|
|
Обзор
Рынок ЦОД 2011Обзор подготовлен
Существуют разные мнения о необходимости получения российскими дата-центрами официальных сертификатов, например, сертификата Uptime Institute. Свое мнение по этому вопросу, а также свое видение развития рынка дата-центров рассказали CNews Ирина Гришанова, коммерческий директор входящей в группу «МегаФон» компании «Синтерра», и Алексей Черевков, руководитель группы развития и поддержки услуг дата-центров «МегаФон».
CNews: Как бы вы охарактеризовали текущий этап развития рынка ЦОД в России?
Ирина Гришанова: За последние полтора года развитие этого рынка стало гораздо более заметным. Это касается как услуг, традиционно оказываемых дата-центрами, так и относительно недавно появившихся на рынке.
В частности, есть достаточно много компаний, которые предоставляют клиентам выделенные физические серверы, виртуальные серверы, а также услуги SaaS и всевозможные дополнительные сервисы. В направлении облаков смотрят сегодня даже те провайдеры, которые пока непосредственно ими не занимаются, а только изучают рынок и готовятся начать предоставлять подобного рода услуги. Появилось достаточно много компаний, которые строят новые дата-центры не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по всей России.
CNews: Как вы охарактеризуете место «МегаФона» в этой отрасли — сегодня и в ближайшей перспективе?
Ирина Гришанова: Мне кажется, что в формирующейся отрасли «МегаФон» занимает достаточно сильную позицию. С одной стороны, у «МегаФона» очень существенные внутренние потребности в дата-центрах. Для размещения собственного оборудования нужны серьезные площади, которые мы долгие годы брали в аренду, а некоторые — выкупали. На сегодняшний же день стоит задача консолидации наших площадок по всей стране. С этой целью будут строиться несколько новых крупных дата-центров «МегаФона».
Кроме инфраструктурной составляющей, которую мы развивали, исходя в основном из внутренних потребностей, у нас есть еще и многолетний опыт «Синтерры» по предоставлению коммерческих услуг. Сейчас процесс объединения двух компаний завершается.
Мы объединили опыт «Синтерры» с потребностями и планами «МегаФона», сформировали единую команду и объявляем сегодня о том, что выходим на коммерческий рынок в Москве, в Санкт-Петербурге и в других регионах страны. Сегодня большим преимуществом группы компаний «МегаФон» является квалифицированный кадровый состав и серьезный ИТ-ресурс. Поэтому мы уверенно позиционируем себя в качестве компании, предоставляющей всевозможные ИТ-сервисы на рынке.
Алексей Черевков
Алексей Черевков: У «МегаФона» огромный опыт на рынках B2C и B2B (особенно в области работы с небольшими корпоративными клиентами). У «Синтерры» — достаточный опыт обслуживания крупных клиентов. Человеческие и технические ресурсы наших дата-центров позволяют нам качественно обслуживать все эти категории клиентов.
CNews: Какие именно факторы, на ваш взгляд, определяют динамику, задают вектор развития российских дата-центров сегодня?
Ирина Гришанова: Серьезные изменения, о которых мы уже упоминали, обусловлены тем, что развились соответствующие технологии. Мы наблюдаем ряд интересных тенденций, например, переход от полукоммерческих версий виртуализации к появлению технологически развитых игроков, оказывающих услуги класса IaaS.
Раньше основная масса клиентов хотела размещать свое оборудование в ЦОД (colocation) и рынок формировал соответствующее предложение. А сейчас растет спрос на аренду серверов — потребности клиентов быстро меняются. Бурно развивается рынок аренды выделенных серверов, но много заказываются и выделенные виртуальные серверы (Virtual Dedicated Servers, VDS) — и это не намечающаяся тенденция, а уже вполне полноценное развитие данного сегмента рынка. Следуя за потребностями клиентов, мы, провайдеры, вынуждены переходить, в частности, в область виртуализации.
CNews: Насколько актуальна для рынка сертификация по уровню Tier 3?
Ирина Гришанова: Считаю, что существующее сегодня мнение многих клиентов о необходимости такого сертификата заставляет владельцев дата-центров, как минимум, изучить стандарты и пытаться им как-то соответствовать. По мере того как владельцы конкретного дата-центра начинают погружаться в эту тематику, к ним постепенно приходит и детальное понимание темы сертификации.
