|
|
Обзор
Рынок ЦОД 2011Обзор подготовлен
Проектирование надежных дата-центров, изначально рассчитанных на сертификацию площадки в Uptime Institute (UTI), стало отправной точкой экспансии крупных западных компаний на территорию, традиционно занятую российскими системными интеграторами. О стратегии Critical Facilities Services (CFS) в России, трендах на рынке в интервью CNews рассказал Александр Зайцев, менеджер по развитию ЦОД HP в России
CNews: Как бы вы могли охарактеризовать текущий этап развития рынка коммерческих ЦОД? Можно ли разделить мировые и внутренние российские тенденции?
Александр Зайцев: Очевидный общемировой тренд, напрямую влияющий на нашу сферу проектирования дата-центров и продолжающийся уже несколько лет, – это коммодизация (от commodity – предмет потребления, прим. CNews), т.е. вычисления становятся товаром. Здесь уместно будет провести аналогию с железной дорогой, строительство которой сопровождается появлением положительной обратной связи от окружающей ее инфраструктуры: само наличие железной дороги начинает автоматически развивать ее, вокруг появляется все необходимое. Примерно так же взаимосвязаны между собой коммерческие дата-центры и те конечные услуги, которые могут быть из них оказаны.
На каком-то этапе развития заказчикам ИТ становится ясно, что держать собственный дата-центр нерентабельно, гораздо эффективнее отдать вычисления на аутсорсинг, вынести их в «облака», и это тоже тренд.
Если говорить про локальный российский ИТ-рынок, то задача прогнозирования ситуации для нашего сегмента упрощается тем, что он в целом и отрасль проектирования и строительства ЦОДов в частности на два-три года отстает в развитии от рынков западных стран. За счет этого можно довольно уверенно предсказывать ближайшее будущее.
В России на сегодня создалась довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны на рынке существует если и не избыток, то уж точно достаточное количество площадок. И в то же время, ощущается сильный дефицит дата-центров высокого качества. Таким образом, мы наблюдаем на нашем рынке неудовлетворенный спрос на качественные услуги. Именно на этом мы как компания сейчас и играем.
CNews: Какие услуги в первую очередь вы оказываете российским заказчикам?
Александр Зайцев: HP CFS в России в первую очередь предоставляет услуги по проектированию ЦОДов, которые в дальнейшем планируется сертифицировать в UTI. Мы считаем своим конкурентным преимуществом то, что созданные при нашем участии площадки сертифицируются проще и быстрее.
Нашей центральной услугой является именно дизайн площадок. Но нужно иметь в виду, что на эти работы завязано множество других услуг, среди которых консалтинг, оценка реального состояния объекта и т.д. Например, для наших заказчиков мы можем обследовать на соответствие требованиям уже существующие площадки, провести их приемо-сдаточные испытания, даже если и не мы проектировали этот ЦОД.
CNews: Каких шагов можно ждать от вас, как игрока рынка интеграции, в ближайшем будущем?
Александр Зайцев: Очевидно, что следующим этапом станет генподряд на проектах создания дата-центров. Я считаю, что у нас есть все предпосылки для такого шага – опыт, персонал, разрешительные документы. Я надеюсь, что уже сейчас мы обрастаем надежными в финансовом плане подрядчиками, с которыми будем сотрудничать и в будущем. Отмечу, что найти такие надежные организации нелегко.
CNews: Как вы видите своего заказчика в России?
Александр Зайцев: Премиальное предложение по созданию надежных площадок, с которым мы выходим, интересно, как минимум, трем группам потенциальных заказчиков. В первую очередь, это подразделения иностранных компаний, которые хорошо знают, что такое UTI, насколько это внимательная проверка и насколько высок уровень доверия к такой сертификации.
Во-вторых, нашими заказчиками я вижу крупные российские компании, для которых ИТ является бизнес-критичным, в основном это телекоммуникационные компании и компании финансово-банковского сектора.
Наконец, третья группа потенциальных заказчиков – это операторы услуг co-llocation (предоставление площадей ЦОД в аренду для размещения оборудования – прим. CNews). Для этого класса клиентов критически важно проведения технических работ без остановки обслуживания.
CNews: Какие параметры ЦОДов сейчас в первую очередь важны российским заказчикам?
Александр Зайцев: Исторически сложилось так, что в первую очередь это уровень капитальных затрат, CAPEX. Он оценивался в тысячах долларов на квадратный метр полов, затем уже в десятках тысяч долларов на ту же площадь. За рубежом уже пару лет назад ситуация с такой оценкой изменилась (у нас в России это происходит только сейчас). Пересчитывать суммы вложений стали не на площадь, а на мегаватт. Дело в том, что электричество – это более объективный фактор. Плотность установки растет, и иногда на тех же самых площадях полов оборудование требует значительно больше электропитания.
Конечно, нельзя не упомянуть метрику энергоэффективности ЦОДа - PUE (Power usage effectiveness, отношение полной подведенной мощности к реально затраченной на работу вычислительных систем). Но сейчас в России PUE скорее не экономический фактор для принятия решений, а маркетинговый показатель: «у кого PUE меньше». Основная проблема состоит в том, что в индустрии нет общепринятой методики его подсчета. А раз постоянно возникает вопрос «как считали?», то, значит, возникает недоверие, оценка ставится под сомнение.
