|
|
Обзор подготовлен
Руководитель направления развития бизнес-решений для финансового сектора Microsoft Андрей Трифонов считает, что в ближайшие год-два большинство банков организуют доступ к сервисам с телефонов, смартфонов планшетов. Произойдет активная интеграция банковских сервисов с социальными сетями и интернет-сообществами.
CNews: Каковы сегодня характерные черты автоматизации российского банковского сектора, по вашим наблюдениям?
Андрей Трифонов: Возросли ожидания бизнес-заказчиков в части отдачи ИТ-инвестиций. Усилилась дисциплина как планирования, так и реализации проектов. Скорость изменений ИТ-систем под меняющийся бизнес всегда была острой темой. Однако сейчас набрало обороты новое поколение платформенных и интеграционных продуктов, позволяющих перестроить архитектуру банковских систем для большей гибкости функционала со значительно меньшими рисками и поэтапно. Наблюдается тенденция как ре-дизайна существующих, так и замены компонент ИТ-систем в части управления рисками, финансовой отчетности, управления взаимоотношениями с клиентами и продажами, мультиканального банкинга с использованием электронных каналов.
Новую "начинку" получают традиционные банковские отделения. По-прежнему актуальны инициативы и решения для повышения продуктивности работы и снижения операционных затрат. Несмотря на историческую консервативность, банки всерьез рассматривают применение технологических инноваций как для решения основных бизнес-задач, так и для привлечения и удержания клиентов за счет инновационной репутации и следуя спросу и цифровым привычкам нового поколения.
CNews: Насколько развитие российского банковского сектора идет в соответствии с глобальными трендами, на ваш взгляд?
Андрей Трифонов: В рамках международных трендов, но с запаздыванием на несколько лет в части ожиданий клиентов. Это обусловлено уровнем доходов, проникновения банковских услуг и общей финансовой грамотностью.
CNews: Всеобщее внимание рынка привлекают сегодня "отделения будущего". По вашему мнению, какими недостатками обладают существующие технологии этого направления? Как они будут развиваться в ближайшее время?
Андрей Трифонов: Отделения будущего воспринимаются банками как полигон для тестирования восприятия клиентами новых способов обслуживания и предоставления информации. Проблема зачастую в том, что выставленные в отделении будущего инновации изначально не тиражируемы из-за высокой цены. Или непрозрачен механизм получения дополнительной прибыли, даже если клиентам эксперимент понравился.
В части банковских инноваций, мне кажется, восторжествует здравый смысл. Исследовательские работы будут подчинены основным целям развития организации, с очевидной оговоркой, что они имеют более долгий цикл монетизации и определенный, принимаемый акционерами уровень риска, что эксперимент не пойдет в тираж. Для крупнейших мировых банков стало нормой ежегодно выделять определенный бюджет на создание прототипов новых решений и пилотирование их в реальной деятельности организации.
CNews: Как ваши клиенты из банковского сектора относятся к облачным технологиям, которые обещают значительную экономию затрат?
Андрей Трифонов: Корпорация Microsoft уверена в том, что будущее технологий лежит в сфере облачных вычислений. Благодаря им предприятия получат возможности для разумного инвестирования и стабильной производительности, роста и окупаемости капиталовложений.
Мы считаем, что процесс перехода заказчиков в облако должен быть эволюционным, а не революционным. У заказчика всегда есть выбор: устанавливать серверы и программное обеспечение у себя, пользоваться ИТ, как услугой из облака, или выбрать гибридную модель. И чтобы сделать оптимальный выбор, компания должна тщательно проанализировать свои потребности в ИТ и свои требования к ИТ.
Мы видим, что интерес к облачным технологиям продолжает расти и вышел, по нашему мнению, на новую фазу – проработку конкретных тестовых сценариев и решений использования этих технологий. В банковской сфере, очевидно, серьезным моментом является конфиденциальность и защита персональных данных. Однако от неприятия любых сценариев использования облачных сервисов дискуссии перешли в более практическое русло. Постепенно выявляются бизнес-процессы и области деятельности организаций, где выгода от внедрения будет ощутимой и не нанесет вреда сохранности данных. Среди наших заказчиков есть финансовые организации, которые уже используют облачные сервисы несколько лет и продолжают расширять их долю на своей технологической карте.