Во-первых, можно сертифицировать проект, а затем правильно сконструировать ЦОД. Потом можно совершить второй шаг — после окончания строительства сертифицировать уже готовый дата-центр. Третий шаг в этом направлении, о котором пока еще мало кто знает — можно сертифицировать команду, обслуживающую дата-центр. И вот тогда — это настоящий сертификат и полноценный Tier 3.
Представители компаний-лидеров мирового рынка подтвердили нам, что любые гарантии качества на уровне 99,99% невозможны без команды — людей, которые своей работой, своими руками добавляют эти десятые и сотые доли процентов, повышая тот базовый уровень надежности, который дает набор дорогого оборудования и правильно настроенная система. Грамотные процедуры обслуживания и правильно построенные бизнес-процессы, поддерживаемые квалифицированным персоналом, дают то, что нельзя сделать одним проектированием или даже грамотным строительством дата-центра.
Для «МегаФона» принципиально важны все три вышеперечисленных этапа. Если они пройдены, то клиенты видят все преимущества такого дата-центра в реальной жизни, при этом им уже не очень-то нужна бумага-сертификат. А повышенное внимание к факту обладания этой бумагой связано с тем, что очень многие дата-центры заявляют, что они соответствуют Tier 3, хотя на самом деле это не так.
Важно действительно все сделать в соответствии с Tier 3. Вот к этому «МегаФон» относится очень серьезно.
CNews: Ваш самарский проект — в числе тех трех дата-центров в РФ, которые на сегодня уже прошли подобную сертификацию. Планируете ли вы сертифицировать и другие площадки?
Ирина Гришанова: Мы приняли решение, что будем жить по стандартам Tier, и делаем для этого все необходимое. В частности, созданный сегодня концептуальный проект, к которому будут привязываться на местах все новые дата-центры, соответствует Tier 3. Но вот потратим ли мы деньги «на бумагу»? Со стопроцентной уверенностью сказать пока не могу.
Алексей Черевков: Когда начнутся стройки и будут составляться конкретные проекты, тогда этот вопрос вновь встанет и будет решен окончательно. Возможно, что мы не удовлетворимся соответствием Tier 3 де-факто и примем решение получить сертификат.
CNews: Что стимулировало вас к тому, чтобы получить сертификат Uptime Institute для одного из ваших самарских дата-центров?
Алексей Черевков: В какой-то степени нам было необходимо самим убедиться в том, что проект правильный, ведь опыта строительства дата-центров подобного объема и класса, по-моему, до нас в России не было. Официальный сертификат, который нами получен, говорит о том, что все действительно сделано абсолютно корректно, а значит, те наработки и те проектные решения, которые были использованы, можно смело тиражировать дальше на другие наши дата-центры.
Ирина Гришанова: Для нас эта сертификация была неким внешним подтверждением того уровня качества, которое мы сами себе задали изначально.
CNews: Стоит ли ожидать увеличение доли сертифицированных площадок в нашей стране? В связи с какими факторами?
Ирина Гришанова: Сложно делать прогнозы и строить предположения по этому поводу. Сотрудники тех компаний, с которыми мы по этому поводу разговариваем, часто заявляют, что их компании будут получать сертификат, так как это важно для клиентов. Думаю, время покажет.
Если клиенты скажут, что им понравился дата-центр, но они хотели бы увидеть и сертификат, то тогда мы однозначно пойдем сертифицироваться. Главное, чтобы мы могли это сделать в любой момент, и нам при этом не объявили: «Вы все не так построили, сертификат выдать вам не сможем». У нас есть уверенность, что у «МегаФона» такой ситуации не возникнет.
CNews: Каков уровень загрузки ваших ЦОД сегодня? В частности, самарской площадки Tier 3?
Алексей Черевков: Дата-центр в Самаре изначально задумывался и проектировался под собственные нужды в качестве внутренней ИТ-инфраструктуры «МегаФона». Загружен он хорошо — порядка 50% ресурсов сейчас потребляют наши внутренние системы.
Ирина Гришанова: В принципе, этот ЦОД — иллюстрация того, что в «МегаФоне» собрана высококвалифицированная ИТ-команда. Ведь самарский ЦОД загружается не локальными потребностями города Самары или даже Поволжского региона. На базе него внедряется виртуализация сервисов «МегаФона» по всей стране. Остальные мощности этого ЦОД будут заняты в течение следующего года, причем один из модулей мы планируем выделить под коммерческие облачные услуги.
