Обозрение

Рынок СЭД 2009

Обозрение подготовлено

версия для печати
Развитию российского рынка СЭД препятствовали психологические барьеры

Развитию российского рынка СЭД препятствовали психологические барьеры

Наиболее положительно на развитие рынка СЭД в России до настоящего времени влияли процессы, происходившие в экономической и политической сферах. В то же время самыми сильными из сдерживающих считались факторы, затрагивающие область социально-психологической сферы - в частности, человеческий фактор, недооценивание важности ИТ и инвестиций в них.

Движущие силы и препятствия, которые способствуют развитию рынка систем электронного документооборота в России можно условно разделить на следующие группы: политические и регулирующие; экономические и рыночные (маркетинговые); инфокоммуникационные; социальные и психологические; отраслевые.

К политическим/регулирующим драйверам рынка и препятствиям относятся явления и процессы, касающиеся законодательных или регулирующих аспектов, включая стандарты и нормы. Так, 14% компаний, опрошенных CNews Analytics, назвали одной из важнейших движущих сил развитие нормативно-правовой законодательной базы в области электронного документооборота. Еще 6% связывают ожидания с государственными целевыми программами, а также с использованием СЭД в госструктурах (6%).

В числе препятствий респонденты CNews Analytics указывают неопределенный правовой статус электронного документа (10%), а также отставание текущей законодательной базы (8%) и отсутствие стандартов для СЭД.

Вообще политические и регулирующие факторы в большей степени содействуют развитию рынка систем электронного документооборота России, нежели препятствуют ему, однако сдерживающее влияние все-таки присутствует.

«Экономические и рыночные» движущие силы и препятствия включают все процессы, происходящие на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, а также касающиеся рыночных механизмов функционирования экономической единицы.

В перечне драйверов было упомянуто усиление конкуренции на рынке (14%) и в целом рост экономики страны (12%). Кроме того, стимулирует развитие рынка СЭД в России подъем малого и среднего бизнеса (8%) и региональных предприятий (6%), считают участники опроса CNews Analytics. Определенное содействие росту этого сектора оказывает и рекламная активность (4%). Важно и то, что компании начинают осознавать потребность в оптимизации своей деятельности, ищут инновационные способы повышения своей эффективности и снижения издержек. К этому обязывает в том числе и конкуренция с иностранными компаниями, особенно финансовыми или ритейловыми, выходящими на российский рынок. На волне всеобщего интереса к IPO закономерно растет значимость прозрачности деятельности – у публичных компаний же это обязательное требование.

Напротив, тормозят проникновение СЭД в России дороговизна систем (10%) и нехватка средств у предприятий (4%). В целом же общеэкономические факторы, по мнению участников опроса, оказывают не такое сильное негативное влияние на развитие рынка СЭД – частота называния экономических / рыночных факторов в качестве тормозящих развитие рынка довольно низка, за исключением фактора стоимости систем.

Стимулы развития рынка СЭД в России 2008

Источник: CNews Analytics, 2008

Инфокоммуникационные препятствия и драйверы включают все процессы, происходящие или касающиеся области информационных технологий и телекоммуникаций. Инфокоммуникационные препятствия, связанные со сферой информационных и телекоммуникационных технологий активно влияют на развитие рынка СЭД. В частности, это недостаточное финансирование ИТ-бюджета предприятия (16%) или недооценка значения информатизации (12%). Есть мнение, что финансирование СЭД все еще во многих случаях осуществляется по остаточному принципу. Известная проблема, с точки зрения поставщиков ИТ – то, что вложения в ИТ-сферу пока не воспринимаются как инвестиции (а исключительно как статья затрат).  Не в пользу СЭД-проектов и частое отсутствие политики развития ИТ на предприятиях.

Напротив, ИКТ-стимулы – это развитие интернет и мобильных технологий (10%), развитие ИТ-инфраструктур предприятий (8%), включая интеграционные механизмы, и в некоторой степени ERP-проекты (4%). Правда, с последними ситуация двойственная, считают респонденты CNews Analytics. Внедрение ERP-системы на предприятиях, по мнению участников рынка, может являться как движущей силой, так и препятствием, та как увеличивает суммарные затраты предприятия на ИТ и предъявляет к СЭД требование интегрированности.

Отдельные респонденты считают, что в плюс пойдет и появление на ЕСМ-рынке Microsoft со свойственной этой компании агрессивной стратегией продвижения, а также немалыми ресурсами, выделяемыми на R&D и на маркетинг. Хотя последними располагают в достаточной степени и инфраструктурные вендоры, также укрепляющие сегодня свои позиции на рынке ЕСМ, именно с Microsoft принято связывать популяризацию технологии и ее массовое распространение.

К социальным и психологическим относятся движущие силы и препятствия, которые касаются социально-психологических аспектов и характеристик как отдельной личности, так и группы. Социальные и психологические факторы в качестве препятствий для развития рынка СЭД называют самое большое количество участников рынка. Это в первую очередь недостаточная осведомленность менеджмента и в целом отсутствие подготовленных к СЭД кадров на предприятии (20%). Есть также проблема психологической неготовности к переходу на электронный документооборот – консерватизм указали 12% респондентов. Низкую информированность, непонимание возможностей СЭД считают главным барьером еще 10%. Также отмечается недостаточно высокий уровень культуры работы с неструктурированной информацией в российских компаниях, недостаточное понимание роли информационных технологий в достижении конкурентных преимуществ.

С другой стороны, как раз понимание менеджментом всех преимуществ СЭД считается чуть ли не основным драйвером рынка (12%). Содействуют его развитию и повышение квалификации менеджмента (6%), и повышение требований к качеству работы сотрудников (6%). Хорошим знаком стал для рынка приход в управление молодых кадров, привыкших пользоваться ПК и стремящихся избавиться от рутинной работы с бумагой.

Барьеры продвижения СЭД в России 2008

Источник: CNews Analytics, 2008

Помимо вышеуказанных движущих сил, участниками исследования были названы другие процессы и явления, влияющие на развитие рынка СЭД, касающиеся различных отраслевых явлений, т.е. происходящие на рынке СЭД или смежных отраслях - отраслевые драйверы. 10% участников опроса назвали в их числе усложнение структуры предприятий (количества документов), развитие концепции BPM.  Оптимизация бизнес-процессов способствует развитию рынка по мнению 6% участников. Отдельные  респонденты сфокусировали внимание на увеличении требований к прозрачности компаний, рост количества успешных внедрений, увеличение потоков электронных документов. В целом на пользу дела, безусловно, идет увеличение количества хорошо зарекомендовавших себя систем на рынке и накапливание статистики успешных внедрений.

В качестве отраслевых факторов, негативно влияющих на развитие рынка СЭД, были названы такие, как неструктурированность бизнес-процессов на предприятиях, сложность процедуры внедрения СЭД, особенно в силу неумения четко ставить задачи. С точки зрения увеличения финансирования проектов СЭД (или вообще – выделения на них средств в ИТ-бюджете), негативным фактором оказывается и сложная оценка окупаемости такого рода проекта.

Для нивелирования действия ряда препятствий участникам рынка рекомендуется проводить мероприятий по повышению уровня информированности потенциальных пользователей, в частности, разъяснить преимущества СЭД.

Мария Попова, Олег Шадрин

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS