|
|
Обзор подготовлен
CNews: Многие эксперты оценивают динамику рынка банковской автоматизации в 2011 году как достаточно спокойную, примерно равную прошлогодней. Какой вы видите складывающуюся ситуацию?
Андрей Галковский: На динамику рынка банковской автоматизации в 2010-2011 годах. продолжает оказывать влияние "оздоровительный" эффект экономического кризиса. В условиях жесткой конкуренции, ограниченности временных, трудовых, финансовых ресурсов кредитные учреждения научились не только "выживать", но и получать прибыль. Значительную роль в этом сыграли инвестиции в ИТ-проекты, которые смогли обеспечить наибольшую окупаемость для бизнеса в максимально сжатые сроки. В процессе дальнейшего развития приоритеты финансового рынка сместились в сторону решения стратегических бизнес-задач, что сказалось на качественной характеристике текущей ситуации. Поэтому, отчасти, с определением "спокойная" я готов согласиться. Но давайте вспомним, что один из океанов, который по большому счету является "фабрикой погоды", Магеллан также назвал Тихим. А ведь именно в нем зарождается больше всего тайфунов и производится три четверти облаков на планете.
Рынок банковской автоматизации стремится к точке своего насыщения: с одной стороны, количество кредитных учреждений ограничено и не все бизнес-процессы автоматизированы, а с другой – большинство необходимых для бизнеса ИТ-решений давно в них внедрены и успешно эксплуатируются. Точками роста в существующих обстоятельствах станут разработки в области автоматизации конкретных бизнес-процессов банков. Будущее за проектами, где объединены лучшие предложения (the best practices) различных ИТ-поставщиков.
CNews: В отечественном банковском секторе регулярны сделки укрупнения, многие игроки проводят активную экспансию на рынке. Насколько эти факторы определяют рост спроса на централизованные хранилища данных и ЦАБС?
Андрей Галковский: Последнее время действительно наблюдается увеличение количества сделок по укрупнению бизнеса. Это связано, прежде всего, с наиболее значимыми составляющими бизнес-стратегий российских банков: консолидацией капитала, развитием розницы, оптимизацией доходности. Очевидно, что в таких условиях спрос на централизованное хранилище данных неуклонно растет. Мы отмечаем значительный рост числа проводимых тендеров и конкурсов в сегменте банков топ-100 и проявление интереса средних банков к BI-инструментам, причем именно к полноценным и довольно дорогим для этого сектора решениям.
Используя накопленный R-Style Softlab опыт разработки, внедрения и консалтинга в сфере корпоративных хранилищ, наши клиенты могут навести порядок в информационной структуре банка: выявить проблемы в первичных учетных системах и в самих принципах учета, управлять качеством информации, своевременно формировать необходимую отчетность на основе полных и достоверных данных. Хранилище – не самоцель, а основа для принятия эффективных и взвешенных решений, поэтому инвестиции в проекты по его внедрению становятся стратегическими.
Сейчас R-Style Softlab ведет сложный и интересный проект в "Номос-Банке". В качестве корпоративного хранилища данных и бизнес-приложений для формирования отчетности (для ЦБ, управленческой, аналитической и по МСФО) в банке используется наша информационно-аналитическая система RS-DataHouse (ETL-процессы реализуются на основе решения Informatica, визуализацию и часть специализированных бизнес-приложений обеспечивает один из западных вендоров). Всего за пять месяцев мы завершили процесс загрузки в хранилище сведений о клиентах и данных бухгалтерского учета (счетов, проводок) из четырех различных АБС. К марту 2012 года будет создано информационное пространство для поддержки процессов управления розничными рисками и работы кредитного фронт-офиса. В ходе последующих этапов внедрения в хранилище будут загружены данные из дочерних структур банка.
Создание общей технологической, ресурсной и процессной платформы на основе централизованной АБС позволяет банкам повысить операционную эффективность, унифицировать и оптимизировать бизнес-процессы, а также поднять производительность труда сотрудников.
В 2010 году в "Пробизнесбанке" стартовал масштабный проект по внедрению "Главной книги" на основе интегрированной банковской системы RS-Bank V.6 и бизнес-приложения для обслуживания юридических лиц InterBank Corporate, а в середине этого года процесс завершен по всей финансовой группе "Лайф" (а это 5 банков!).