Алексей Черевков: В Москве и Санкт-Петербурге загрузка ЦОД традиционно составляет около 100%. Из двух новосибирских ЦОД один загружен ориентировочно на 70%, второй — на 50–60%. В Самаре у нас есть еще один ЦОД, уровня Tier 2, свободных мест в котором скоро уже не будет. Казанский дата-центр загружен сейчас больше чем на 50%, и в 2012 г. мы планируем загрузить его уже практически полностью.
Подчеркну, что у нас есть ЦОД уровней Tier 3 и Tier 2. Соответственно, мы можем дифференцировать ценовую политику, поэтому наши дата-центры успешно заполняются.
CNews: Какая структура у ваших текущих доходов от услуг ЦОД? Какова доля colocation?
Ирина Гришанова: Основную часть выручки мы сегодня получаем от услуг collocation. Но уже состоялись продажи виртуальных серверов в Сибири, на Урале, однако, это первые продажи, которые не выглядят большими в денежном выражении на фоне общей выручки по colocation. Скорее, для нас это важно как опыт, как тот факт, что мы одними из первых на рынке начинаем предоставлять такие услуги.
Следует отметить, что существенный процент от выручки составляют услуги связи — connectivity: клиенты, установив у нас свое оборудование, покупают каналы связи, заказывают VPN, доступ к интернет и другие аналогичные услуги. Поскольку у нас «политика открытых дверей», клиенты могут заказать эти услуги и у другого оператора, но на практике клиенты заказывают у «МегаФона», как минимум, резервный канал связи.
Мы планируем, что уже в следующем году ощутимую часть выручки нам дадут облачные услуги, при этом colocation, по нашим прогнозам, будет и дальше расти в абсолютном выражении, причем очень серьезно.
CNews: Как распределяются сейчас доли заказчиков ваших услуг ЦОД? Какие изменения вы прогнозируете?
Ирина Гришанова: Крупные заказчики, которые занимают десятки и сотни стоек своим оборудованием, хотят, чтобы оборудование стояло не у них, а в каком-то очень защищенном месте с хорошей connectivity, где сконцентрировано множество провайдеров всевозможных телеком-услуг. В следующем году самые крупные наши заказчики, скорее всего, еще будут находиться в тренде установки собственного оборудования в дата-центрах.
Другая категория заказчиков из крупного и особенно среднего бизнеса уже довольно активно начинает интересоваться арендой принадлежащих «МегаФону» физических серверов — и переходить на нее. При этом им важен бренд производителя оборудования, а также важна возможность при необходимости нанести оборудованию «личный визит», получив доступ в помещение с серверами, выделенными под их нужды.
Наконец, становится все больше тех, кто услугу аренды физического сервера фактически воспринимает как облачную. Логика у таких клиентов примерно такая: «Если я нахожусь в Москве, то не буду ездить, скажем, в Самару, чтобы лично проверить оборудование. Однако я размещу его именно в Самаре, ведь connectivity там лучше». Аренда физических серверов перестает быть географически привязанной услугой и становится в чем-то похожей на облачную. Процесс осознания этого факта наиболее интенсивно происходит у клиентов из среднего бизнеса. Мы видим, что сегмент таких потребителей постепенно растет.
Малый бизнес больше смотрит на виртуальные серверы, на недорогие конфигурации, которые помогают решать задачи небольших компаний. Мы надеемся, что подобные услуги под брендом «МегаФон» будут восприниматься рынком как экономически выгодные и надежные.
При составлении своих бизнес-планов мы используем прогнозы IDC и других аналитиков. Но нам, практикам, кажется, что российский рынок переместится в облака несколько быстрее, чем предполагает большинство аналитиков.
CNews: Верите ли вы в будущее публичных облаков в России? Благодаря чему они смогут развиваться?
Алексей Черевков: Мы наблюдаем непрекращающийся рост спроса на облачные услуги класса IaaS. Увеличивается доля клиентов, которые не покупают оборудование (зная, что оно быстро станет неэффективным или морально устаревшим), не платят за его размещение в дата-центре, не оплачивают отдельно канал связи, а сразу заказывают VDS.
