|
|
Обзор подготовлен
Подход к построению ИТ-инфраструктуры обязан быть взвешенным, с точки зрения риска, и оправданным, с точки зрения экономики. Внедренные ИТ-платформы должны работать по принципу предоставления клиентам банка необходимых возможностей за определенную стоимость, высокого качества и к определенному времени. Так считает Сергей Шувалов, руководитель ИТ-блока, вице-президент АКБ "Московский банк реконструкции и развития" (МБРР).
CNews: Как, по-вашему, изменились ИТ-стратегии крупнейших отечественных банков за последний год?
Сергей Шувалов: За последний год в ИТ-стратегии крупнейших отечественных банков произошли значительные изменения в конструктивную сторону. Во-первых, укрепился принцип партнерских отношений с поставщиками ИТ-решений. Во-вторых, все больше и больше ИТ-разработчиков переходят на клиенто-ориентированную модель работы с заказчиком. Они стараются не просто продать свой продукт, но и в процессе внедрения учитывать все дополнительные пожелания клиента с целью совершенствования своего продукта и увеличения его привлекательности.
Конкуренция среди банков возросла: их количество с каждым годом уменьшается, рынок становится все плотнее, поэтому необходимо интенсивное, качественное развитие услуг, а ИТ должны этому способствовать, пожалуй, как никогда ранее.
CNews: ИТ-команда МБРР не так давно завершила первый этап проекта по внедрению в технологическую инфраструктуру централизованной банковской системы "ЦФТ-Банк". Какие цели и задачи ставил перед собой банк, принимая решение о такой масштабной модернизации?
Сергей Шувалов: Одна из главных задач– внедрить в технологическую инфраструктуру банка современные технологии, которые бы не тормозили, а способствовали дальнейшему инновационному развитию банковского бизнеса. Мы нацелены на создание эффективной ИТ-инфраструктуры с запасом по функциональным возможностям и по масштабированию. С точки зрения ИТ-архитектуры, эффективность означает предоставление бизнесу необходимых продуктов и возможностей в разумные сроки, с разумным качеством и за разумные деньги. Ведь все затраты должны быть оправданными и окупаемыми.
CNews: Чем продиктован выбор продукта компании ЦФТ?
Сергей Шувалов: Выбор информационного банковского комплекса "ЦФТ-Банк" был сделан после серьезной предварительной проработки различных вариантов. Проводился расширенный анализ рынка по цене, срокам, по использованию аналогичных систем другими банками, доле занимаемой на рынке АБС, количеству инсталляций, возможности масштабирования, минимизации рисков внедрения. По моему мнению, если система эксплуатируется в 18 банках, которые входят в TOP-50 банковской системы России, то можно быть уверенным, что многие ошибки учтены и устранены. С другой стороны, если АБС используется большим числом средних и крупных банков, то данная система комплексно решает необходимые задачи и удовлетворяет большинству требований ЦБ РФ.
Еще один критерий, который мы брали во внимание, – скорость реагирования разработчика на внесение изменений в систему. С нашей стороны были очень жесткие требования к программному решению по мобильности, оперативности выполнения новых требований ЦБ. При выборе компании предпочтения отдавались отечественным поставщикам. Очень важен менталитет, знание русского языка и способность работать в российских условиях. Часто может возникнуть необходимость внесения изменений, дополнений в разработанную программу. В этом случае наши компании справятся с данной задачей более оперативно, чем их зарубежные коллеги.
CNews: Каково соотношение сил в команде внедрения между разработчиком и внутренними специалистами банка? Чем обосновано именно такое соотношение?
Сергей Шувалов: Соотношение сил в команде примерно 1:2, то есть один исполнитель заказа и два сотрудника банка. Такое формирование команды позволяет оперативно принимать решения и своевременно решать возникающие трудности в ходе проекта. Обязательное условие– команда должна работать в банке и на результат. А результат – это не различные документы (акты, ТЗ, GAP), а внедрение в конкретные сроки, в конкретных филиалах ис конкретной функциональностью.
