|
|
|
Многоликий пользователь СЭДЗарубежные и отечественные ИТ–компании в настоящее время проводят активную политику продвижения на российский рынок систем электронного документооборота (СЭД) нового поколения: многофункциональных, гибких и надежных. При этом сегодняшний уровень конкуренции требует не только снижения издержек, но и качественных изменений в характере стратегии продвижения продуктов. Внедрение и использование СЭД на российском рынке имеет ряд существенных особенностей, здесь чрезвычайно важно адекватно оценить целевую аудиторию и понять: кто он — современный пользователь и заказчик СЭД? Насколько он заинтересован в новом поколении продуктов, и каковы стереотипы его восприятия? Портрет потребителя По данным CNews Analytics, численность предприятий в России, в которых установлена система электронного документооборота, на 2006 год составила 11000 — 12400. Доля компаний, использующих СЭД, среди всех российских предприятий и организаций, составляет менее 1%. Основными потребителями СЭД являются крупные предприятия и организации. По результатам исследования CNews Analytics, на предприятия с численностью более 500 человек приходится почти половина всех внедрений, осуществленных на рынке. Структура пользователей СЭД по величине предприятия Характерна тенденция роста числа пользователей СЭД среди предприятий малого бизнеса, однако темп прироста таких пользователей не превышает 10%. Основной спрос на системы электронного документооборота сосредоточен в Центральном федеральном округе. В Москве, Московской области и остальных регионах Центрального округа сконцентрировано около 50% рынка СЭД. Именно в этих регионах находится подавляющее большинство предприятий, использующих системы электронного документооборота. На втором месте по количеству предприятий, автоматизировавших документооборот, находятся Сибирский и Уральский федеральные округа, в которых представлено 16% и 11% предприятий, соответственно. Cреди предприятий и организаций — пользователей СЭД большинство — государственные и муниципальные. Почти 20% компаний, использующих СЭД, являются предприятиями топливно-энергетического комплекса и нефтегазовой отрасли. Производственные компании составляют 14% пользователей. Доля торговых предприятий и компаний, предоставляющих услуги, не превышает 15% в общей структуре пользователей. Отраслевая структура спроса Пользователями СЭД являются предприятия различных отраслей экономики, численности и географического расположения. Эволюция российского потребителя По мнению экспертов, российский рынок систем электронного документооборота до сих пор является не насыщенным — менеджмент большей части предприятий только начинает осознавать преимущества внедрения СЭД. Взгляд на автоматизацию документооборота как инструмента снижения рисков и конкурентного преимущества на рынке только начинает формироваться. Постепенно приходит понимание того, что СЭД — система, позволяющая объединить организацию в единое информационное пространство. Активно проявляются в нише СЭД и некоторые тенденции, характерные для развития рынка ИТ в целом. Тенденции на российском рынке СЭД
Современные российские потребители СЭД демонстрируют высокую степень понимания:
При этом конечные пользователи не всегда четко и ясно осознают, что они получают в результате процесса автоматизации. Поэтому стратегия компаний — внедренцев должна быть направлена на установление долгосрочных отношений с заказчиком, должны быть проработаны возможности гибкого реагирования на внешние и внутренние факторы, чрезвычайно важно глубоко понимать бизнес-стратегию организации в целом и роль ИТ в структуре предприятия. Потребности пользователей Потребность российских предприятий и организаций в оптимизации и автоматизации своего документооборота, в повышении эффективности коллективной работы продолжает расти. В ряде отраслей постоянно повышается спрос на современные технологические решения. При этом часто высокая функциональность сложных решений в области СЭД остается невостребованной потребителями. На обычном предприятии бывает достаточно недорогой, базовой функциональности системы управления документами. В настоящее время, по результатам исследований CNews Analytics растет спрос на ECM системы на крупных предприятиях — для них актуальна проблема создания единой информационной среды предприятия, интеграции систем с другими приложениями. Отмечается также и рост спроса на СЭД на предприятиях малого и среднего бизнеса. Малые компании тяготеют в сторону систем, автоматизирующих отдельные функции предприятия, и по причине невысоких ИТ бюджетов, компании такого рода будут отдавать предпочтение недорогим решениям. Эффективность проектов по внедрению СЭД часто зависит в первую очередь от того, насколько серьезно к ним относятся руководители разных уровней и рядовые сотрудники. В связи с этим возрастает значение бизнес–стратегии предприятия, так и корпоративной культуры. Преодоление этих трудностей — вопрос времени: уровень российского менеджмента растет, достаточно стабильная ситуация в экономике страны открывает возможности планирования долгосрочных стратегий развития компаний. В целом можно сказать, что ключевыми факторами успеха компаний — разработчиков СЭД в будущем станут адекватное реагирование на быстрые изменения рыночной ситуации, отраслевая специализация, интеграция и постепенный переход к новейшим технологиям.
Полная информация о текущей ситуации на рынке СЭД, его объеме и динамике развития, тенденциях и перспективах, описание бизнес-моделей зарубежных и российских компаний, а также анализ структуры и характеристика потребительского спроса представлены в Отчете «Рынок систем электронного документооборота в России, 2006». Заполнить заявку можно здесь.
Елена Баканова / CNews |