Кирилл Шарин: Комбинация китайский вендор плюс российская привычка к «звериной конкуренции» приводит к плачевным результатам
Интервью CNews.ru дал Кирилл Шарин, коммерческий директор группы компаний «Легион»/«Legion Group».
CNews.ru: Можно ли решить проблему падения маржи в бизнесе дистрибуции или единственным путем в данном случае являются услуги VAD?
Кирилл Шарин: Маржа на ИТ-рынке падает во всем мире, стратегически, с этим борются укрупнением во всех видах, что позволяет поддерживать маржу в разумных пределах. Для этого требуется вмененяемый вендор, который не станет авторизовывать всех подряд по принципу «чем больше тем лучше», и разумный дистрибьютор, не работающий по принципу «всех замочу, один останусь» (все равно, это не работает). К сожалению, на нашем рынке комбинация китайский вендор + российская привычка к fierce competition приводит к плачевным результатам.
CNews.ru: Похоже, что дальнейшее усиление конкуренции будет ставить перед компаниями вопрос расширения собственных финансовых возможностей для развития, а следовательно, и вопрос привлечения капитала. Насколько остро ощущается финансовый голод сегодня и как ситуация может развиваться в ближайшие годы? Поучаствуют ли ИТ-компании в буме облигаций, который продолжается в России?
Кирилл Шарин: Финансовый голод ощущается, но текущая маржа в этом бизнесе, а также способы его ведения не способствуют привлечению средств из финансового сектора ни в России, ни из-за рубежа. Финансовых инструментов существующих на западе либо просто нет, либо они не работают. Так что основным ресурсом роста пока остается укрупнение и кредиты вендоров.
CNews.ru: Весна текущего года стала временем масштабных объединений крупных ИТ-компаний в России, в том числе, предприятий занимающихся дистрибьюцией. Допускаете ли вы возможность участия Legion Group в альянсах с интеграторами или другими дистрибуторами?
Кирилл Шарин: Да, допускаем. Однако, основной проблемой на сегодняшний момент является отсутствие сложившейся бизнес-культуры, а также привычка к fierce competition и традиционная для российского бизнеса непрозрачность.
CNews.ru: В предыдущем интервью нашему изданию вы говорили о том, что часто сами вендоры своими действиями или бездействием поощряют «серые» каналы. Речь шла об целенаправленной политике некоторых вендоров в данном направлении или об их недоработках?
Кирилл Шарин: Скорее, это сознательное нежелание бороться в силу относительной малости российского рынка. Хотя за последний год позиция многих вендоров в этом вопросе изменилась радикально, по крайней мере, на словах, а у отдельных и на практике.
CNews.ru: Насколько стабильны ваши отношения с вендорами? Какие ключевые сложности в работе с вендорами характерны для этого года?
Кирилл Шарин: Очень стабильны, мы просто по другому не работаем. С невменяемым вендором работать не имеет смысла. Нет перспективы, даже при всей возможной привлекательности продукта. Из-за этого мы недавно расстались с Microtek, также как пару лет назад с Xante. Ключевая проблема частое непонимание особенностей российского рынка: привязки к доллару, привычки к fierce competition, отсутствие единой бизнес-культуры и т.д. Те, кто умеют слушать, понимать и при этом делятся своим опытом, сильно выигрывают.
CNews.ru: Legion Group является крупным поставщиком полиграфического оборудования. Насколько оправдываются ваши надежды на рост этого рынка, какова его динамика?
Кирилл Шарин: К сожалению, по причинам системного характера (самая бьющая в глаза отсутствие НДС при импорте большой части печатной продукции, в силу чего российские печатники, покупая бумагу с НДС, сразу теряют 20% относительно зарубежных братьев) наблюдается отток капиталов и заказов в страны ближнего зарубежья. Выгоднее размещать заказы и ставить производства именно там, чему есть немало примеров. Прогнозы на будущий год существенно лучше в связи с многочисленными выборами и назревшими изменениями в технологии, хотя без решения системных вопросов и российских инвестиций в эту отрасль существенного роста продаж оборудования не будет.
Однако, надо отметить, что в последнее время все-таки наблюдается определенный подъем полиграфической отрасли, хотя и не в том масштабе в каком хотелось бы. Парк оборудования расширяется как новым так, в значительной степени, и б/у оборудованием.