|
|
|
Регулирование рынка электронного документооборота за рубежомНормы регулирования в области СЭД в различных странах имеют много общих черт. Законодательная логика подчиняется логике технической, а технологии, используемые при организации электронного документооборота, достаточно универсальны. Законодательство в области систем электронного документооборота практически во всех странах мира относительно молодо. В среднем в законодательстве различных стран вопросам электронного взаимодействия насчитывается не более 10-15 лет Электронные документы представляют собой особую форму представления информации. Для того чтобы с точки зрения законодательства их можно было приравнять к документам в письменной форме, в первую очередь должна быть обеспечена аутентификация, т.е. возможность достоверного установления лица, направившего документ, и определения целостности текста при передаче. Поэтому в рамках правовой системы любого государства, вопросы, регламентирующие применение электронных подписей и связанных с ними услуг, являются одними из основных. Несмотря на то, что принципиальных отличий в нормах законодательства по СЭД и другим информационным системам различных стран практически нет, все же существуют некоторые нюансы, которые объясняются различиями в правовых системах. СЭД в объединенной Европе Законодательство зарубежных стран за последние годы значительно продвинулось в деле регулирования электронного документооборота. Тем не менее, в этой сфере пока остались некоторые нерешенные проблемы. Одной из них является несоответствие внутреннего законодательства, регулирующего электронный обмен данными, с принятыми международными соглашениями. Например, легализации электронного документооборота зачастую препятствуют положения национального законодательства, предписывающие использование документов исключительно в письменной форме на бумажном носителе или устанавливающие необходимость собственноручной подписи лица на таком документе. Кроме того, по сложившейся практике суды часто используют понятия «письменная форма» и «подпись» лишь применительно к «бумажным» документам. Тем не менее, развитие иностранного законодательства и международного права в данной области идет по пути выработки единых подходов к вопросам построения инфраструктуры электронного документооборота. В настоящее время зарубежные регуляторы придерживаются той точки зрения, что, в связи с глобальным характером распространения электронного обмена данными, любое национальное законодательство в этой области должно быть сведено к нескольким унифицированным и прозрачным законам. Это сочетается с общепринятыми международными подходами к созданию законов информационного общества, которые должны быть предсказуемыми, недискриминационными, прозрачными и технологически нейтральными. В 2000 году была издана специальная Директива Европейского Союза по вопросам электронной подписи, в которой данные принципы нашли наиболее полное отражение. Этот документ базируется на целях и задачах так называемого Римского Договора, направленного на обеспечение нормального функционирования внутреннего рынка Европейского Союза, свободного перемещения товаров и капитала, а также свободного передвижения физических лиц на всей территории Евросоюза. Директива устанавливает основные принципы применения электронных подписей в электронных документах и оказания услуг по выдаче сертификатов ключей электронной подписи для государств, входящих в Европейский Союз. Помимо прочего, в документе закреплены гарантии, что средства электронной подписи, которые соответствуют требованиям Директивы, могут свободно обращаться на внутреннем рынке. Кроме того, выполнение требований Директивы гарантирует, что электронные подписи, созданные с помощью надежных средств электронной цифровой подписи и имеющие соответствующий сертификат, юридически равноценны подписи на бумажном носителе и могут допускаться в качестве судебных доказательств. Государства-участники Евросоюза должны принять соответствующие Директиве законы и подзаконные акты. Примеры законодательства различных стран В большинстве развитых стран приняты специальные законы, регламентирующие и затрагивающие сферу электронного документооборота. США В США в 2000 году был принят Федеральный закон «Об электронных подписях в международной и внутренней торговле». Он посвящен общим принципам регулирования электронной торговли, в том числе, правовому признанию электронных сделок, а также включает большое число норм, регламентирующих применение электронных документов и электронных подписей. Стоит отметить, что Федеральный закон США отвечает тем же основным принципам, что и названная выше Директива Европарламента. Закон применяется в тех случаях, когда электронные подписи используются для совершения коммерческих операций. Он закрепляет правило, в соответствии с которым электронные документы и подписи приравниваются к документам и подписям в письменной форме. Исключением является ограниченное число случаев. Например, федеральные органы власти могут потребовать предоставить документ в письменной форме в случаях, диктуемых соображениями национальной безопасности. Закон предусматривает принцип технологической нейтральности, т.