|
|
Обзор подготовлен
В интервью CNews Мария Вожегова, вице-президент по ИТ и операциям компании "Росгосстрах", и Павел Хабаров, руководитель дирекции стратегии и архитектуры – заместитель руководителя департамента информационных технологий "Росгосстрах", рассказали об особенностях новой среднесрочной ИТ-стратегии компании. В фокусе – повышение эффективности операционной деятельности.
CNews: Как стратегические задачи "Росгосстраха" повлияли на ИТ-стратегию компании?
Мария Вожегова: Сегодня российский рынок страхования характеризуется целым набором разнонаправленных факторов. Среди них: рост убыточности и уход с рынка малых и средних компаний, ожидание второй волны кризиса, давление конкурентной среды и появление новых обязательных видов страхования, например страхования ответственности эксплуатантов опасных производственных объектов (ОПО), агрострахование и других.
Новая ИТ-стратегия была принята в конце этого лета. В целом мы сократили сроки стратегического планирования. В докризисный период была уверенность, что горизонт планирования должен составлять до 5-ти лет, нашу новую ИТ-стратегию мы разрабатывали на 3 года. Прежде всего это связано с требованием бизнеса сокращать сроки окупаемости внедряемых технологий. Такой подход характерен не только для "Росгосстраха", это общемировой тренд. Также бизнес-ситуация в страховом бизнесе требует более оперативных решений.
Условно стратегию можно разделить на два периода – первые 12 месяцев отражают операционное планирование. Последующие 24 месяца – это стратегические задачи, перспективные технологии, которые могут быть нам интересны в связи с изменением рынка, давлением со стороны конкурентов, регуляторными требованиями.
Наша главная стратегическая задача на ближайшую перспективу – повысить эффективность бизнес-процессов и снизить операционные расходы, поскольку рыночная ситуация по убыточности некоторых видов страхования постепенно ухудшается. Например, ОСАГО – один из самых тяжелых с точки зрения убыточности видов страхования.
Кроме того, сегодня группа компаний "Росгосстрах" объединяет не только компании, занимающиеся классическим страхованием и перестрахованием, но и "Росгосстрах Банк", и негосударственный пенсионный фонд «РГС». Фактически сформирован универсальный финансовый институт. А это означает, что в группе будет развиваться автоматизация объединенной линейки финансовых продуктов.
Соответственно, в рамках ГК "Росгосстрах" реализуются несколько стратегических направлений информатизации: развитие автоматизации финансовой деятельности, создание хранилища данных, повышение операционной эффективности, повышение информационной безопасности.
CNews: Расскажите, пожалуйста, подробнее, о каждом направлении. Какие задачи конкретно вы намерены решить?
Павел Хабаров: По первому направлению этой осенью начинается проект внедрения автоматического формирования финансовой и управленческой отчетности по МСФО. Отчеты по МСФО формируются и сейчас, это очень трудоемкий процесс и нужно минимизировать долю "ручного" труда. Целью является выпуск отчетности МСФО раз в квартал, а в идеале – еще чаще.
На предварительном этапе исследования рынка предлагаемых решений мы изучили возможные варианты на продуктах "1С", IBM, Oracle. Вариант с собственной разработкой не рассматривали, так как понимаем, что в области решений для автоматизации МСФО в России сейчас накоплен громадный опыт именно на базе промышленных решений. Это то, что нам необходимо с учетом жестких требований по срокам и качеству.
В итоге мнение рабочей группы склонилось к продукту Hyperion Financial Management компании Oracle. В ближайшее время мы проведем конкурс по выбору интегратора. Запуск системы в промышленную эксплуатацию планируется во втором квартале 2012 года.
Второй значимый проект для автоматизации финансовой деятельности – хранилище данных. В компании "Росгосстрах" действует сложная система отчетности со множеством источников данных, две системы для учета договоров рискового страхования. Трансформация данных и сведение их в едином формате занимают много времени. В этом году мы вплотную подошли к тому, чтобы подготовить логическую модель данных для создания единого хранилища. Работа началась в апреле и завершится в конце ноября – начале декабря.
