?
Андрей Висящев: Консолидация уже началась. Она может происходить в разных форматах – слияния, альянсы и тому подобное. Один из таких альянсов, например, мы создали не так давно с компанией CSBI Group. В августе мы подписали соглашение о стратегическом партнерстве в секторе банковского программного обеспечения, с целью внедрения в банках, использующих ИБС "Банкир/ПРО" (разработчик CSBI Group), банковской системы нового поколения "ЦФТ-Банк". Сотрудничество с компанией CSBI позволит нам расширить круг кредитных организаций, использующих "ЦФТ-Банк". В свою очередь, нашему партнеру такой тандем обеспечит возможность предоставить существующим клиентам CSBI полный арсенал возможностей новейших разработок ЦФТ для построения современной ИТ-инфраструктуры, соответствующей самым смелым стратегическим планам. Первым проектом, реализованным в рамках стратегического партнерства, станет внедрение "ЦФТ-Банк" в "Банке "Санкт-Петербург".
CNews: Помимо географического расширения деятельности, какие планы ставит перед собой группа ЦФТ? Чего вы ждете от рынка?
Андрей Висящев: Тенденции, связанные с консолидацией финансового рынка, продолжат свое развитие. Банки будут укрупняться. В этой связи основная наша задача – укрепить позиции в ключевом сегменте присутствия. Предлагаемый ЦФТ каталог приложений, решающих различные бизнес-задачи банка, позволяет перевести отношения с заказчиками на новый уровень эффективности. Мы стремимся к тому, чтобы потребности клиента закрывались максимально оперативно. Применительно к срокам это означает, что за две недели с момента поступления заказа мы должны внедрить в банке новое приложение. Причем неважно, выбрал заказчик готовое приложение из каталога или захотел модернизированное решение на базе этого приложения, мы должны укладываться в двухнедельный срок. Большое внимание будет уделяться и качеству сервиса – тому, насколько оперативно мы исправляем возможные ошибки и предупреждаем их появление. Для этого тоже существуют жесткие временные рамки.
Наша работа в процессинговом и софтверном направлении дает возможность понимать текущие потребности разноплановых клиентских групп, создавать различные бизнес-схемы и способы взаимодействия с партнерами. Поэтому мы можем легко сочетать возможности софтверных продуктов с процессинговыми и биллинговыми системами и создавать совершенно новые предложения для рынка. По каким-то направлениям мы уже начинаем двигаться, для каких-то только изучаем возможности. Но в любом случае двигаться нужно очень быстро. Только технологиями сейчас конкурировать невозможно, они легко копируются. Предлагаемые решения должны нести новые ценности для клиентов.
CNews: Спасибо.