Облака открывают огромные новые возможности для организации деятельности предприятий, нужно не бояться пробовать. А мы со своей стороны готовы помогать нашим клиентам в поиске наиболее плодотворных сценариев.
CNews: На какие корпоративные решения от Microsoft вырос спрос со стороны российского банковского сектора в этом году по сравнению с прошлым годом?
Андрей Трифонов: Во-первых, это Dynamics CRM, платформа Microsoft для построения контура продаж и обслуживания клиентов. Мы приобрели как новых заказчиков, мигрировавших с других технологических платформ, так и помогли существующим клиентам расширить сферу применения платформы для смежных задач, процессов и продуктовых линеек. Платформа доступна в вариантах on-premise, онлайн.
Вторым флагманом в банках был SharePoint – платформа для построения информационных порталов, как внутренних, так и внешних. Наши заказчики консолидировали внутреннюю информацию для увеличения продуктивности работы сотрудников с мощными поисковыми возможностями, строили современные интернет-представительства. SharePoint также успешно решал задачи операционного и административного документооборотов, управления контентом, совместной работы над документами.
Основой прикладных систем наших партнеров является семейство SQL, вобравшее в себя помимо базы данных комплекс функций по интеграции данных, созданию единых каталогов, аналитических алгоритмов, средств конфигурирования отчетов.
CNews: Назовите, пожалуйста, самый интересный проект с использованием продуктов Microsoft в банковском секторе за последнее время.
Андрей Трифонов: Среди публичных историй успеха это использование технологии Lync объединенных коммуникаций в построении отделений. Финансовое консультирование с использованием интерактивных мульти-тач устройств на платформе SQL, .Net и Azure. Интернет- и мобильный банкинг нового поколения на SQL, .Net, Silverlight, Windows Phone 7. Решения на платформе Dynamics CRM для автоматизации ипотеки, автокреда, потребительского кредитования, а также создания единого каталога продуктов и автоматизации коллекторской работы. Системы консолидации финансовой отчетности финансовой группы и преобразования в различные форматы учета. Системы бизнес-аналитики в привычном интерфейсе, в привычных бизнес-терминах и с возможностью интерактивного гео-представления данных. И многое другое.
CNews: На какие направления банковской автоматизации вы сейчас делаете ставку?
Андрей Трифонов: В части прикладных систем мы помогаем нашим заказчикам решать актуальные бизнес-задачи. Согласно мнению экспертов рынка и нашей глобальной индустриальной команды, такими задачами сегодня являются: увеличение эффективности продаж и обслуживания; развитие систем банковского самообслуживания и интеграция электронных каналов взаимодействия через мультиканальный подход; совершенствование систем управления рисками; развитие систем анализа данных и принятия управленческих решений; повышение производительности труда за счет оптимизации хранения, поиска, обработки и представления информации.
CNews: Каких изменений вы ждете на рынке банковской автоматизации в ближайший год-два?
Андрей Трифонов: Повсеместного внедрения систем мобильного доступа к банковским сервисам через телефоны, смартфоны и планшеты. Часть инфраструктуры вытиснится в частные и публичные облака. Произойдет активная интеграция банковских сервисов с социальными сетями и интернет-сообществами. Будут развиваться системы микроплатежей, их стоимость снизится, а безопасность – повысится. Серьезно улучшится практика персонифицированного обслуживания массовых розничных клиентов, как в части продуктового предложения, так и способов обслуживания и тарифов. Увеличится спрос на финансовое консультирование и ведение личных бюджетов и финансовых планов. При принятии решений будет использоваться публичная информация о потенциальных или существующих клиентах. Серьезные модификации ждут архитектуру АБС в части управления тарифами и продуктами. Увеличится внимание к постоянному совершенствованию систем управления рисками, в частности AML, предотвращению фрода в близком к онлайн режиме, снижению операционных рисков в дополнение к традиционным рыночному и кредитному рискам. Ожидается применение новых ресурсоемких математических вычислений с помощью высокопроизводительных вычислительных систем.
CNews: Спасибо.