Имеющиеся на рынке промышленные страховые модели данных по факту оказываются слишком универсальными и широкими с точки зрения структуры. В результате получается, что возможности таких моделей редко используются даже на 70-80%, а внедрение занимает столько времени, что потребности бизнеса успевают существенно измениться. Мы решили, что будем строить свою модель постепенно, расширяя ее по мере необходимости. На первом этапе строим модель для финансового моделирования, но при этом учитываем интересы и других пользователей, например продавцов. В качестве технологического партнера по построению модели привлекли компанию, у которой есть промышленная модель данных. На эту модель можно ориентироваться в качестве референсной, а строить полностью независимую модель слишком дорого и рискованно.
В начале следующего года планируем открыть следующую фазу – разработку прототипа самого хранилища. В него будут поступать данные из пяти самых крупных систем "Росгосстраха". Ожидается, что построение хранилища займет ближайшие год-полтора, источники данных будут подключаться поэтапно. К середине 2013 года система заработает в полном объеме.
CNews: На какие объемы информации будет рассчитано хранилище?
Мария Вожегова: Достаточно серьезные: в год компания заключает около 22 млн. договоров страхования, также планируется загрузить исторический пласт информации.
CNews: Полгода на создание модели – не очень долго?
Мария Вожегова: У нашей компании очень широкая продуктовая линейка по всем регионам. Проект построения модели охватывает все каналы продаж и весь бизнес рисковых видов страхования. Поэтому модель достаточно сложная. Полгода, которые потрачены на разработку модели данных, на самом деле очень краткий срок за счет большой предварительной работы.
CNews: Следующее направление – повышение операционной эффективности? О чем конкретно идет речь?
Павел Хабаров: Для страховых компаний очень важен показатель стоимости обслуживания одного договора. Мы стремимся оптимизировать расходы, чтобы снизить этот показатель. "Росгосстрах" – это свыше 65 тыс. агентов, доля рукописных полисов достаточно высокая. Автоматизировать полностью процесс заключения и учета рукописных договоров – достаточно сложная и непростая задача, поэтому мы сконцентрировались на вводе рукописных документов, для чего планируется внедрить систему сканирования и распознавания документов. Будет организована работа с их электронными образами. В результате снизится доля ручного труда и повысится эффективность операционного подразделения.
С начала года в нескольких региональных подразделениях начался пилотный проект по тестированию технологий от двух вендоров EMC и ABBYY на примере обработки полисов ОСАГО. Проект заканчивается в октябре, но уже сейчас можно сказать, что он успешен. После того как будет завершена оценка результатов пилота, до конца года планируется принять решение о выборе вендора и интегратора.
CNews: Что делается в направлении обеспечения требований закона №152-ФЗ?
Павел Хабаров: Это еще одно направление деятельности, являющееся ключевым в рамках ИТ-стратегии. Для компании "Росгосстрах" тема защиты персональных данных в информационных системах далеко не новая, занимаемся ею системно с середины 2000-х годов. В прошлом году был открыт проект по обеспечению выполнения новых требований закона №152-ФЗ "О персональных данных". До этого момента велась интенсивная подготовительная работа и по информационным системам, и по инфраструктуре. Были выявлены основные точки, которые затрагивает выполнение положений закона. Существенная часть работ по проекту выполнена в прошлом году.
CNews: Выполнение этих требований усложняет вам жизнь?
Павел Хабаров: Скажем так – не облегчает. Закон весьма неоднозначный, уточняющие его подзаконные акты и документы регуляторов до сих пор вызывают споры.
"Росгосстрах" внимательно следит за корректировками закона, за развитием ситуации в банковской индустрии, где наблюдалось движение в сторону формирования индустриального стандарта. Было бы логично такой же подход применить для страховых компаний.
Во всех случаях на проекте внимание защите ПД не заканчивается, теперь обеспечение требований в информационных системах касается как этапа постановки задач на внедрение новых систем, так и реализации и обеспечения функционирования средств защиты и выполнения соответствующих политик.