Преимущества создания централизованной АБС на базе RS-Bank V.6 очевидны: общие технологии, единство набора услуг в любом из подразделений банка, контроль над деятельностью структурных подразделений, минимизация количества применяемого ПО и снижение затрат на их сопровождение, доступ к актуальной информации о клиентах и операциях, возможность оперативного открытия новых подразделений и другие.
CNews: Интерес к ДБО стабилен. Какие требования к функционалу уже можно назвать необходимыми и достаточными по каждому из направлений в этой нише?
Андрей Галковский: Вы совершенно правы, интерес к сервисам дистанционного банковского обслуживания по-прежнему высок. Стоимость привлечения одного нового клиента ниже, чем расходы на его удержание, поэтому банкам необходима более тесная интеграция всех каналов взаимодействия с клиентами (контактный центр, интернет-банкинг, обслуживание в офисах). Клиент хочет получить доступ к счету, возможность совершать платежи, воспользоваться другими услугами, применяя подручные средства, например интернет или телефон, в режиме 24х7. Банки, которые могут предложить надежную, простую и безопасную схему ДБО, обладают существенным преимуществом в жесткой конкурентной борьбе за клиента.
Устойчивая тенденция к персонализации, направленная на удобство работы клиентов, во многом определяет требования к функционалу сервисов ДБО. Эмоции, которые пользователь получает от яркости, понятности, удобства интерфейса, от возможности гибкой и быстрой адаптации дизайна системы и логики работы с ней под свои индивидуальные ожидания, от инноваций и уникальности предложения, проецируются и на основной вид деятельности кредитного учреждения. При прочих равных параметрах именно эти впечатления являются ключевым фактором приверженности клиента банку. "Законодателем моды" в этом является "Сбербанк", где продолжается беспрецедентный по своему масштабу и сложности проект внедрения сервиса интернет-банкинга для физических лиц "Сбербанк ОнЛ@йн", в основе которого – система из состава программного комплекса InterBank.
К необходимому функционалу также можно отнести многообразие платежных возможностей в онлайн-режиме. Сюда входит не только оплата услуг связи, коммунальных платежей и другие, ставшие уже привычными, опции, но и оплата через клиентский сервис покупок в интернет-магазине. Система ДБО должна быть интегрирована с различными платежными системами и электронными кошельками.
CNews: Не так давно компания R-Style Softlab замахнулась на автоматизацию фронт-офиса. Что это был за проект и какова его роль?
Андрей Галковский: Особую роль с точки зрения эффективности банковского обслуживания играют фронт-офисные решения, при помощи которых осуществляется взаимодействие клиента с кредитным учреждением и предоставляются банковские услуги.
Компания R-Style Softlab получила бесценный опыт по реализации кредитного фронт-офиса на основе платформы InterBank в банке "Российский Капитал". У банка появился гибкий и многофункциональный инструмент выстраивания долгосрочных отношений с клиентами. Система позволяет отслеживать историю взаимоотношений банка с клиентом, начиная от его первого обращения за услугой или консультацией. Хранящиеся в системе данные позволяют максимально точно сформировать портрет каждого клиента. Поэтому, если сегодня для человека какая-то услуга недоступна, то, учитывая его потребности, завтра банк сможет предложить ее на более привлекательных условиях.
Подбор продукта, постановку задач клиент-менеджеру и оценку клиентской ценности обеспечивает встроенный в систему функционал CRM. Выравниваются спады активности сотрудников в течение рабочего дня за счет назначенных системой задач, а руководители контролируют личную эффективность сотрудников удаленно, используя ресурсы программного обеспечения. Кроме того, гибкость действующей системы позволяет быстро адаптировать ее под любые изменения экономического или стратегического характера (запуск нового банковского предложения, наращивание портфеля по заданной цене).
Возможности фронт-офиса на базе InterBank не ограничиваются кредитной составляющей. На этой платформе могут быть автоматизированы любые бизнес-процессы, востребованные банком (скоринг, cash-менеджмент, операционный CRM и другие).
CNews: Какие из своих проектов в банковской отрасли за последнее время вы могли бы выделить как ключевые и наиболее интересные?