CNews: Как изменились за последнее время требования банков к функциональности АБС? Какие возможности АБС имеют большую значимость для Вашего банка?
Сергей Шувалов: Хочется, чтобы в ближайшей перспективе все российские банковские системы переняли лучшие возможности зарубежных систем и получили самое широкое распространение в России. Для Московского банка реконструкции и развития, как и для многих российских банков, крайне актуальны следующие требования к сопровождению АБС: устойчивость работы и возможность инвентаризации изменений; возможность автоматизированного тестирования патчей и версий; архитектура и реализация АБС должна соответствовать требованиям эксплуатации в режиме 24х7; "накат" новых версий должен минимально влиять на работу системы; параметризация и настройка системы в первую очередь осуществляется технологами, а уж потом программистами банка, а уж разработчиками АБС –только в самых сложных случаях.
CNews: Какие ИТ-задачи сегодня банкам есть смысл передавать на аутсорсинг, в контексте популяризации облачных вычислений?
Сергей Шувалов: Предлагаю эту тему обсудить по порядку. С точки зрения аутсорсинга, наш банк достаточно активно использует аутсорсинг каналов связи и аутсорсинг, предоставляемый разработчиками ПО. Мы рассматриваем варианты аутсорсинга, начиная от отдельных компонент ИТ-системы до аутсонсинга ЦОДа. Такой подход должен быть взвешенным с точки зрения риска и оправданным с точки зрения экономики. При рассмотрении этого вопроса необходима проработка всех деталей.
Что касается облачных вычислений, то это очень хороший маркетинговый ход. Фактически МБРР, как и многие другие игроки, уже сейчас используют немалую часть принципов облачных вычислений. Этому есть много примеров: фермы виртуальных серверов и большие риск-серверы, состоящие из разделов и систем хранения данных.Конечные пользователи не знают: кто из них, как, на каком сервере работает, сколько занимает памяти и процессоров, какую часть СХД использует в своих бизнес-процессах. Да им это и не следует знать. Так что мы активно применяем концепцию внутреннего (частного) облака. ИТ-системы банка представлены перед конечным пользователем неким облаком ресурсов – вычислительных и информационных.
Хочу отметить, что пока мы не готовы использовать облачные ресурсы, поставляемые внешними провайдерами, так как это связано с дополнительными рисками с точки зрения безопасности и защиты персональных данных. Кроме того надо понимать, что подключение к ним относительно бесплатное, а вот если банк прерывает заключенный контракт, то разрыв может обойтись достаточно дорого. Тем более, пока мы не готовы размещать какие-либо свои мощности на ресурсах за рубежом. Но время не стоит на месте и рано или поздно внешние облака будут востребованы и у нас.
CNews: Какие новые возможности, реализованные с помощью ИТ, МБРР намерен предложить клиентам в ближайшее время? Будет ли скорректирована ИТ-стратегия банка в связи с активным развитием ритейлового направления?
Сергей Шувалов: Сейчас МБРР реализует с помощью ИТ около двух десятков новых проектов, и первую скрипку здесь играет розничный блок. Запущен новый продукт дистанционного банковского обслуживания "Мобильный банкинг", мы начали выпускать для МТС кредитную карту "МТС Деньги".Все проекты направлены на удовлетворение потребностей наших клиентов в новых банковских продуктах и технологиях. Для нас важно, чтобы клиент с наибольшей скоростью, с наименьшими рисками и большей выгодой мог работать с нами. Это выгодно не только им, но и банку, так как увеличивается наша клиентская база и прибыль. Для нас очень важно, чтобы с помощью новых банковских технологий наши клиенты могли круглосуточно реализовывать свои потребности в дистанционном банковском обслуживании. Все должно быть построено с возможностью масштабирования и без риска потерь инвестиций в проекты.
CNews: Спасибо.