|
|
Обозрение подготовлено при поддержке Российский рынок дистрибуции ПОПостепенное решение проблемы пиратства дает основу для развития российского рынка дистрибуции программного обеспечения. Темпы роста в данном сегменте заметно превышают темпы роста на рынке дистрибуции оборудования. Классы дистрибуируемых программных продуктов:
По оценкам 1С одного из лидеров российского рынка софтверной дистрибуции, до кризиса 1998 г. 80% сбыта компании приходилось на программы общего и делового назначения, причем более половины на программы собственной разработки, предназначенные для автоматизации учета. Именно эта часть ассортимента как жизненно важная для эффективности предприятий менее всего пострадала от кризиса, а по мере нормализации обстановки и в результате активных действий поставщиков постепенно восстановилась продажа других видов массового программного обеспечения, например операционных систем и компьютерных игр. Рынок программ деловой ориентации постоянно требует все более совершенных систем, современных и технологичных решений, при этом вопросам эксплуатации ресурсов уделяется все меньшее значение. В последние годы на рынке делового ПО зафиксирован рост интереса к системам защиты информации, антивирусам, который стимулирует общая компьютеризация рынка. Компании признают, что им есть что защищать, и готовы вкладывать в это средства.
Дистрибьюторы это оптовые компании, работающие напрямую с вендором ПО и поставляющие коробочные и По оценкам 1С, начиная с 1995 г., рост дистрибуции ПО в компании составлял примерно 40% в год. Глава компании Борис Нуралиев предполагает, что подобные же показатели за соответствующий период характерны и для всего рынка программного обеспечения. По итогам 2002 г. один из старейших участников рынка, компания Softline, констатирует рост совокупного оборота на 79% по сравнению с 2001 г. Поступательно возрастает доля софтверной дистрибуции в обороте системных интеграторов. По итогам 2002 г., при общем росте оборота департамента дистрибуции компании «Ланит» в 27%, наивысшие показатели роста продаж были достигнуты именно по направлению «программное обеспечение» 81%. Дистрибуция ПО на российском рынке долгое время считалась менее приоритетным направлением деятельности, чем дистрибуция «железа». В первую очередь это было обусловлено лояльным отношением бизнеса к использованию «пиратского» ПО. Подобная «несознательность» была обусловлена непростой экономической ситуацией в стране большинство потребителей нелегальной продукции утверждали, что чуть ли не единственный сдерживающий фактор в приобретении программ у официальных дистрибуторов это их высокая цена. Специфическую для российского рынка ПО проблему в области защиты прав на интеллектуальную собственность В настоящий момент в силу относительной стабилизации рынка, потребитель готов к приобретению легального ПО и за последние годы эксперты отмечают подъем на рынке софтверной дистрибуции. Развитие сегмента обусловлено также общим ростом темпов информатизации российской экономики. Активизируются шаги предприятий в сторону автоматизации, которая становится залогом успеха бизнеса. С другой стороны, по мере роста личных доходов и увеличения числа домашних компьютеров растет спрос на игры и обучающие программы. Характерно, что в софтверную нишу постепенно перемещаются и традиционные дистрибуторы «железа», отмечающие необходимость в диверсификации бизнеса, поскольку прибыль только на «железе» сейчас получать сложнее. Клиентам нужны интегрированные решения, комплексные проекты автоматизации процессов управления информационными потоками предприятий. От дистрибьютора теперь требуется не только поставить продукт, но также обеспечить необходимый консалтинг, установку, настройку и последующее сопровождение. Одновременно эксперты и ведущие игроки отмечают, что сам рынок софтверной дистрибуции меняется. Российские дистрибьюторы активизируют свои шаги в сторону региональной экспансии, кроме того, открывают представительства и в ряде стран СНГ. По оценкам экспертов, одним из перспективных регионов для российских дистрибуторов ПО становится Прибалтика, где существует строгое законодательство по отношению к продаже и использованию нелицензионного ПО. Ещё одной особенностью софтверного рынка Прибалтики является низкий уровень конкуренции, относительно высокие цены на программное обеспечение при том что местных компаний, обладающих широким спектром дистрибуторских соглашений, практически нет.
Компании, работающие на рынке софтверной дистрибуции, утверждают, что сейчас успех бизнеса напрямую связан с инновационным подходом к маркетингу поставляемого программного обеспечения. Клиенты ждут от дистрибутора комплексного подхода к продвижению программных продуктов, включая приобретение у производителя, доставку, проведение маркетинговых мероприятий, собственно продажу, консультационную помощь и послепродажную техническую поддержку. Стремясь соответствовать актуальным требованиям рынка, дистрибьюторы осваивают традиционные и новые инструменты В целях продвижения на рынке достоверной и актуальной информацией от ведущих западных разработчиков ПО некоторые дистрибуторы создают и поддерживают сайты тех западных компаний, у которых нет своего представительства в России, а также сайты популярных программных продуктов. В рамках обеспечения всесторонней информационной поддержки проводятся ежегодные партнерские семинары, выставки, Популярность приобретают новые для рынка методы дистрибуции, в частности, продвижение программного обеспечения через интернет, позволяющий пользователю арендовать любые онлайн и оффлайн ориентированные приложения в обмен на просмотр интернет рекламы. Дополнительный метод онлайн продвижения программных продуктов позволяет разработчиком ускорить процесс получения денег за свои разработки, а также открыть новый, прежде закрытый для дистрибуторов, сектор рынка и новый канал продвижения программных продуктов. В интернете появляются торговые площадки класса B2B, ориентированные на дистрибуторский бизнес. Подобные системы позволяют принимать заявки, а также поддерживают полный цикл обработки заказов менеджерами дистрибутора. Единая технология обработки заказов обеспечивается вне зависимости от канала их поступления. Заказы формируются как непосредственно в рамках системы самими дилерами, так и поступают путем традиционных способов коммуникации (телефон, электронная почта, факс). Мария Попова / Cnews Портрет дистрибьютора ПО: SoftLineКомпания издает семейство иллюстрированных каталогов программного обеспечения Перейти к полному тексту описания |