|
|
|
Барьеры, драйверы, мифыПо мнению участников рынка — разработчиков и их партнеров — существуют процессы и явления, которые препятствуют, или наоборот, способствуют развитию рынка систем документооборота в России. Эти оценки основаны на опыте внедрения и последующей эксплуатации СЭД. Политика и государственное регулирование Политические барьеры и драйверы (к ним относятся мнения о явлениях и процессах, касающиеся законодательных или регулирующих аспектов, включая стандарты и нормы) в настоящее время в большей степени содействуют развитию рынка систем электронного документооборота России, нежели препятствуют ему, однако сдерживающее влияние все-таки присутствует. Неопределенный правовой статус электронного документа, отставание законодательной базы по актуальным вопросам СЭД, отсутствие правовой базы ЭЦП (электронная цифровая подпись), и некоторые другие нормативные факторы, относятся к моментам, сдерживающим потребление СЭД и порождающим ряд вопросов и разногласий (по результатам исследований CNA, 2006 года). Например, электронный документ должен быть сформирован в одном из особых форматов, определенных в профессиональных «правилах» организаторов СЭД (например, Биржевые правила) чтобы приобрести правовой статус. Совокупность программно-технических средств, обеспечивающих применение электронной подписи и шифрования при организации электронного документооборота, применяется как в виде самостоятельных программных модулей, так и в виде инструментальных средств, встраиваемых в прикладное программное обеспечение. К основным политическим факторам, содействующим развитию рынка, участники рынка относят:
Экономические и рыночные факторы Экономические барьеры и драйверы (о процессах, происходящие на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях) на современном этапе не оказывают сильного негативного влияния на развитие рынка СЭД. Однако, по мнению участников рынка (исследование CNA, 2006 год), одним из главных тормозящих факторов является высокая стоимость систем электронного документооборота. Если взять за основу приобретение и установку «коробочного» решения со средней функциональностью для небольшой компании, то наращивание ее функциональности обойдется потребителю в 4-5 раз дороже начальной стоимости, а проведение всех дальнейших стадий внедрения СЭД (обучение пользователей, доработка и оптимизация системы) может увеличить ее стоимость еще в 2-5 раз. При этом потребитель часто не видит прямой связи между внедрением СЭД и повышением экономической эффективности работы компании и оценивает срок окупаемости проекта как длительный. Кроме того, существует мнение, что причиной большинства неудач проектов внедрения СЭД является как раз дополнительная прикладная разработка, которая уступает базовой системе по своему качеству, делает исходную систему менее стабильной, понижает ее производительность. При этом ее стоимость составляет от 50 — до 80% всего бюджета, что делает проект внедрения гораздо более дорогим. Ключевыми «развивающими» рынок экономическими и рыночными факторами, по данным опроса CNA (2006 год), являются следующие:
Инфокоммуникационные процессы Инфокоммуникационные факторы, связанные со сферой информационных и телекоммуникационных технологий, активно влияют на развитие рынка СЭД, и в основном — положительно. Развитие интернет, телекоммуникационных и информацонных технологий, совешенствование ИТ инфраструктуры на предприятиях, рост рынка КИС, по мнению участников рынка, способствуют совершенствованию предлагаемых технологических решений, повышению спроса на современные системы делопроизводства и документооборота. Внедрение ERP системы на предприятии, при этом, может являться как движущей силой, так и препятствием, т.