|
|
Обзор подготовлен
Андрей Клоков и Владимир Гнедов, руководители проектов компании Directum, а также Сергей Бушмелев, ИТ-аналитик Directum, рассказывают об основных задачах информатизации электронного документооборота в российских банках и роли операционного дня в этом процессе ,
CNews: Какие функциональные компоненты СЭД востребованы сегодня в банковской сфере? Чем отличаются проекты внедрения СЭД в банках по сравнению с другими отраслями?
Андрей Клоков: Внедрение СЭД в кредитных организациях имеет много общего с проектами внедрения в других отраслях экономики. Особое внимание банки уделяют автоматизации канцелярии, работе с договорами, а также более специфичным задачам, таким, как "Клиентское досье" или "Документы дня" банка.
Владимир Гнедов
Владимир Гнедов: Отдельно стоит задача организации специализированного рабочего места для руководителя – президента или вице-президента. Здесь основными критериями выбора является мобильность, а также минимум дополнительного функционала – только самое необходимое. Поскольку время топ-менеджмента в банке стоит очень дорого, основной задачей при внедрении является повышение эффективности операций именно руководителя, а также, что немаловажно, удобство работы.
CNews: Какие специфические требования предъявляют банки и другие финансово-кредитные учреждения к СЭД?
Андрей Клоков: В первую очередь, в банках существуют задачи, к которым предъявляются повышенные требования, например к производительности, масштабируемости, отказоустойчивости, безопасности. Не хватает готовых бизнес-решений, предложений от российских вендоров пока недостаточно. Но влияние западных компаний на российский рынок минимально. Дело в том, что российское законодательство, надзорный орган в лице ЦБ диктуют специфичные требования к деятельности банков, поэтому тяжело использовать зарубежный опыт.
Владимир Гнедов: Хочу добавить, что у документооборота, связанного с операционной деятельностью банков, тоже есть специфика. Финансовые документы клиентов, их заявки, договора и прочее должны обрабатываться в строго отведенный отрезок времени, называемый операционным временем.
CNews: Необходим ли России отраслевой стандарт для электронного документооборота в финансовом секторе?
Андрей Клоков: Да, но, по нашим наблюдениям, отрасль до него еще не созрела.
CNews: Насколько распространены в российских банках электронные архивы?
Сергей Бушмелев
Сергей Бушмелев: Электронные архивы в банках можно поделить на два класса. Первый предназначен для хранения документов, связанных с общей хозяйственной деятельностью банка. В этой сфере у банков никакой отраслевой специфики нет – все задачи идентичны. Такие архивы используются банками повсеместно, даже более того, финансовые организации здесь впереди многих отраслей, поскольку раньше принялись за решение данных задач.
Второй класс – оперативный архив, предназначенный для документов дня, кредитной информации и прочих оперативных документов. Вот в этой области сейчас идет бурное развитие, в том числе благодаря тому, что в банковской сфере постоянно идут процессы укрупнения/поглощения. Развитие структуры банка и рост филиальной сети закономерно влечет за собой внедрение решений, позволяющих оптимизировать доставку, хранение и обработку документов из головной организации.
CNews: Какая банковская информация чаще всего передается в электронные архивы?
Сергей Бушмелев: Чаще всего в архивах хранят информацию по клиентам (как физическим лицам, таки юридическим), их договорам, сканированные копии документов. Например, сканы бумаг, подтверждающих права собственности на недвижимость или транспортное средство, технические документы (паспорта БТИ), заявления различного рода, анкеты клиентов и другие документы операционного дня.
CNews: Как изменяются предпочтения заказчиков из финансового сектора в выборе электронных архивов? Какова средняя стоимость проектов внедрения?
Сергей Бушмелев: Средней стоимости проекта не существует, как и средней температуры по больнице. Очень сложно оценить ИТ-инвестиции, поскольку это очень динамичная вещь. Банки, внедрив какое-то определенное решение, вследствие своего развития всегда сталкиваются с новыми задачами и потребностями, более тонкими и сложными. Поэтому в банковской сфере в последнее время особенно высок интерес к серьезным промышленным решениям. Самодельные, местечковые и одноразовые решения уже не рассматриваются.
CNews: Как зарубежные компании выбирают решения для автоматизации документооборота в российских филиалах?
Сергей Бушмелев: Можно выделить две модели руководства. Первые дают филиалам относительную свободу в области модернизации, предпочитая интегрировать информационные системы филиалов в свою "метрополию". А вторые с разной степенью успешности пытаются тиражировать западные решения. Есть как хорошие, так и плохие примеры реализации обеих моделей.
CNews: Спасибо.