е. электронные документы могут быть созданы с использованием различных технологий. Кроме того, федеральный закон имеет приоритет над законодательством штатов, которое не может противоречить его нормам. При использовании электронной записи в суде в виде вещественного доказательства, суд может оценить способ или метод, при помощи которого электронная запись хранилась, содержалась или извлекалась, и принять решение о том, насколько данное вещественное доказательство является достоверным и точным воспроизведением такой электронной записи. В США в 2002 году был принят Sarbanes-Oxley Act (SOA), призванный улучшить отчетность предприятий, пользующихся услугами кредитного рынка США. Главным его требованием является создание внутренней системы контроля для всех данных, имеющих отношение к отчетности. Среди прочего предполагается введение электронных средств документооборота. Германия В Германии правовой режим электронных документов, подписанных электронными подписями, установлен «Законом о подписях 2001 года» и некоторыми другими нормативными актами, а также Директивой Европейского Союза «Об электронных подписях». Закон обеспечивает правовое признание электронных подписей, а также юридическую силу и допустимость электронных записей в качестве судебных доказательств. Кроме специального закона, юридическое признание электронных подписей прописано и в общем законодательстве Германии (например, Германском гражданском уложении, процессуальном законодательстве). В общих законах также прописаны и исключения из правил. Например, не могут быть представлены в электронном виде и, соответственно, подписаны электронными подписями завещания, векселя, и т.д. В соответствии с требованиями Директивы Евросоюза, законодательство Германии предусматривает использование, как цифровых подписей, так и электронных подписей в других формах, включая биометрию (принцип технологической нейтральности). В «Законе о подписях» устанавливаются различные виды электронных подписей: простая, усовершенствованная и квалифицированная. Лишь последняя является полным юридическим эквивалентом физической подписи, хотя первые две также могут применяться в судебных процедурах. В Германии обязательная аккредитация удостоверяющих центров не предусмотрена. Тем не менее, центры могут пройти добровольную аккредитацию в качестве так называемых квалифицированных поставщиков сертификационных услуг, или центров доверия. Только те сертификаты, которые выпущены аккредитованными удостоверяющими центрами, признаются квалифицированными. В Германии также был принят «Закон о контроле и прозрачности корпоративной сферы», который считается немецким аналогом американского SOA. В соответствии с ним, предприятие берет на себя обязательства по созданию надежной инфраструктуры ИТ. Индия В Индии в 2000 году также был принят «Закон об информационных технологиях» (ITA2000), который обеспечил правовое признание электронных записей и цифровых подписей. Данный закон внес изменения в Индийский Уголовный кодекс, Закон Индии о доказательствах, Закон Индии о Резервном банке и ряд других. ITA2000 не распространяется на такие документы, как векселя, завещания, а также договоры, относящиеся к операциям с недвижимостью. Закон ITA2000 предусматривает создание удостоверяющих центров, Контролера — органа, ведающего вопросами цифровой подписи и удостоверяющих центров, а также Апелляционного Суда по кибер-регулированию. «Закон об информационных технологиях» предусматривает, что документы, в том числе договоры, могут передаваться при помощи электронных средств связи, только при условии, что они заверены цифровыми подписями. Только такие документы являются действительными и принимаются судом в качестве доказательств.
Полная информация о текущей ситуации на рынке СЭД, его объеме и динамике развития, тенденциях и перспективах, описание бизнес-моделей зарубежных и российских компаний, а также анализ структуры и характеристика потребительского спроса представлены в Отчете «Рынок систем электронного документооборота в России, 2006». Заполнить заявку можно здесь.
Нина Соловьяненко / CNews |