Андрей Галковский: Рассматриваемый период оказался более чем продуктивным для R-Style Softlab. В конце прошлого – начале нынешнего года мы запустили ряд амбициозных проектов, сотрудничая как с банками сегмента топ-100, так и с кредитными учреждениями категории SMB. К приведенным ранее примерам могу добавить визуализацию данных в "Северном банке" "Сбербанка России" на базе Oracle BI, где выполняется поддержка смены платформы учетных систем и реализовано восемь основных блоков отчетности по направлениям работы с физическими и юридическими лицами.
Завершен масштабный проект в "Россельхозбанке": реализовано наполнение хранилища данных информацией по сделкам, создана подсистема учета аналитики по ценным бумагам и витрина по кредитному портфелю. В "Инвестторгбанке" модернизирована система бюджетирования. В "Альфа-банке" завершен проект по автоматизации системы оценки кредитоспособности корпоративных клиентов. Сейчас идет проект по выработке требований к построению корпоративного хранилища данных в "Банке Москвы". Недавно стартовал проект в банке "Глобэкс", базовой платформой для автоматизации полномасштабного банковского бизнеса которого станет АБС RS-Bank V.6 со всеми входящими в ее состав приложениями.
Я уже упоминал ранее проект в "Пробизнесбанке". Кроме тиражирования АБС, мы запустили интернет-клиент для юридических лиц на основе InterBank в банках группы "Лайф". Конечно, статус самого крупного и беспрецедентного по масштабу проекта сохраняет "Сбербанк ОнЛ@йн".
Результаты работы на рынке стран СНГ также показательны: в прошлом году был автоматизирован процесс бюджетного планирования в "Жилстройсбербанке", осуществлен переход на АБС RS-Bank V.6 в "Заман-банке" (обе организации из Казахстана), реализована управленческая отчетность и технологический модуль для подготовки отчетности по "Базель II" в "ЮникредитБанке" (Кыргызстан), завершено внедрение подсистем RS-Bank V.6 в "Хамкорбанке" (Узбекистан), запущена в промышленную эксплуатацию АБС RS-Bank в "Микрокредитной Депозитной Организации "Арванд"" (Таджикистан).
CNews: На какие ИТ-направления вы намерены сделать ставку в ближайшие два года?
Андрей Галковский: Рыночные тренды подтверждают правильность нашей стратегии развития. Мы прогнозируем рост интереса к проблематике построения хранилищ данных и планируем расширять функциональность информационно-аналитической системы RS-DataHouse по различным видам отчетности (МСФО, ЦБ, управленческой), рискам (рыночным, операционным, кредитным, ликвидности) и системам оценки кредитоспособности клиентов банка. Технологическое развитие самой платформы RS-DataHouse связано с переносом функциональности в web-клиент и расширением интеграционных возможностей.
Динамично развивается сегмент фронт-офисных приложений и сервисов ДБО на базе InterBank, направленных на минимизацию операционных расходов, оптимизацию бизнес-процессов, переход в обслуживании к модели "банк в кармане".
В соответствие с тенденциями консолидации и укрупнения банковского бизнеса мы намерены и далее развивать платформу RS-Bank – технологически и функционально.
Проактивная позиция R-Style Softlab позволяет нам быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Вопросы надежности, репутации, квалификации сотрудников, широты функциональных возможностей не теряют своей актуальности. На рынке за многолетнюю историю существования у R-Style Softlab сложился имидж клиентоориентированной компании. Отношения с заказчиком позволяют на разных этапах жизнедеятельности его бизнеса предлагать продукты, решения, экспертизу для наиболее эффективного развития. В портфеле R-Style Softlab представлен широкий спектр специализированного банковского ПО, учитывающего потребности банков разных категорий. Это как собственные разработки, так и партнерские решения.
CNews: Стоит ли в 2012 году ждать резкого всплеска на рынке банковской автоматизации?
Андрей Галковский: История учит нас тому, что реальные последствия революции не всегда соответствуют прогнозируемым, более того, подчас ситуация неожиданно может выйти из-под контроля. С этой точки зрения, любые резкие всплески опасны. В текущем периоде предпосылок для возникновения такой ситуации нет. Рынок банковской автоматизации развивается по эволюционному пути. При этом было бы ошибочным отождествлять непрерывное, стабильное, но относительно медленное движение вперед со стагнацией. Применительно к нашей компании могу сказать, что технологически, идеологически и практически мы готовы к серьезным преобразованиям. Эти изменения уже начались, и довольно скоро рынок познакомится с новой бизнес-платформой.
CNews: Спасибо.