В среднем по отрасли в наших климатических условиях очень хорошим считается PUE 1,8. По моей оценке, в действительности средний по индустрии показатель сейчас реально лежит в диапазоне 2,2-2,5. Что касается HP, то мы сдаем работы, где показатель энергоэффективности достигает 1,6. Причем оценивать мы пытаемся интегрировано, учитывая целый комплекс показателей. В наших новых проектах для больших российских банков, которые я пока не могу называть, показатель PUE доведен до 1,3-1,4. Это практически вдвое лучше среднего показателя по рынку.
CNews: Насколько актуальна для ваших заказчиков сертификация в UTI по TierIII ?
Александр Зайцев: Отмечу, что реально сертифицированный проект (Tier-III Facility) пока в России один – это DataSpace. Разница между сертифицированным дизайном (Tier III Design, таких сертификата в России три) и готовой площадкой очень велика. Согласитесь, что одно дело проверить хорошо составленные бумаги, и совсем другое дело - законченную по этим планам стройку.
Надо понимать, что в части сертификации UTI бескомпромиссная организация. Если в ходе проверки выясняется, что что-то необходимо исправить, то вариант остается ровно один – это должно быть исправлено. Что касается актуальности, то заказчиков, у которых есть средства и потребность в этом, я уже назвал выше. Сейчас, по крайней мере, в центральной России, спрос на такие площадки будет. Мы рассчитываем начать проектирование для целого ряда заказчиков.
CNews: Давайте поговорим о третьей группе потенциальных заказчиков – коммерческих ЦОДах, будет ли расти их число?
Александр Зайцев: Я думаю, что в нашем случае говорить надо в первую очередь про аутсорсинг ИТ-инфраструктуры. Представим себе относительно небольшую организацию, у которой, с одной стороны, есть необходимые средства, а с другой стороны ИТ – не ее профильный бизнес.
Например, средний российский банк сейчас в 100% случаев предпочитает иметь собственный основной дата-центр. Дальше возникают требования Центробанка или просто появляется внутреннее понимание необходимости резервного ЦОДа. И в этот момент встает вопрос: нужно ли вкладываться, строить еще один непрофильный актив (банк ведь не будет потом заниматься сдачей в аренду) или нужно снимать у оператора co-llocation небольшую площадку под резервный ЦОД и разместить свое оборудование там? Как правило, оператор даже не имеет доступа к оборудованию заказчика.
Но это только первый шаг на этом пути, дальше возможен следующий вариант развития событий: если в ходе совместных работ провайдер действительно обеспечил нужный уровень доступности, показал себя с лучшей стороны, то банк может разрешить ему сначала самостоятельно эксплуатировать серверы, а затем даже заменить оборудование на свое собственное.
Есть целый ряд небольших предприятий, которым не нужно содержать ЦОДы самим, это не их бизнес. Именно они являются первыми кандидатами на то, чтобы сначала вынести инфраструктуру, потом подключить инженеров оператора к ее обслуживанию. Как только появляется аутсорсинговое обслуживание ПО, так сразу же при следующем обновлении его версий заказчик задумывается о том, нужен ли ему собственный софт или оператор может обеспечить его и этим.
CNews: На что технологически вы делаете ставку? На какие решения?
Александр Зайцев: Основной, ключевой идеей в наших предложениях заказчикам является модульность. За счет модульности сокращаются единовременные капитальные расходы, можно увеличивать дата-центр по мере роста потребностей, можно обеспечивать разный уровень доступности для разных клиентов, проводить перестройку ЦОДа без остановки сервиса.
Кроме того, мы делаем ставку на моделинг, компьютерную эмуляцию работы центра, на всех этапах: от проектирования до окончания реализации. Эта процедура дает возможность выбрать из различных охлаждающих систем, систем энергопитания. Становится понятно, что даст применение конкретных решений. HP, в том числе, проводит моделинг уже существующих дата-центров в целью их реинжениринга.
CNews: Как технически обеспечивается модульность?
Александр Зайцев: У нас есть законченное решение, ЦОД из коробки - Flexible DC. В этом случае ставится здание из легковозводимых конструкций, хладо- и генерирующее оборудование завозится на объект в контейнерах. В течение 6 месяцев пятимодульное здание полностью готово. По этому направлению существуют реальные проекты, которые стартовали в июне и будут закончены к Новому году. Они ведутся в Индии, Китае и штате Массачусетс в США. В России таких проектов пока нет, отечественные заказчики ждут завершения реальных внедрений.
Кроме того, существует модульное решение в бетоне, оно называется Next Generation Data Center. В этом случае здание возводится уже не из сендвич-панелей, но принцип остается неизменным: обязательный административный корпус и помодульное наращивание других корпусов. От "следующего поколения" здесь, в первую очередь, генерирующее оборудование и холодильные машины. Мы активно используем косвенное охлаждение (indirect cooling), сводим к минимуму потери разного рода. Когда не хватает возможностей воздуха, используется водное охлаждение и уже только в самом крайнем случае - фреон.
CNews: Какие проекты HP вы могли бы выделить особо?
Александр Зайцев: Из последних проектов, безусловно, выделяется проект про провайдера услуг co-location DataSpace . Это первый в Восточной Европе реально сертифицированный UTI по Tier-III Facility объект. Также ведем проекты в двух крупных российских банках и запускаем проект с одним из лидеров телекоммуникационной отрасли.
CNews: Давайте закончим вопросом о том, что нам ждать в индустрии создания дата-центров завтра?
Александр Зайцев: Мы на пороге большое инфраструктурной перестройки под облака, Мы со своей стороны пытаемся приспособить к такому переносу не только инфраструктуру, но и сервисы.
CNews: Спасибо.