Ирина Гришанова: Мы начали серьезно заниматься VDS (и другими сервисами подобного рода) только в начале этого года. Ближе к осени на рынке начали появляться абсолютно понятные облачные бизнесы и начали приходить клиенты, рассказывающие, что не смогли найти у российских провайдеров нужного им облачного сервиса и были вынуждены заказать его за рубежом. Лично у меня появилось понимание того, что облачные услуги стали действительно востребованными. Скажу даже больше — спрос на них незначительно превышает предложение.
Мы уверены, что российский рынок положительно воспримет хорошо сделанную облачную услугу, сопровождаемую таким же SLA, какой предоставляют на Западе.
Алексей Черевков: Мне кажется, что в России пока нет таких компаний, как «МегаФон», которые способны оказывать действительно качественные облачные услуги. Есть ряд причин, по которым отдельные заказчики будут продолжать заказывать сервисы за рубежом даже при одинаковом уровне обслуживания за границей и в РФ. Однако при прочих равных условиях очевидно, что «МегаФон» обладает стратегическим преимуществом перед многими другими игроками этого рынка.
CNews: Какие тенденции, будут, по вашим ожиданиям, определять развитие рынка ЦОД в России в ближайшие годы?
Ирина Гришанова: Сегодня мы говорили в основном про услуги предоставления в аренду серверов, причем обсудили их достаточно подробно. Поэтому давайте сузим эту тему до услуг класса SaaS.
Скорее всего, мы увидим три важные тенденции, причем проявятся они в самое ближайшее время. Во-первых, развитая облачная технология поможет снять те ограничения, которые существовали до сих пор. Мы увидим появление облаков с абсолютно новыми приложениями, которых раньше не было.
В облаках принята особая модель ценообразования. В частности, не надо заранее платить ощутимых денежных сумм перед тем, как получить облачную услугу. Это ничем объективно не обусловлено, но уже успело стать общим правилом и может помочь развиться тем сервисам, которые до этого не были успешны просто потому, что не воспринимались правильно рынком.
Во-вторых, мы будем наблюдать постепенный переход в облака тех приложений, которые сейчас востребованы, например, в «коробочной» бизнес-модели. Впрочем, для разработчиков успешных на сегодня программных решений такой переход будет делом довольно второстепенным, а сам процесс произойдет достаточно плавно.
В-третьих, очень важным является фактор облачного usability — все провайдеры, которые захотят придерживаться новой модели, должны быть удобными для клиентов, подобно компаниям, уже сегодня продающим свои услуги через веб-ресурсы. Вполне возможно, что новые облачные сервисы быстрее всех разовьют компании из малого бизнеса.
Мы стараемся придумать и сконструировать облако «МегаФона» так, чтобы помочь новым игрокам, которые очень хорошо разбираются в разработанном ими ПО (а также в специфике конкретной отрасли), чтобы соответствовать ожиданиям клиентов не только с точки зрения функционала, но и с точки зрения usability. «МегаФон» выступает агрегатором, который собирает весь тот сервисный контент, который есть в его облаке, и предлагает его в максимально удобном виде конечным пользователям. Иными словами, мы стремимся создать такое облако, которое будет удобно и для потребителей, и для создателей облачных услуг.
Алексей Черевков: У нас нет жесткой привязки к уже существующим брендам ПО, которые успешны сегодня в мире «офлайн». Если компании удалось выпустить удобный, качественный, интересный для «МегаФона» программный продукт, то мы помогаем его довести до должного уровня и стандарта. При этом мы, естественно, не занимаемся непосредственно программированием, но даем необходимые советы, помогаем сделать так, чтобы новый сервис был качественно интегрирован в нашу систему, соответствовал нашей концепции. Я бы даже сказал — помогаем сделать сервис «красивым».
CNews: Как строятся ваши стратегические облачные планы?
Ирина Гришанова: Развитие услуг дата-центров с акцентом на облачные технологии является одним из наших ключевых стратегических направлений. «МегаФон» пришел на рынок этих услуг в самом начале, и мы понимаем, что нам придется вместе с другими игроками его формировать. Мы поставили себе цель — стать одним из ключевых игроков на этом рынке и развивать весь тот перечень услуг, который мы сегодня подробно обсудили. Мы обладаем всеми необходимыми предпосылками для этого — инфраструктурой, кадрами, пониманием рынка.
CNews: Спасибо.