|
|
Обозрение
Рынок СЭД 2009Обозрение подготовлено
Open Source и SaaS пока не слишком распространенные феномены на мировом рынке систем управления контентом. Совокупно доля решений, использующих открытый код, или поставляемых по модели "ПО как услуга", пока не превышает 5%. Однако не исключено, что в условиях всеобщего курса на снижение издержек, именно они будут стимулировать рост этого рынка.
Рынок ЕСМ в мире вошел в период пертурбаций еще до кризиса 2008 г. Его облик постепенно менялся под влиянием консолидационных процессов. С другой стороны, перемены переживали и сами крупные игроки, внося изменения в свои линейки или позиционирование продуктов. Вообще отрасль заметно оживилась с приходом сюда инфраструктурных гигантов - Oracle, IBM and Microsoft, с их немалыми ресурсами, выделяемыми на R&D и на маркетинг. Правда, это резко осложнило "жизнь" малым и средним игрокам, которым становится все сложнее конкурировать. Соответственно, они пытаются выживать в нишах и ищут новые подходы, делая ставку на свою большую, по сравнению с гигантами, гибкость.
В подобных неспокойных условиях все большее распространение на мировом рынке ЕСМ начали получать идеи свободного ПО. Вообще это стало тенденцией последних лет на рынке корпоративного софта в целом – все большее количество компаний и госучреждений склоняется к СПО в своем стремлении к сокращению издержек, снижению ТСО и повышению уровня безопасности систем. ЕСМ-решения на Open Source достаточно громко заявили о себе в 2007 г. и зазвучали еще громче в 2008 г. Продолжал расти бизнес Alfresco (103% по итогам 2008 г.) и Day Software, уже завоевавших репутацию в этом секторе. Расширили свою деятельность Nuxeo и Knowledge Tree, также продающие не ПО, а услуги по внедрению и поддержке.
Поставщики "открытых" ЕСМ апеллируют к тому, что пользователям нужны простые и функциональное инструменты, и, в частности, таковыми они начинают воспринимать системы управления контентом. Они предполагают, что на рынке ЕСМ, вступившем в "эру" Web 2.0, обозначилась полярность – коммерческие против бесплатных инструментов. Т.е. речь идет о том, что Open source перестал быть специфическим "развлечением" ИТ-шников, а стал полноценным управленческим инструментом.
По данным Gartner, крупные вендоры, например, IBM и EMC, тоже начинают использовать компоненты с открытым кодом, что по идее должно поспособствовать повышению интереса к СПО. Однако пока, считают сами инфраструктурные "гиганты", "открытые" решения в большей степени привлекают (и ориентируются на) малый бизнес. По их мнению, это альтернатива скорее Microsoft SharePoint, чем традиционным приложениям ЕСМ. Критически же важные системы для крупных распределенных предприятий пока по-прежнему поставляют "большие" игроки. Несколько тормозит этот сектор и существующее на сегодня довольно скромное предложение "открытых" ЕСМ.
Страны-лидеры по уровню проникновения Open Source
Источник: Alfresco, 2008
Аналитики CMSWatch предполагают, что вообще в 2009 - 2010 гг. вокруг Open Source ECM будет много шумихи - на фоне нынешнего экономического спада дела игроков сначала пойдут хорошо. Однако потом неизбежно разочарование рынка в этих "более дешевых" альтернативах, которые по факту окажутся не такими уж и дешевыми (учитывая расходы на разработку, внедрение и поддержку). Тем не менее, по данным опроса Forrester, проведенного осенью 2008 г., 66% респондентов, представляющих западно-европейские компании, предполагают перейти на "открытую" ЕСМ в течение 12 месяцев.
Другим заметным трендом на рынке ЕСМ становится модель SaaS для распространения продуктов – например, со стороны таких игроков, как SpringCM, Hyland или Xythos. Все они представляют средний бизнес, однако растет число уверенных в том, что в какой-то момент к ЕСМ по SaaS придут и крупные вендоры.
Корни такой уверенности – как минимум, в достаточно высокой стоимости ПО. По данным опроса Gartner, 22% респондентов потратили в 2008 г. на системы управления контентом более 1 млн долл. Еще 14% "уложились" в сумму от 500 тыс. до 1 млн долл. Очевидно, что в условиях кризиса и стратегий на сокращение расходов, многие организации будут искать альтернативные способы управления контентом. Установки бизнеса сегодня – отказ от огромных инвестиций в инфраструктуру и по максимуму вывод непрофильных задач вовне – передача их аутсорсерам.
Правда, аналитики предполагают, что в целом доля SaaS на рынке ЕСМ так и останется до 2010 г. относительно небольшой, даже несмотря на все увеличивающийся интерес со стороны заказчиков. В этот период поставщики SaaS решений как раз получат возможность не спеша усовершенствовать свои предложения. Пользователи будут все чаще обращаться за полным комплектом инструментов и функциональных возможностей, считают в CMSWatch, и в результате данная группа поставщиков установит более тесное стратегическое сотрудничество с интерактивными агентствами, компаниями, занимающимися визуальным конструированием интерфейсов и HTML и CSS разработчиками.
Еще одна важная сегодня для рынка ЕСМ аббревиатура – СОА. Отчасти этот тренд подогревается заказчиками – в частности, растет спрос со стороны крупных компаний, которые постепенно переориентируют свои ИТ-ландшафты на сервис-ориентированные архитектуры. В ответ поставщики ЕСМ переходят к сегментации своих решений на основе сервисов, необходимых конкретным организациям (а не на определенных функционалах).
Тем не менее, то, что представляется как готовый к СОА продукт, не всегда является таковым, предупреждают аналитики CMS Watch. Эксперты обращают внимание на то, что "старые" поставщики рынка слишком привыкли ориентироваться на "настольные" приложения и не быстро вносят изменения в соответствии с меняющимися тенденциями рынка. Есть и объективная проблема – мало перейти к написанию веб-сервисов, для начала нужно договориться о единых стандартах безопасности, отмечают в CMS Watch, отталкиваясь от данных опроса 30 вендоров ЕСМ.
Тем не менее, активизация на этом рынке IBM, Microsoft, Oracle, усиленно продвигающих идеи СОА и соответствующие решения, вероятно, окажет свое влияние на популяризацию этой концепции. Тем более что преимущества перехода на СОА очень удачно вписывается в наиболее актуальные тренды на рынке ЕМС – сокращение затрат на интеграцию, повышение прозрачности и динамичности бизнес-процессов, снижение риска несоответствия требованиям регуляторов.
В ЕМС, включающей СОА в платформу EMC Documentum, считают, что потенциально эта архитектура позволит сократить расходы на развертывание ЕСМ и повысит эффективность решения как составной части базовой ИТ-инфраструктуры. В сервис-ориентированной архитектуре проще обслуживать приложения, вносить в них изменения, не влияя на выполнение бизнес-процессов, обращает внимание поставщик.
В любом случае игроки рынка и аналитики сходятся во мнении, что важнейшими трендами в развитии ECM-систем остаются освоение СОА-подходов и поддержка формата XML, а также интеграция с настольными приложениями и в целом – корреляция с технологиями Web 2.0.
Мария Попова, Анатолий Кравченко