|
|
Обзор подготовлен
Денис Сотин, директор технологической дирекции «ТрансКредитБанка», оказался в эпицентре сложнейшего и интересного проекта – банк готовится к интеграции в группу ВТБ. Параллельно весь последний год идет активное ИТ-развитие розничного направления, что положительно отразилось на финансовых показателях.
CNews: Какие события на рынке банковской информатизации за последний год вы могли бы назвать ключевыми?
Денис Сотин: Для меня ключевые события лежат преимущественно в организационной плоскости –это касается определенных кадровых перестановок внутри рынка, а также, безусловно, объявление «Сбербанка» о создании собственного направления ИТ-аутсорсинга. Проект интересный, но несет определенные риски. В частности, такая схема может позволить выстроить прозрачную систему отношений «заказчик-исполнитель» и повысить ответственность сторон как за точность формулировки задач, так и за качество результата. С другой стороны, возможно, снизится оперативность решения ряда вопросов из-за формализованности отношений. Кроме того, важно очень четкое планирование проектов и задач с целью обеспечения привлекаемых ИТ-ресурсов в полном объеме, а это зависит не только от ИТ, но и от бизнес-планирования.
CNews: Каковы основные направления информатизации вашего банка - в свете интеграции в структуру ВТБ?
Денис Сотин: Основные задачи в части информатизации связаны с решением ряда инфраструктурных и организационных вопросов по подготовке банка к интеграции в группу ВТБ. Это централизация управления ИТ-ресурсами банка, повышение прозрачности, качества и оперативности управления изменениями информационных систем, унификация технологий банка по всей сети, оптимизация бизнес-процессов и используемых технологий, оптимизация ИТ-инфраструктуры банка, реализация мероприятий по обеспечению высокого качества данных в первичных системах.
С другой стороны, банк активно развивает различные направления бизнеса, и задачи удовлетворения потребностей бизнес-заказчиков с повестки дня также не снимаются. Напротив, мы активно работаем над внедрением новых функциональностей, и в первую очередь это касается розничного бизнеса, который активно развивается банком последний год, и который требует очень оперативного и качественного изменения используемых технологий и внедрения новых функциональностей. Мы активно работаем над внедрением новых кредитных продуктов, развитием хранилища данных под потребности розничного блока, развитием кредитного фронта, модернизацией депозитной линейки.
CNews: Какие конкретно работы ведутся в розничном направлении?
Денис Сотин: Это целый комплекс проектов, начиная с полного реинжиниринга кредитного фронта и системы принятия решений до точечных изменений продуктового «бэка», централизации розничного бизнеса на одном технологическом ядре, развитии системы управленческой отчетности. Все эти проекты уже дали очень хорошие результаты.
CNews: Интеграционные проекты считаются одними из самых сложных. Как бы вы рекомендовали минимизировать проблемы?
Денис Сотин: Нам только предстоит приступить к интеграционным процессам. Однако, исходя из имеющегося опыта рынка, на мой взгляд самое важное - очень четко планировать и распределить роли и зоны ответственности с самого первого дня проекта. Равно как и очень четко определить цели и задачи с самого первого дня интеграционных процессов. В противном случае любой подобный проект рискует превратиться в трудноуправляемый и долговременный.
CNews: Какие новые требования появились к ИТ-решениям со стороны банков?
Денис Сотин: Особенных требований в течение последнего года не появилось. Скорее приходит осознание необходимости перехода на новые, более эффективные технологии. Очевидно, что централизация систем банка рано или поздно должна стать стандартом для всех крупных банков, и очевидно, что многие из банков активно двигаются в этом направлении. В части архитектуры явно видна тенденция перехода на SOA-архитектуру, обеспечивающую большую стабильность, управляемость систем, возможность оперативных изменений и развития информационных систем. Также можно отметить ужесточившиеся требования к информационной безопасности, вызванные не только требованиями регуляторов, но сложившейся практикой, реальными угрозами с потенциально высокими финансовыми потерями.
CNews: Насколько банкам сегодня интересен ИТ-аутсорсинг?
Денис Сотин: ИТ-аутсорсинг представляет определенный интерес при решении ряда задач. В первую очередь он связан с возможностью снижения операционных издержек банка на сопровождение его деятельности. Однако более глобальные задачи по развитию банка и обеспечению его жизнедеятельности в части ИТ должны все-таки решаться персоналом банка. Это позволяет более оперативно реагировать как на задачи развития функциональности, так и возникающие проблемы, несущие риски непрерывности бизнеса банка.
С другой стороны, при таком подходе важно обеспечить прозрачность ИТ-процессов внутри банка, в том числе и для внутренних бизнес-заказчиков. Наиболее оптимален взвешенный симбиоз внутренних ИТ-ресурсов и ИТ-аутсорсинга, базирующийся на четком определении зон ответственности и функций и обеспечивающий эффективный баланс рисков, операционных и капитальных расходов, оперативности внедрения изменений.
CNews: Конвергенция сотовых операторов и банков как-то влияет на ИТ-бюджеты и ИТ-стратегию последних?
Денис Сотин: Я не усматриваю прямой связи в этих процессах. Если под конвергенцией понимать активное стремление сотовых операторов играть на традиционно банковском поле, то хотелось бы отметить, что пока все-таки это касается лишь части сервисов, преимущественно направленных на ритейл. При этом банки, это мое убеждение, в состоянии как минимум не уступать в технологическом развитии сотовым операторам, а в части глубины понимания как традиционных, так и инновационных банковских продуктов и технологий, они пока более компетентны. Прямого влияния на бюджеты это не оказывает, а развитие инновационных сервисов всегда являлось частью стратегий основных игроков рынка.
CNews: Спасибо.