|
|
Обзор подготовлен
Кризис заставил CIO банков разделить образ мыслей истинных банкиров. Такие показатели, как сроки возврата инвестиций, экономическая целесообразность, стали решающими факторами при выборе ИТ-проектов. Александр Колесов, заместитель директора департамента информационных технологий «ЮниКредит Банка», уверен, что будущее за внедрением отдельных быстрых и недорогих решений, «собранных» на максимально гибкой архитектуре.
CNews: Какие важные события вы отмечаете на рынке банковской информатизации за последний год?
Александр Колесов: Это истинное осознание игроками рынка необходимости снижения затрат на ИТ-решения, капитальных и операционных. Под игроками я подразумеваю и заказчиков ИТ-решений, и поставщиков оных. Времена гиперприбылей, позволяющих пренебрегать бюджетом в угоду скорости, безвозвратно прошли. Сейчас эффективен тот, кто меньше тратит без ущерба для бизнеса. В достижение экономии нужно инвестировать, этому нужно учиться.
CNews: Каковы основные направления информатизации вашего банка, какие ИТ-проекты ведутся?
Александр Колесов: Движемся в сторону совершенствования дистанционного предоставления услуг клиентам. Это прежде всего модернизация традиционных систем «Клиент-Банк» и других информационных сервисов.
Сейчас банки рачительно считают свои внутренние затраты, то почему клиент должен думать иначе? Поэтому в наших проектах особое внимание уделяется вопросам, сколько времени и средств должен сэкономить клиент для получения необходимого ему спектра банковских услуг.
CNews: Появились ли у банков новые требования к ИТ-решениям?
Александр Колесов: ИТ-решения – это фундаментальный инструмент бизнеса. Требования к любому инструменту человечество придумало со времен первых палок-копалок. Нужны удобство и надежность. Хорошо бы еще, чтобы не ломался, а если сломался, то чтобы быстро был восстановлен. Востребованы эффективность и универсальность – чтобы косить долго и не уставая, и не только на ровном просторном поле…
Более конкретно - в период рецессии необходимо взвешенно разрабатывать и оптимально выбирать ИТ-продукты для развития и поддержки бизнеса. Особое внимание к сроку окупаемости и доходности решений для бизнеса. Конкуренция за клиента будет обостряться вместе с новыми требованиями к себестоимости процессов новых информационных систем. В первую очередь будут рассматриваться информационные платформы и продукты, хорошо адаптированные к законодательству ЦБ РФ и условиям банковского рынка России. Эти решения обязаны иметь эффективную сервисную поддержку и не требовать серьезных дополнительных вложений. Переоценка требований по эффективной поддержке бизнеса уже происходит и будет только ускоряться. Огромное значение уже имеет гибкое и эффективное управление архитектурой прикладных решений для быстрого внедрения новых бизнес процессов в интересах клиентов и освоения новых рынков ведения бизнеса банков. Будут внедряться быстрые и недорогие решения.
CNews: «ЮниКредитбанк» быстро растет. Как изменение масштаба деятельности повлияло на ИТ-инфраструктуру?
Александр Колесов: Самым ярким нашим проектом последних лет стал проект ilMilione. В данном проекте наряду с технологическими инновациями стояла задача снятия ограничений по обслуживанию числа клиентов свыше одного миллиона. Усилия сотен сотрудников и компаний-партнеров, привлечение лучшего мирового опыта в течение нескольких лет дали свои результаты.
CNews: Как банки относятся к ИТ-аутсорсерам?
Александр Колесов: Главное – не увлечься аутсорсингом чрезмерно. От того, насколько хорошо банк контролирует услуги, предоставляемые компаниями - партнерами, будет зависеть уровень доверия клиента к банку. Важен вопрос защиты интеллектуальной собственности и конфиденциальности в нашем конкурентном мире, особенно если компания предоставляет услуги более чем одному банку.
CNews: Как сотрудничество сотовых операторов и банков влияет на ИТ-бюджеты и ИТ-стратегию последних?
Александр Колесов: Мобильные операторы будут играть все большую роль в обеспечении коммуникаций между клиентом и банком. Традиционное стационарное отделение банка становится менее привлекательно для клиента (нужно ездить) и для банка (нужно нести расходы на содержание, в том числе линий связи)
Реальность нашего времени состоит в опережающем росте объемов информационного обмена в сравнении с развитием кабельных сетей. Мобильность – удобство, которое не могут обеспечить кабельные сети. На бытовом уровне человечество упорно стремится избавиться от проводов. Наступило время беспроводных радиоклавиатур и мышей, гарнитур для телефонов и самих телефонов, радиоидентификации грузов и прочее.
В наступившем будущем банки будут пересматривать архитектурный, программный и технический ландшафты в сторону мобильных технологических программно-аппаратных платформ.
«Мобилизация» влияет на ИТ-стратегию и структуру затрат не только банков, но и операторов связи. Банки планируют бюджет на операторов связи, обеспечивающих требуемую пропускную способность каналов, надежность соединения, полноту зон покрытия, оперативность организации каналов в удаленные точки. Операторы заинтересованы в сотрудничестве с банками, соответственно, в стратегии и бюджетах операторов также есть место изменениям.
CNews: Каковы ваши планы в области информатизации на ближайшую пару лет?
Александр Колесов: Внедрить ряд технологических решений, которые приятно удивят наших клиентов, а наших конкурентов – тоже удивят, но менее приятно.
CNews: Спасибо.