CNews: Как организуется взаимодействие со СРО (саморегулируемыми организациями)?
Павел Хабаров: Взаимодействие по ОСАГО с РСА (Российский союз автостраховщиков) зародилось достаточно давно. Первоначальный опыт интеграции был скромным, сейчас обмен данными осуществляется на регулярной основе. Согласно регуляторным требованиям, мы должны обмениваться данными по БСО (бланкам строгой отчетности). Куда и как будут развиваться интеграционные процессы, пока сказать сложно.
В наступающем году с 1 января вводится обязательный вид страхования опасных производственных объектов (ОПО), и мы должны обмениваться информацией с Национальным союзом страховщиков ответственности. Работы по интеграции сейчас уже ведутся, планируется завершить их в срок.
Осенью ожидаются очередные корректировки законодательной базы, ожидается еще один обязательный вид – страхование ответственности перевозчика. Обычно нововведения по обязательным видам страхования принимаются в достаточно короткие сроки, поэтому стараемся использовать уже накопленный опыт и имеющиеся решения для интеграции с другими СРО.
CNews: Насколько сложно руководить информатизацией крупнейшего в стране страховщика?
Мария Вожегова: Конечно, масштаб усложняет взаимодействие. Вообще самая тяжелая стадия – предпроектная: надо собрать всех, обсудить этапы работы, требования, которые зачастую конфликтуют между собой. Если проект покрывает все регионы и все виды страхования, то он длится 2-3 года. Поэтому каждый раз мы основательно примериваемся, смотрим, куда будет двигаться технология, как будет развиваться функционал той или иной системы. Ведь может получиться, что еще до окончания проекта систему придется менять. Поэтому крайне важна возможность управления изменениями.
CNews: Какие тренды информатизации страхования считаете основными?
Павел Хабаров: Это интересный и сложный вопрос. Существует очень много факторов, которые могут оказывать влияние на страховой бизнес. В процессе подготовки последней ИТ-стратегии мы собирали информацию известных аналитических агентств по трендам финансового сектора, пытались примерить тенденции на мировой рынок и Россию в частности. Особенно запомнилась одна идея. По мнению аналитиков Gartner, для большинства компаний enterprise-уровня очень важной задачей до 2020 года станет переосмысление или редизайн имеющихся бизнес-приложений, внедрение новых будет менее сложной задачей. Мне кажется в этом есть большой смысл: у каждой компании со временем накапливается портфель приложений. И если какое-то приложение становится со временем все более бизнес-критичным, заказчика будет сложно убедить в необходимости инвестиций для смены платформы. Владелец системы будет до последнего защищать уже сделанные ранее инвестиции. С другой стороны, так же сложно получить финансирование и для решений с избыточным функционалом, который, возможно, когда-нибудь будет использоваться.
Мария Вожегова: Именно поэтому мы решили начать инвентаризацию портфеля бизнес-приложений. В первую очередь, были выведены из эксплуатации малофункциональные и неиспользуемые системы, сейчас мы постепенно консолидируем действующие функциональные блоки, обновляем устаревшие модули.
Второй тренд – это движение в сторону мобильности. Говорить об оснащении всех агентов мобильными устройствами пока рано, но мы осторожно смотрим в эту сторону.
Конечно, кто-то из вендоров обрадуется, если разместить заказ на несколько десятков тысяч устройств. Но мы реально оцениваем затраты. Надо отметить, что существенную долю совокупной стоимости владения этими устройствами будут составлять затраты на организацию и обслуживание эксплуатации.
Павел Хабаров: Сегодня четко вырисовывается принципиальная целесообразность применения планшетных компьютеров. Основная технологическая проблема заключается в слишком большом количестве операционных платформ для мобильных устройств, в необходимости конвертаций приложений с одних платформ на другие. Это очень сложный и затратный процесс.
Также необходимым представляется развитие конвергенции стационарных рабочих мест с мобильными. В конечном итоге, все будет зависеть от эффективности, которую новые устройства привнесут в бизнес-процессы.
CNews: Спасибо.