|
|
Обзор
Рынок ЦОД 2011Обзор подготовлен
По большей части российские заказчики услуг ЦОД сегодня заинтересованы в соответствии выбираемой площадки определенному уровню Tier - ориентируясь, таким образом, на некоторый стандарт. При этом самой сертификации внимания уделяется мало. Однако эта ситуация может измениться уже в ближайшие годы, поскольку, как показывает зарубежный опыт, конкуренция на рынке коммерческих ЦОД будет ужесточаться, а предложение - постоянно расширяться.
В отсутствие собственных российских стандартов сертификация Uptime Institute - это формальное подтверждение уровня надежности площадки, позволяющее заказчику просчитать свои риски при размещении на ней оборудования или заказе других услуг.
Для реальной необходимости такой сертификации в России, по мнению опрошенных CNews экспертов, пока не созрела бизнес-ситуация – нет практики выплаты неустоек за нарушение SLA, законодательной базы, обязывающей компании обеспечивать доступность сервисов на высоком уровне, и пр. С точки зрения российской нормативной базы такая сертификация не требуется, однако она дает преимущество при условии участия в создании ЦОДа иностранного инвестора. Сама по себе сертификация Uptime Institute не несет добавочной стоимости и увеличения прибыли - и для отечественных поставщиков это пока скорее маркетинговый ход, чем оправданная необходимость.
Как показало исследование CNews Analytics, на сегодня большинство запущенных площадок (более 60%) поставщики стремятся позиционировать как соответствующие уровню Tier 3. В большинстве своем это относительно недавно завершенные проекты. Сертификаты Uptime Institute (уровень Tier 3) получили всего три коммерческих дата-центра в России: - "Крок Kompressor ЦОД" (Москва), "Мегафон ЦОД" (Самара) и DataSpace Partners 1 (Москва). Последний ЦОД - единственный, прошедший сертификацию площадки.
Отдельные провайдеры (26%) планируют провести сертификацию в ближайшие годы. Большая же их часть пока не определилась с подобными планами - и, возможно, сформулирует свое отношение в 2012-2013 гг.
В первую очередь сертификация - в ситуации более зрелого рынка - будет актуальна для новых площадок. Для уже работающих дата-центров, вероятно, эти инвестиции будут нецелесообразны - они уже сформировали определенную репутацию на рынке и пул заказчиков. В их случае фокус скорее сместится на сертификацию качества, эксплуатационных и бизнес-процессов (ISAE 3402 - ранее SAS 70, ISO и т.п.).
Дополнительный стимул рынку сертифицированных площадок может дать сегмент крупных заказчиков, чьи бизнес-процессы напрямую зависят от работоспособности корпоративных систем и которые готовы инвестировать в обеспечение непрерывности. Аналогично по тем же причинам повысить культуру сертификации поможет, вероятно, и сегмент корпоративных ЦОДов.
При выборе площадки почти четверть опрошенных CNews Analytics респондентов из разных отраслей экономики вообще не ориентируются на соответствие каким-либо стандартам или сертификатам - в основном, это представители малого бизнеса или владельцы корпоративных ЦОДов. Тем не менее, достаточно большая доля респондентов (более 50%) демонстрирует определенный уровень зрелости / осведомленности, ориентируясь на уровень Tier 3. Преимущественно это крупные компании, а также средний бизнес, планирующий в ближайшей перспективе быстрый рост за счет экспансии или реализации других стратегий развития.
Приоритеты в выборе ЦОД / уровень Tier 2011
Источник: CNews Analytics, 2011
Наименьший интерес к сертификации, по данным опроса CNews Analytics, проявляли в 2011 г. предприятия энергетики (40%), а также банки и страховые компании (31%). Эти группы респондентов демонстрируют некоторый скепсис в отношении реального соответствия отечественных проектов уровням Tier и в целом - стандартизации применительно к местным реалиям. При этом, по оценке респондентов, уже в перспективе ближайших двух-трех лет значение сертификации будет расти по мере всеобщего повышения требований к надежности и отказоустойчивости, а также зрелости предложения и рынка в целом.