|
|
|
Законодательные основы использования ЭЦПРазвитие Интернет, глобальная информатизация общества и, в связи с этим, рост значимости электронных коммуникаций привели к тому, что возникла потребность в новых способах создания, хранения и передачи информации. Сегодня передача данных через интернет воспринимается в бытовом плане, как совершенно обычное дело. Однако, с внедрением электронных коммуникаций в область, где правят юридические отношения, остро возник вопрос об обеспечении юридической значимости электронных документов, как при создании, так и при передаче их адресату. При возникновении электронного документооборота возникает множество проблем, основной из которых является подтверждение подлинности документов, создаваемых и передаваемых в электронном виде. Для решения этого вопроса в последние десятилетия прошлого века было предложено применять электронную цифровую подпись (ЭЦП). Для легитимного применения ЭЦП законодателям, как в России, так и в других странах мира необходимо было разработать специальные законодательные нормы, регулирующие вопросы, касающиеся электронного документооборота вообще и ЭЦП в частности. В России процесс создания новых законодательных норм совпал с общим процессом модернизации правовой системы в конце XX — начале XXI века. Фундамент для ЭЦП Базовые положения, касающиеся ЭЦП, прописаны в нормах Гражданского кодекса РФ. Он предусматривает возможность заключения договора путем обмена документами посредством «...телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору». Кроме того, закреплена возможность «использования электронной цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами или соглашением сторон». Таким образом, в соответствии с положениями Гражданского кодекса России, сделки, совершенные с использованием электронной цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи, формально соответствуют сделкам, заключаемым в простой письменной форме. Стоит отметить, что в Гражданском кодексе прописан принцип технологической нейтральности, так как допускается применение «иного аналога собственноручной подписи». Несмотря на то, что, на сегодняшний день, по мнению большинства специалистов, реальных аналогов электронной цифровой подписи не существует, законодатели оставили пространство для маневра. Помимо общих законодательных актов, вопросы электронного документооборота регламентируют и несколько специальных законов, основными из которых являются федеральные законы «Об электронной цифровой подписи» (далее — закон «Об ЭЦП») и закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — закон «Об информации»). Эти законы закрепили основные положения, касающиеся электронного документооборота и, тем самым предоставили юридическую поддержку для использования СЭД в сфере государственного управления и предпринимательства. Электронный документ Прежде всего, в них дано четкое определение документа. Согласно закону «Об информации» документом признается «зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель». Понятие электронного документа было сформулировано четырьмя годами ранее в законе «Об ЭЦП».Это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Электронный документ, для того, чтобы он был признан юридически значимым, должен удовлетворять некоторым требованиям законодательства. Прежде всего, он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к документам, составленным в бумажном виде, что необходимо, например, для применения электронных документов в качестве доказательств (в суде). Причем, эти требования устанавливаются не только специальными законами, касающимися электронного документооборота, но и общими нормативно-правовыми актами (гражданским, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным кодексами и т.п.). Для правового признания электронных документов или сообщений, они должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП) или иными аналогами собственноручной подписи. ЭЦП в электронном документообороте выполняет несколько функций, а именно:
ЭЦП позволяет определить владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Электронная цифровая подпись в электронном документе считается юридически равнозначной «собственноручной подписи в документе на бумажном носителе» при одновременном соблюдении следующих условий, которые закреплены в законе «Об ЭЦП»:
Таким образом, закон «Об ЭЦП» установил взаимосвязь, в соответствии с которой действительность подписи зависит от результата проверки принадлежности ее владельцу сертификата ключа подписи и от правильности создания и применения такого документа как сертификат ключа ЭЦП. Сертификат ключа ЭЦП, в свою очередь, имеет юридическую силу при условии правомерных действий не только владельца сертификата, но и удостоверяющего центра, который изготовил данный сертификат. Совершенствование законодательства необходимо Как уже было сказано, вопросы применения ЭЦП регламентируются не только специальными законами, но и некоторыми общими нормами российского права, например, Арбитражного процессуального кодекса и Гражданского процессуального кодекса, называющих в числе доказательств среди прочего и электронные документы. Однако, реальная возможность применения ЭЦП оказалась ограниченной из-за недостатков законодательства. К ним можно отнести то, что, установив общие правила игры на этом рынке, закон не обеспечил гарантий их применения. Участникам электронного документооборота часто предъявляются не выполнимые в электронной среде требования о предоставлении в подтверждение сделки бумажных документов. Не установлены юридические критерии, предъявляемые к электронному обмену данными. Законодательство не регламентирует порядок передачи, получения, хранения электронных документов и иных электронных сообщений. Наконец, должным образом не защищаются интересы сторон, использующих электронные документы для заключения сделок. Кроме того, в российском законодательстве нет единого представления о том, что является оригиналом, а что копией документа в электронном виде. Следует также отметить, что российское законодательство требует предоставления в некоторых случаях оригиналов либо нотариально заверенных копий документов. На сегодняшний день такие требования в электронном виде невыполнимы, поскольку они не соответствуют положениям Основ законодательства РФ нотариате, которые ориентированы исключительно на бумажную форму документов и нотариального удостоверения электронных документов не предусматривают. Нормы «электронного нотариата» только начинают разрабатываться. Серьезной проблемой, не решенной до сих пор, оказалось законодательное оформление деятельности уже созданного корневого удостоверяющего центра. Корневой УЦ технически уже создан, но для официального начала его работы не хватает лишь соответствующего нормативного акта, которым будет определено, в чьем ведении находится корневой удостоверяющий центр и закреплены его функции. (Поэтому в настоящее время он не может быть использован для создания единого российского пространства доверия.) Таким образом, обеспечить благоприятные правовые условия электронному документообороту только посредством закона «Об электронной цифровой подписи» оказалось невозможным.
Полная информация о текущей ситуации на рынке СЭД, его объеме и динамике развития, тенденциях и перспективах, описание бизнес-моделей зарубежных и российских компаний, а также анализ структуры и характеристика потребительского спроса представлены в Отчете «Рынок систем электронного документооборота в России, 2006». Заполнить заявку можно здесь.
Нина Соловьяненко / CNews |