Своим видением причин, поведших к активизации направления VAD на российском рынке, и анализом последствий этих изменений, с CNews.ru поделились специалисты компании DIAMOND Communications.
За последний год анонсировано образование сразу нескольких крупных компаний на телекоммуникационном рынке, которые работают по схеме VAD дистрибуция с расширенным набором оплачиваемых услуг. Как правило, такие компании создаются в рамках холдингов, где ведущую роль играет крупный системный интегратор. Такой «реверс» в бизнесе вызван в первую очередь изменением ситуации в российских регионах.
Крупным системным интеграторам подчас невыгодно браться за мелкие проекты, которых на периферии в последние годы было довольно много. В результате в российской глубинке выросло множество мелких компаний, которые позиционировали себя как системные интеграторы, хотя в их портфеле было всего один-два интеграционных проекта, а большую часть их деятельности составляют простые перепродажи. Очень часто такие компании работали в связке с более крупным интегратором, что облегчало им доступ к современному оборудованию и новым техническим решениям. Наиболее успешные из этих мелких компаний, накопив опыт и ресурсы, стали весьма активно конкурировать с крупными системными интеграторами при решении местных телекоммуникационных проблем. Однако при таком положении вещей доступ местной компании к дилерской сети ведущих производителей становился ограниченным, и в ход шли «серые» схемы.
Подобная ситуация на рынке не могла долго продолжаться, т. к. она не устраивала ни региональные компании, ни производителя оборудования, ни крупных игроков на рынке системной интеграции. Но зачем бороться с ростом активности местных компаний, не лучше ли поставить этот процесс под свой контроль? Объединив знание местных условий региональной компании и опыт крупного системного интегратора, обе стороны только выиграют. Такое объединение производители оборудования могут только приветствовать, поскольку каналы сбыта становятся более прозрачными и управляемыми.
Одним из эффективных инструментов новой политики крупных системных интеграторов в регионах и стала VAD. Для реализации этой идеи компания DIAMOND Communications создала у себя систему дистрибуции, работающую по этой технологии. Не ограничиваясь обычным набором дистрибьюторских услуг (склад и таможенная очистка, доставка, авторизация у производителя, информационная поддержка), DIAMOND активно использует для развития своей сети финансовые инструменты, консалтинговые услуги, обучение и переподготовку специалистов. Ориентируясь в первую очередь на поставку оборудования местным системным интеграторам, DIAMOND поставляют не отдельные «коробки», а проверенные технические решения, оптимальные для выполнения конкретных телекоммуникационных проектов своих региональных партнеров.
Более того, в рамках VAD оказывается естественным дополнить дистрибуцию оборудования дистрибуцией сервисных услуг. В настоящее время, когда инфокоммуникационный сектор рынка сдвигается в сторону предложения решений, а не только товаров, необходимость в организации послепродажного обслуживания стала очевидной не только для крупных системных интеграторов, поставляющих на рынок системные проекты большого масштаба, но и для региональных интеграторов. Однако для организации технической поддержки на высоком уровне требуется наличие сертифицированного персонала, автоматизированной системы сопровождения запросов (АССЗ), эффективно отслеживающей все моменты оказания сервисных услуг, собственной службы логистики, складов быстрого резерва и т.п. Небольшая региональная компания просто не в состоянии «поднять» весь этот комплекс, требующий привлечения больших финансовых и людских ресурсов.
Таким образом, местный системный интегратор заинтересован в получении от более крупной компании комплекса услуг для обеспечения своей деятельности в регионе. Наиболее эффективно такой комплекс услуг может быть предоставлен в рамках VAD. Например, в схеме, предлагаемой DIAMOND Communications, местный интегратор представляет собой звено субконтракта между крупным системным интегратором (в нашем случае DIAMOND) и конечным пользователем. В результате клиенту становится доступной вся система технической поддержки и послепродажного обслуживания DIAMOND, что позволяет решать возникающие проблемы в крайне сжатые сроки, с участием высококвалифицированного персонала Службы технической поддержки компании (СТП), работающей в режиме 24x7x365, использующей хорошо отлаженную АССЗ.
Со своей стороны, местный интегратор, как субконтрактор, находясь в непосредственной территориальной близости к местам инсталляции оборудования, берет на себя функцию «быстрого реагирования», обеспечивая обслуживание клиентов в режиме «on-site» по контрактам, предусматривающим выезд специалиста в случае возникновения высокоприоритетных проблем. Компания DIAMOND, продавая сервис-контракты через сеть региональных партнеров и работая в тандеме с местными интеграторами, реализует, таким образом, эффективную и гибкую систему предоставления послепродажного сервиса конечным заказчикам во всех уголках России и ближнего зарубежья.
В отличие от классических дистрибуторов, для компаний создающих значительную добавленную стоимость VAD является эффективным рычагом для решения своих производственных задач и удобным инструментом для расширения бизнеса. Тем более что в данном случае VAD есть прямое продолжение основного бизнеса, перенесенное на несколько другую почву.