к. увеличивает суммарные затраты предприятия на ИТ и предъявляет к СЭД требование интегрированности. Эффективное планирование и внедрение СЭД сегодня в мире связывают с использованием индивидуального подхода и разработкой программных модулей на заказ. Этот путь позволяет достичь максимального качества и получить высокие результаты. Однако, достичь этих результатов совсем не так просто, и освоение данных направлений внедрения СЭД и повсеместная польза от них, исходя из всего выше сказанного, могут быть не очевидны. По результатам исследований CNA (2006 год), 16% участников рынка одним из основных препятствий внедрения СЭД считают недостаточное финансирование ИТ бюджета, а 12% — недооценку важности развития ИТ на предприятии. Поэтому основной целью инфокоммуникаций разработчиков систем в отношении потребителя должно стать развитие представлений о важности создания и внедрения передовых, ресурсосберегающих, безопасных информационных технологий для производства конкукурентоспособной продукции. Социальные и психологические аспекты Самое большое количество участников рынка, по данным исследования CNA, в качестве препятствий для развития рынка СЭД называет социальные и психологические факторы. Квалификация менеджмента и сотрудников, уровень информированности о преимуществах СЭД, психологическая неготовность пользователей, консерватизм — факторы, которые являются основными причинами, сдерживающими развитие рынка СЭД. В ходе подготовки предприятия к внедрению СЭД менеджменту предстоит продумать множество вопросов: проанализировать собственные бизнес–процессы, подготовить требования к системе, выбрать наиболее удовлетворяющее им решение. При этом потребители часто интересуются примерами внедрения продукта в их отрасли, т.е. обращают первоочередное внимание на определенные аспекты деятельности предприятия и конкретные потребности компании, а не на функциональность системы и общие задачи управления бизнесом. Основные препятствия и их преодоление Наиболее положительно на развитие рынка СЭД в настоящее время в России влияют представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической и политической сферах, в то время как самыми сильными сдерживающими являются факторы, затрагивающие область социально-психологической сферы, в частности человеческий фактор и недооценивание важности ИТ и инвестиций в них. Движущие силы и препятствия рынка СЭД ИТ-компаниям, продвигающим свои продукты на рынке СЭД в России, важно проводить мероприятия по повышению уровня информированности потенциальных пользователей, в частности в области понимания преимуществ СЭД, оказывать помощь в выборе при уже осознанной потребности пользователей. Мифы внедрения и разработка модулей на заказ Создание электронной системы документооборота является одной из сложных задач автоматизации, объединяющей бизнес–процессы и структурные подразделения предприятий и организаций. Поэтому не может существовать универсальной системы управления любой организацией. Возможностей современных типовых систем вполне достаточно, чтобы решать самый широкий спектр задач, однако, для достижения максимального эффекта управления в конкретном бизнесе необходима разработка решений «на заказ». Большинство ИТ–компаний в качестве одной из основных услуг предлагают разработку специализированных модулей к системе управления предприятием, расширяющих функциональность стандартной системы с учетом особенностей бизнеса. При этом современное программное обеспечение управления интегрируется с большинством средств управления и приложениями обработки прикладных данных, учитывает специфику российских компаний, российских стандартов и требования государственных регулирующих органов. ИТ компании предлагают полный спектр услуг по разработке программного обеспечения, соответствующего индивидуальным требованиям — от предпроектного консалтинга и анализа до разработки, внедрения и поддержки программных систем заказчика, включая обучение его специалистов. Однако проблема состоит не только в том, что любой программный комплекс должен органично вписаться в существующую на предприятии систему управления. Чем дальше продвигаются современные информационные технологии, тем большие изменения должны произойти в самой системе организации и управления бизнес-процессами, тем больше проблем, связанных с человеческим фактором, необходимо будет решить. Нужно не только пересмотреть и оптимизировать многие процессы, но и понять и принять тот факт, что подобная система — это, с одной стороны, не более чем инструмент для построения эффективного документооборота предприятия, а с другой — еще и методика работы с документами и регламентами.
Полная информация о текущей ситуации на рынке СЭД, его объеме и динамике развития, тенденциях и перспективах, описание бизнес-моделей зарубежных и российских компаний, а также анализ структуры и характеристика потребительского спроса представлены в Отчете «Рынок систем электронного документооборота в России, 2006». Заполнить заявку можно здесь.
Елена Баканова / Cnews |